НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Обновлённый UAZ Patriot. Ещё не кроссовер, уже не внедорожник?

13 августа 2013 10:01
Чтобы подключить передний мост и понижающую передачу, теперь достаточно лёгким движением кисти повернуть селектор на центральной консоли. И никаких тугих зудящих рычагов! Чем ещё обновлённый UAZ Patriot отличается от предшественника?

Чтобы подключить передний мост и понижающую передачу, теперь достаточно лёгким движением кисти повернуть селектор на центральной консоли. И никаких тугих зудящих рычагов! Чем ещё обновлённый UAZ Patriot отличается от предшественника?

Незадолго до премьеры Патриота 2014 модельного года мы взяли «недообновлённую» версию машины на длительный тест. Тестовый внедорожник щеголял новыми обивками дверей и передней панелью, за которой скрывалась полностью переделанная система климата. Но обивка крыши, потолочные ручки и, самое главное, центральная консоль, были старыми, образца 2005 года. Нельзя сказать, что эти детали интерьера уродовали похорошевший салон Патриота, но чувствовалась некоторая недосказанность: было очевидно, что ульяновцы отложили полное обновление, чтобы со временем отказаться от архаичных рычагов подключения переднего моста и понижающей передачи. И уже тогда перекроить центральный тоннель.

И наши предположения оказались верными! В самой свежей версии обновлённого UAZ Patriot управление внедорожным потенциалом возложено на крупную вращающуюся шайбу, расположенную позади рычага коробки передач. Появление такой «крутилки» стало возможным, поскольку вместо прежней, исконно уазовской раздатки появилась импортная, производства корейской компании Dymos. При этом, помимо исчезновения пары рычагов, мы обязаны новой раздаточной коробке улучшенными тяговыми характеристиками внедорожника: передаточное отношение «понижайки» отныне составляет 2,56 вместо прежних 1,94. И хотя ездовая презентация машины была молниеносно короткой, кое-что понять удалось.

Обновлённый УАЗ Патриот не получил систему постоянного полного привода, а сохранил верность старой школе — передний мост по-прежнему подключается жёстко. Для этого нужно повернуть шайбу на центральном тоннеле в положение «4H», после чего на панели приборов загорится соответствующий символ. Данную процедуру можно проделывать на скорости до 60 км/ч (это мы знаем только со слов уазовских инженеров, хотя при случае нужно будет изучить инструкцию — в тестовых машинах лежали «мурзилки» для дорестайлинговых Патриотов), а вот чтобы включить понижающую передачу, нужно остановиться, выжать сцепление и, повернув «крутилку» в крайнее правое положение, подождать 3-4 секунды

«Ползучесть» уазика улучшилась кардинально. На крутые склоны UAZ Patriot карабкается не просто уверенно — задорно! Можно не касаться педали акселератора, а внедорожник продолжит ползти на вершину подъёма на холостых оборотах. Но лучше регулярно подгазовывать, чтобы двигатель не заглох, иначе... Если машину заводишь снова, понижающая передача отключается (это своеобразная «защита от дурака»). А потом может и не включиться. Во время тестов первых серийных образцов обновлённого Патриота выяснилось, что электроника не всегда адекватно реагирует на команды водителя. «Шайба» — в крайнем правом положении «4L», а «понижайка» не включается! Трогаешься и проезжаешь несколько сотен метров и только потом на панели приборов загорается значок «4L», а стрелка тахометра взлетает вверх. Так недолго и «раздатку» загубить.

Но назад дороги нет. Поставить «раздатку» старого образца на новую машину невозможно. Во-первых, Patriot 2014 модельного года получил поперечину рамы другой конфигурации. Во-вторых, задний кардан лишился промежуточной опоры и отличается по длине от своего предшественника. Хотя рукастые умельцы наверняка научатся подгонять агрегат фирмы Dymos «по месту»... А пока предупредите знакомых джиперов, которым чужды электронные «примочки», чтобы искали оставшиеся на складах дилеров «рычажные» Патриоты или выбирали комплектацию Welcome (без удобных подножек и белого цвета), поскольку базовую версию уазика некоторое время продолжат комплектовать старой «раздаткой».

