НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Alfa Romeo — крепкие старухи

18 июня 2013 09:01
При включении каждой следующей передачи GTA 1300 Junior будто обрушивается на тебя яростным проклятием, оглашая окрестности ревом, похожим на рев бензопилы, звук которой усилен в 10 раз

При включении каждой следующей передачи GTA 1300 Junior будто обрушивается на тебя яростным проклятием, оглашая окрестности ревом, похожим на рев бензопилы, звук которой усилен в 10 раз. Гоночная модель 60-х годов бросается в виражи каждый раз, как в последний. Она, конечно, давно является музейным экспонатом, но на трассе еще не разваливается на части. Итальянцы хорошо подготовились, стремясь продемонстрировать нам, что их раритетные спорткары молоды душой, а новинки — еще круче. Корреспонденту Авто Mail.Ru посчастливилось стать единственным журналистом из России, который смог попасть на тест-драйв уникальных раритетов на родине Alfa Romeo.

Когда представители компаний рассказывают, какими выдающимися были их автомобили прошлого, обычно приходится верить на слово. Каково соотношение правды и мифа — старожилы не упомнят. А про новинки часто говорят, что они унаследовали ДНК классических моделей... Побывав в автомобильном музее или прочитав очередную книгу по истории автомобилестроения, порой чувствуешь, что не так уж и приблизился к пониманию автомобильного культа прежних времен. Знакомиться с автомобилями «в теории» — это противоестественно. Не говоря уже о том, что печально смотреть на машины, которые никогда больше не будут носиться по гоночной трассе.

В Alfa Romeo, похоже, задумались именно об этом, поэтому решили показать, что их старинные спорткары рано воспринимать как памятники самим себе. На «домашнем» полигоне этой автомобильной марки — Балокко в пригороде Милана — с автомобильной историей нас знакомили, прямо скажем, в непривычном формате: садись, заводи и езжай. Никакого присмотра, ты один на один с машиной. В нашем полном распоряжении четыре раритетных спорткара плюс два «горячих» хэтчбека из текущей модельной линейки, и это, конечно, фантастический сравнительный тест-драйв. Все-таки умеют итальянцы красиво жить и ездить.

Столкновение эпох в испытательном центре Alfa Romeo было устроено по особому поводу. В этом году итальянская компания празднует сразу два юбилея. Самой марке уже за 100 лет, но два важных события произошли с ней в 1923 и 1963 годах. 90 лет назад у фирмы появилась своеобразная «дополнительная» эмблема Quadrifoglio Verde — лист клевера с четырьмя лепестками. Вначале ее рисовали на гоночных машинах — на удачу, — а в наши дни ей отмечают «топовые», наиболее скоростные модификации серийных машин.

Впервые лист клевера появился на альфовской машине в 1923 году на гонке Targa Florio на Сицилии, и с тех пор этот талисман украшал все гоночные машины марки

50 лет назад под крылом Alfa Romeo появилось гоночное подразделение Autodelta. Именно с этим именем связаны все спортивные успехи итальянской марки во второй половине XX века: в Формуле 1, в самых разных кузовных сериях и в ралли. А испытаниями машин занимались тут — на скоростных трассах в Балокко. Представители Alfa Romeo с гордостью отмечают, что обзавелись собственным автополигоном раньше, чем, скажем, Ferrari. Для справки: знаменитые треки Фьорано и Муджелло, на которых Ferrari занимается доводкой своих моделей, были построены лишь в начале 70-х.

Во главе Autodelta стоял один из самых авторитетных инженеров мира автоспорта своего времени — Карло Чити, прежде работавший в Ferrari (на фото — крайний слева)

На залитом солнцем треке лишенная гоночной раскраски Guilia TZ выглядит не грозным спортивным болидом, а изящным прогулочным купе — недаром над ее стилем трудились дизайнеры знаменитой кузовной студии Zagato. Никакой агрессии, автомобиль — сама элегантность. И информация о том, что под его капотом всего 112 л.с., заставит любого современного любителя быстрой езды лишь снисходительно улыбнуться. Но когда протискиваешься в тесный «кокпит», включаешь первую передачу и пробуешь тронуться, сразу понимаешь, что недооценивать ее — большая ошибка.