Формально, до- и послерестайлинговые машины стоят одинаково. За исключением одного «но»: на машины 2013 модельного года действовала утверждённая заводом скидка в размере 15 000 рублей, а новые Патриоты, уже оснащённые корейской «раздаткой», продаются без скидок. Самый доступный бензиновый внедорожник с агрегатом Dymos предлагается дилерами за 568 тысяч рублей, пикап стоит те же 568 тысяч. А вот автомобилей с дизелем и новой РКП пока не существует — их производство стартует позже

Благодаря появлению новой РКП, изменилась и конструкция «ручника». Прежде Патриоты оснащались трансмиссионным ручным тормозом: такая конструкция досталась уазовскому флагману вместе со старой «раздаткой», ведущей родословную от «четыреста шестьдесят девятого». Трансмиссионный «ручник» устроен примитивно (отдельный барабанный тормоз блокирует задний карданный вал), однако имеет один ощутимый недостаток: поскольку колёса связаны не жёстко, а через дифференциал (как устроен «дифф», мы рассказали во время теста Газели с дифференциалом Eaton), фактически тормозит только то колесо, которое имеет лучшее сцепление с дорогой! Теперь ручник работает «напрямую», тросы воздействуют непосредственно на тормозные барабаны задних колёс.

Вообще, раздаточная коробка стала локомотивом, который потянул за собой сразу несколько вагонов. Исчез древний трансмиссионный «ручник», обновилась центральная консоль, блок управления стеклоподъёмниками, наконец, переехал на водительскую дверь... Чтобы подчеркнуть отличие рестайлинговых Патриотов от прежних, «дореформенных», в фарах появились светодиодные «реснички». А ещё маркетологи скомпоновали толковый «зимний пакет»: за 9-13 тысяч рублей (в зависимости от выбранной комплектации) владелец ульяновского флагмана получит подогрев передних сидений, аккумулятор повышенной ёмкости, обогрев ветрового стекла, а также отдельную «печку» для задних пассажиров.

Изменения в салоне Патриота нагляднее всего видны на фотографиях формата «было-стало». Слева ― салон образца 2005 года, справа ― нынешняя генерация интерьера. Из того, что не увидишь на фотографиях отметим: <ul> <li>в новом интерьере не замечено скрипов и других «сверчков»,</li> <li>детали салона выполнены из мягкого, приятного на ощупь, пластика,</li> <li>система микроклимата на рестайлинговых машинах полностью переработана и работает много лучше</li> </ul>

С агрегатом фирмы Dymos UAZ Patriot получил и другую невиданную доселе опцию — тишину в салоне. Гул трансмиссии больше не заглушает музыку и разговор пассажиров! Исчезли вибрации, подвывания, дребезг рычагов — в общем, та милая слуху закоренелого уазовода какофония, которая долгое время считалась неотъемлемым признаком продукции Ульяновского автозавода. Особенно перемены заметны при включении понижающей передачи. Если раньше эта процедура сопровождалась такими звуками, будто шестерни РКП перемалывают сами себя, то теперь опознать режим «4L» на слух невозможно, только по индикации на панели приборов.

Говоря языком гаджетоманов, Патриот стал гораздо «дружелюбнее к пользователю». Это, конечно, не кроссовер — по управляемости рамной машине далеко до безрамных собратьев, но уже не кондовый внедорожник для любителей охоты и рыбалки. Но остался ли уазовский флагман внедорожником? Всё зависит, как будет вести себя новая «раздатка» на серийных машинах. Пока представители завода считают, что это журналисты неправильно включали «понижайку». А мы считаем, что это неисправность конкретной машины, которая просто «подустала» во время тестов... В любом случае, придётся дождаться большого полноценного теста новинки, который намечен на осень. Тогда же будут ответы и на другие важные вопросы. Как новый агрегат реагирует на преодоление бродов и установку больших колёс? И вообще, насколько надёжна корейская конструкция для российского бездорожья?

Накладно ли быть патриотом?

Смогли ли уазовцы вылечить старые «болячки»? Мы решили на собственном опыте оценить надёжность Патриота и взяли бензиновую — теперь уже дорестайлинговую — машину со старой раздаткой на длительный тест.

В декорациях деревенского пейзажа UAZ Patriot смотрится наиболее гармонично: здесь уместны и внушительные габариты, и большой клиренс. В городе же управление Патриотом требует определённой сноровки. О нюансах управляения ульяновским внедорожником подробно рассказывает наш материал <a title="«Обновлённый UAZ Patriot и неожиданный краш-тест»" href="/article/38906-obnovlennyi_uaz_patriot_i_neozhidannyi_krash-test/"" target="_blank">«Обновлённый UAZ Patriot и неожиданный краш-тест»</a>, а тест дизельной машины вышел под заголовком <a href="/article/39813-dizelnyi_uaz_patriot_i_tri_izvestnyh_bukvy/"" target="_blank">«Дизельный UAZ Patriot и три известных буквы»</a>

«Patriot — машина для настоящих мужиков! Это вам не „японец“, куда только масло да бензин заливай. Если берёшь „уазик“, следом надо покупать гараж, инструмента тысяч на 100 и копать смотровую яму», — так прокомментировали появление ульяновского вездехода на парковке другие автомобилисты. Неужели всё так страшно? Самое главное опасение — что машина «саморазберётся» на первой же неровности — имеет под собой некоторые основания. Первые Патриоты действительно приходилось по старой советской традиции «протягивать» после покупки. Но! Некоторое время назад на заводе начала действовать система контроля качества наподобие тойотовской, и крепёж рабочие стали затягивать на совесть.

Я не поленился и посетил «серый» уазовский сервис, где механик в промасленной спецовке проверил — все доступные резьбовые соединения затянуты как следует. Другая известная шутка — если из «уазика» ничего не течёт, значит, всё уже вытекло — тоже оказалась шуткой. Ни единой лужицы охлаждающей жидкости под машиной замечено не было! Равно как не нашлось «водопадов» других технических жидкостей. В 2009 году на машину начали ставить доработанные радиаторы системы охлаждения, затем внедрили более качественные хомуты, в блоке цилиндров заглушку из пластика заменили металлической... А течи из мостов вылечили сапунами новой конструкции.

<ul> <li>Окрасочный комплекс на заводе современный — фирмы Eisenmann. А вот грунтуются кузова Хантеров и Патриотов по старинке, методом анафорезного грунтования, оборудование для которого появилось в Ульяновске в далёком 1975 году. В 2014-м грунт, наконец, будут наносить методом «катафореза», а это, помимо лучшей корозионной стойкости покрытия, означает, что некоторые детали кузова будут штамповаться из оцинкованной стали — для «анафореза» оцинковка противопоказана</li> <li>До запуска «катафореза» коррозионную стойкость машин повышают как могут. Перед тем, как отправить кузов будущего Патриота в окрасочную камеру, сварные швы обрабатывают мастикой, а на выходе со сборочного конвейера уже готовый внедорожник тщательно «продувают» антикором</li> </ul>

В общем, за все последующие 5000 км пробега, пройденных и по убитым «направлениям», и по скоростным трассам (есть мнение, что последние особенно губительны для внедорожников из Ульяновска), ничего не сломалось, не разболталось, не отвалилось и не вылилось. Самой серьёзной проблемой оказался тугой рычаг «раздатки», который поначалу требовал поистине мужских усилий, но затем механизм приработался и радовал лёгкими и чёткими переключениями. И пускай старая РКП была действительно шумной и передавала на кузов ощутимые вибрации, зато работала «правильно».

Впрочем, некоторая доработка «уазику» после покупки требуется. Если вы планируете использовать машину по прямому назначению — то есть, для передвижения по бездорожью — то придётся несколько расширить «боевой» арсенал. Конкретно — установить блокировку дифференциала заднего (как минимум) моста. Вот только... В списке опций для Патриота такая позиция не значится. А значит, менять «дифф» придётся неофициально, у «серого» мастера. И тогда, если машину настигнут проблемы с трансмиссией, дилер не будет ремонтировать внедорожник по гарантии.