Guilia TZ, увидевшая свет в 1963 году, была первой моделью, производство которой было налажено в подразделении Autodelta, и на первой же своей гонке в Монце автомобиль с Лоренцо Бандини за рулем стал победителем. Модель разрабатывалась специально под участие в кузовных чемпионатах, и число выпущенных экземпляров едва превысило 100 штук. Сегодня за такую машину просят от $150 000 до 200 000

Мотор нестабильно бурчит на оборотах до 4000 — ему подавай гоночный режим езды. Стоит перейти этот рубеж, и купе рвется вперед, залпом глотая каждый километр, как рюмку с граппой. В этот момент всем телом ощущаешь, что «лошади» в отсутствии строгих экологических норм были помускулистей, чем сейчас, но главное — инженеры снижали массу автомобиля до запредельно малых величин. Шутка ли: Giulia TZ весит всего 660 кг. Все дело в том, что в основе конструкции — трубчатая рама, на которую навешены алюминиевые кузовные панели. Болид бросает тебя от поворота к повороту и словно орёт: «КТО СТАЛ ТРИУМФАТОРОМ 24-ЧАСОВОЙ ГОНКИ В ЛЕ-МАНЕ В 1964 ГОДУ, ТОТ Я!!!».

Пересаживаясь на серийную Alfa Romeo тех лет, замечаешь огромный контраст. На водительском месте купе Giulia Sprint GTA многое знакомо тому, кто немало отъездил на вазовской «шестерке»: большой, но тоненький руль, длинноходная ручка КПП с круглым набалдашником, специфическая посадка с согнутыми коленями. Итальянская школа автомобилестроения полувековой давности роднит эти модели во многом, но, конечно, далеко не во всем. В аббревиатуре GTA последняя буква означает «allegerita» («облегченный») — кузов целиком выполнен из алюминия, благодаря чему масса автомобиля составляет 745 кг. Ну а под капотом мотор, подобный тому, что стоит и на Guilia TZ: объем — 1,6 л, мощность — 115 л.с. Аналогичные вазовские двигатели не достигли такой отдачи по сей день.

Гоночная версия Guilia Sprint GTA стала первой в мире машиной, прошедшей Северную петлю Нюрбургринга менее чем за 10 минут

На трассе сразу становится ясно, что серийный аппарат создан совсем не для гоночных целей: при той же мощности, что и у Giulia TZ, «гражданское» купе демонстрирует очень плавный разгон, ну а в тихий мелодичный звук мотора лишь изредка примешиваются нотки металла. Глубокие крены в поворотах, рысканье при торможениях... Кто бы мог подумать, что именно этой модели в автоспорте светит большое будущее. «Джулии GTA» суждено стать самым титулованным Alfa Romeo в истории марки.

Раздувшиеся колесные арки из стекловолокна, шины «слик», бамперов нет, в салоне толстенные трубы каркаса безопасности — это уже совсем другая GTA. Именно она на треке плюется громогласными «ругательствами» из прямоточного глушителя и заставляет каждого, прокатившегося на ней, широко улыбаться, выходя из-за руля.

Giulia 1300 Junior появилась в 1968 году, и именно на ней впервые было применено решение, впоследствии ставшее традиционным для Alfa Romeo, — twin spark, то есть по две свечи на цилиндр

Да, годы берут свое: тормоза у этой GTA 1300 Junior явно не в порядке, давить приходится до самого пола. Впрочем, совсем не обязательно так уж сильно сбрасывать скорость перед виражами. Стабильность фантастическая! Сверхжесткая подвеска и широченные цепкие шины позволяют без опаски нестись по дуге, от души добавляя газ на выходе из поворота. Как следует из названия автомобиля, рабочий объем его двигателя буквально «детский» — всего 1,3 л. Но мотористы из Autodelta выжали из него целых 170 л.с. безо всякого наддува. Правда, найти общий язык с этим агрегатом довольно сложно. Высокофорсированную «четверку» можно смело крутить до 7500 об/мин, но вот каждый сброс газа заставляет ее биться в конвульсиях. А если чуть замешкаешься при переключении передач и будешь держать газ отпущенным более секунды, то автомобиль на полном ходу может заглохнуть. Несешься по прямику в полной тишине, судорожно нащупывая ключ зажигания...

Наконец, настало время опробовать модель, которая является высшей ступенью эволюции купе Giulia. Отличия от младших собратьев тут, конечно, не только в том, что машина стала «четырехглазой». Конец 60-х годов ознаменован наступлением новой эпохи в автоспорте: технические требования запрещают создавать столь легкие и непрочные кузова, как прежде, поэтому Alfa Romeo переходит с алюминия на сталь. Однако это компенсируется применением гораздо более мощных моторов. Формально модель называется 1750 GT Am, однако для гонок рабочий объем увеличат до 2 л, а мощность поднимется со 120 л.с. у базовой версии до 240 сил у модификации для кузовных чемпионатов.

Alfa Romeo 1750 GT Am дважды стала победителем European Touring Car Championship — в 1970 и 1971 годах

Штатный тахометр вывернут под 90 градусов, цифры лежат на боку, но только так можно что-то разглядеть сквозь маленький пухлый руль с логотипом Momo. В непривычно маленьких ковшиках кресел сидишь практически на полу. Автомобиль с легкостью набирает 200 км/ч, и в этот момент к ощущению восторга примешиваются тревожные мысли: ремня безопасности-то нет! Ну что ж, мы не на параде ретро-автомобилей, марке Alfa Romeo не чужд экстрим.

На двери верхняя ручка с двумя лепестками позволяет регулировать угол отклонения треугольной форточки (снимок вверху справа)

Из ревущего спорткара прошлого пересесть в современный «горячий» хэтчбек — это все равно что после рок-концерта послушать студийную запись. Последняя может быть лучше по каким-то параметрам, но ощущения прямого контакта с потоком страсти она дать не может. Развитие электронных систем безопасности, иные стандарты комфорта, экологические требования — все это изменило автомобили навсегда. Модель гольф-класса Alfa Romeo Giulietta в самой мощной 235-сильной модификации Quadrifoglio Verde («четырехлистный клевер») — это такой же типичный представитель класса современных хот-хэтчей, как Volkswagen Golf GTI или Opel Astra OPC, хотя и со множеством весьма интересных нюансов. Возможность познакомиться с этой моделью для нас любопытна уже потому, что на российский рынок спортивная модификация «Джульетты» пока не поставляется (нашим покупателям предложено максимум 170 л.с.).

От младших версий Giulietta Quadrifoglio Verde отличается более жесткой подвеской, тормозами Brembo и, разумеется, 1,75-литровым турбомотором, выдающим 235 л.с.

Увидев такое, пилоты Alfa Romeo 60-х годов лишились бы дара речи: на мониторе, возвышающемся над передней панелью, диаграммы отображают не только давление наддува, но и выдаваемую мощность, и развиваемые ускорения. Переключателем «фирменной» системы DNA можно переводить турбину в более производительный режим, а электроусилитель руля, напротив, делать менее мощным, чтобы баранка налилась приятной тяжестью и обрела четкий «ноль». Впрочем, выйдя на трассу, о «гаджетах» забываешь. Как и положено настоящей «Альфе», Giulietta увлекает самим процессом вождения куда больше, чем модными электронными системами. Хочется носиться круг за кругом, сколько позволяет время.

Да, по современным меркам, это совсем не экстремальная модель, а более или менее привычный переднеприводный хэтчбек. Но его повадки не лишены «изюма». Скажем, по данным производителя, Giulietta отличается самой низкой степенью недостаточной поворачиваемости в классе. Даже «единичка» BMW проигрывает, хотя, казалось бы, задний привод должен обеспечивать ей лидерство по этому показателю. Причина, по которой «итальянка» так охотно заныривает в повороты, кроется в работе системы Electronic Q2, имитирующей блокировку дифференциала и в вираже грамотно перенаправляющей вектор тяги между передними колесами.

Последние годы Alfa Romeo находилась в затяжном кризисе, знаковых новинок не появлялось, красотка Brera покинула конвейер, выпуск суперкара 8C Competizione ограничился 500 экземплярами. В тяжелой ситуации компания сконцентрировала все усилия на создании наиболее доступных спортивных моделей. Впрочем, в Alfa Romeo способны проявить себя и в компактном классе: маленькая MiTo Quadrifoglio Verde тому подтверждение. 170-сильный автомобильчик глотает виражи трассы в Балокко едва ли не задорней, чем «старшая сестра».

Подобно «Джульетте», MiTo Quadrifoglio Verde имеет систему, имитирующую блокировку дифференциала, очень уместно помогающую в виражах «зятягивать» машину внутрь поворота

Все дело в том, что по числу интересных технических решений эта модель в чем-то даже превосходит «Джульетту». Например, она получила активные амортизаторы, меняющие свои характеристики «на лету». В В-классе подобной подвески нет вообще ни у кого. Характеристики мотора если и не поражают воображение, то все-таки заставляют сердце биться чаще. Фиатовский турбодвигатель объемом 1,4 л выдает 170 л.с. и отличается любопытным конструкторским решением — «бездроссельным» механизмом газораспределения, в котором вообще отсутствует жесткая связь между кулачками и клапанами (данная система названа MultiAir). В инженерной среде эта разработка оценена весьма высоко: в 2010 году мотор был удостоен приза «Двигатель года».