Машины, выпущенные с августа 2012-го по август 2013-го (тестовая машина как раз датируется концом 2012 года), отличаются «недообновлённым» интерьером. Здесь уже новые передняя панель и обивки дверей, но центральная консоль прежнего образца. Соответственно, и блок управления стеклоподъемниками и боковыми зеркалами расположен как на дорестайлинговых Патриотах — на торце бардачка-подлокотника, что требует определённой привычки. Также из отличий машин «переходного периода» отметим «восьмёрочные» подрулевые переключатели и примитивные потолочные ручки

А ещё Патриоту жизненно необходим один большой бензобак вместо двух маленьких общим объёмом 87 литров. Нынешняя система попросту неудобна: сначала нужно заправить правый бак, потом развернуться и заправить левый... По идее, можно забыть про вторую горловину и пользоваться только одним, основным, баком, но тогда при среднем расходе топлива на уровне 17 литров (тем, кто предпочитает более-менее динамичную езду, нужно ориентироваться на 20 л) придётся слишком часто заезжать на заправку. С дизельным мотором ситуация проще (расход топлива меньше, и одного бака вполне хватает), но российские автомобилисты такие машины покупают гораздо менее охотно, чем бензиновые.

И это неудивительно! За самый простой Патриот с шильдиком «Diesel» сегодня просят минимум 706 тысяч (это с учётом 15-тысячной скидки, которая действует на машины 2013 модельного года) да ещё продавцы обещают подарки на сумму от 25 до 40 тысяч. А вот бензиновый внедорожник заметно дешевле — от 499 тысяч рублей. Да, здесь не будет ни рейлингов на крыше, ни даже магнитолы, зато покупатель получит полноценный рамный внедорожник с огромным салоном и безразмерным багажником. Жаль только, что заводчане лишили «стартовую» комплектацию подножек: не могу представить, как забираться внутрь высоченной машины.

И ещё про удобства входа-выхода. В результате прошлогоднего рестайлинга с передней панели исчез горизонтальный поручень, и теперь, чтобы вскарабкаться на место переднего пассажира, требуется некоторая сноровка. Но тут никуда не денешься: в современные требования безопасности, по которым создавалась новая панель, пресловутый поручень никак не вписывался... Второй несомненный плюс рестайлингового интерьера, помимо возросшего уровня пассивной безопасности, — стало меньше деталей, и теперь салон радует тишиной. Ни скрипа, ни шороха, даже во время очень быстрого «прохвата» по разбитым дорогам. Похоже, что «сверчки» здесь не поселятся.

Выходит, быть патриотом, выбирая UAZ Patriot, отнюдь не накладно. Конечно, мы проехали на Патриоте 5 тысяч километров, а не 50 и не 500, но этого пробега вполне хватило, чтобы понять: нынешняя генерация вездехода гораздо лучше и надёжнее предыдущей. А если учесть цену... Согласитесь, что большой рамный внедорожник за полмиллиона рублей, уверенно глотающий неровности любого калибра, — это очень интересное предложение. По крайней мере, для тех, кому часто приходится ездить по разбитым «направлениям» российской глубинки и хоть иногда, но выезжать на бездорожье.

P.S. Мы знаем, по какому вектору пойдёт дальнейшее развитие UAZ Patriot и всего модельного ряда ульяновских внедорожников. Итак:

  • UAZ Hunter будет выпускаться и дальше.
  • Старая «буханка» будет заменена на модель UAZ Cargo.
  • УАЗ Патриот будут выпускать как минимум до 2020 года. Причем в 2016 году модель получит полностью оцинкованный кузов.
  • На 2014 год запланировано внедрение новой электропроводки, а также будет улучшена управляемость Патриотов и Пикапов. Полный рестайлинг этих моделей состоится в августе 2015 года (то есть, в продажу машины пойдут, скорее всего, в начале 2016-го): изменится оформление светотехники, появятся новые бампера. Ожидается и появление нового 2,0-литрового бензинового двигателя с турбонаддувом, который будет выдавать не меньше 150 л.с. мощности и 330 Н·м крутящего момента. Тогда же исчезнет система питания из двух топливных баков, а в списке опций появится автоматическая коробка передач.
  • УАЗ планирует выпустить новую модель с несущим кузовом. Скорее всего, в основу новинки ляжет SsangYong Actyon.

Подробнее о новинках УАЗа вы можете прочитать в материале «Новые УАЗ: готовится сенсация».

Алексей Кованов
Фото автора и компании Sollers