В последние годы Alfa Romeo активно спонсирует мотогонки в классе Superbike и для поклонников этого спорта даже создала особую комплектацию MiTo SBK. Покупатель может выбирать между тремя вариантами окраски крыши, контрастирующими с основным цветом кузова. Также борта и капот украшены узкими полосками, придающими облику стремительности

Как бы ни были интересны нынешние альфовские модели, но на российском рынке судьба марки Alfa Romeo складывается очень трудно. Сегодня на всю страну по сути два с половиной автосалона. Причем статус официальных дилеров имеют только две питерские компании. В Москве же есть официальный сервис марки, который параллельно приторговывает машинами, не нося дилерского статуса. И в целом объемы поставок итальянских моделей в нашу страну мизерны — за весь прошлый год было продано меньше 30 машин.

«Просто» Giulietta, так же, как и младшая модификация MiTo, поставляющиеся в Россию, внешне смотрятся ничем не хуже «горячих» версий, побывавших на нашем тесте. По дизайну между ними — минимум отличий

Едва ли нынешние довольно недешевые хэтчбеки способны снискать у нас большую популярность: за миниатюрный MiTo с мотором мощностью 135 л.с. просят от 930 000 руб., за 120-сильную «Джульетту» — 900 000 руб., а за нее же в 170-сильной версии — от 1 060 000 руб. И даже если на рынок выйдут «горячие» версии Quadrifoglio Verde, погоды они, конечно, не сделают. Однако на подходе спорткары куда серьезнее!

Этой весной на Женевском автосалоне компания показала свое компактное, но при этом экстремально быстрое купе Alfa Romeo 4C (на фото ниже). Также на ближайшие годы намечены еще несколько знаковых новинок. В 2015 году на рынок выйдут седаны и универсалы D-класса Giulia, которые в модельном ряду займут место снятой с производства Alfa Romeo 159. Причем, в отличие от предшественницы, новинка будет создана на крайслеровской заднеприводной платформе. На ступень выше встанет модель бизнес-класса, которую создадут на базе представленного в этом году Maserati Ghibli. А еще одной новинкой, которая появится через два года, окажется миниатюрный двухместный спорткар на платформе Mazda MX-5 следующего поколения.

Вся надежда на чужие технические разработки? Что ж, такова сейчас для Alfa Romeo цена выживания. И все-таки своеобразное практическое занятие по истории, которое компания устроила в Балокко, оставляет надежду на лучшее. Если даже старинные произведения инженерного искусства готовы выйти на гоночную трассу по первому требованию, значит, в генах марки особая живучесть. Ну а жизнелюбия итальянцам не занимать.

Древняя история и alta moda

«Alfa Romeo Milano» — именно так писали на эмблеме автомобильной марки большую часть ее жизни, и лишь в 1972 году компания перешла на более лаконичный логотип, с которого исчезло название города. Но итальянская столица моды и итальянские спорткары не утратили духовного родства. Красота машин всегда была под стать тенденциям «alta moda» («от кутюр»), которые задает Милан. А еще в этом древнем городе, имеющем 2600-летнюю (!) историю, пульсирует по-итальянски ироничное и в некотором смысле «карнавальное» отношение к жизни. В старинных «декорациях» воплощаются актуальные общественно-политические тренды: витрина первого же встреченного мной книжного магазина оказалась украшенной масками Путина, Обамы, английской королевы и... Джастина Бибера.

Одним из главных символов города является беломраморный собор Дуомо — четвертый по величине в Европе, строительство которого затянулось с 1386 года до начала XIX века. Его стены со всех сторон украшены без преувеличения сотнями скульптур христианских святых, причем особенность изваяний — в фантастической анатомической точности. Одна из скульптур внутри собора даже долгое время использовалась как пособие для студентов-медиков.

Что касается мира «фэшн», Милан является его центром не только раз в году, когда тут проходит неделя высокой моды. Любители шопинга по достоинству оценят так называемый Квартал моды, в котором свои бутики имеют все главные марки одежды Италии — от Armani до Zegna.

Павел Ёлшин
Фото автора и компании
Alfa Romeo