НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Peugeot 208 GTi. Три весёлых буквы

8 апреля 2013 10:00
Французы представили новую «зажигалку» с шильдиком GTi и уверены, что самый мощный «208-й» достоин носить имя легендарного предка 205 GTi. Оправданы ли ожидания? В роли рефери выступили коварные повороты «Дороги Наполеона» на юге Франции

На презентации Peugeot 208 GTi французы часто повторяли слово «сюрприз», намекая, что приятные моменты ждут нас на маршруте. А один из них стоял уже у входа в отель — это был оригинальный Peugeot 205 GTi 1.9, неизменно собиравший вокруг себя толпу журналистов. Жаль, поездить на нём не давали, но открыть лёгонькую и тонкую дверь, посидеть внутри живой легенды «горячих» хэтчбеков, пощупать потёртый за 115 тысяч километров руль и ощутить объятия боковой поддержки кресел 205 GTi — редкая удача. И в Peugeot уверены, что 208 GTi по праву носит знаменитый шильдик. Это очень смелое заявление!

Peugeot 208 GTi <a href="/article/38662-peugeot_privezla_v_parizh_zaryazhennyi_208_gti/" target="_blank">дебютировал</a> осенью прошлого года на <a href="/news/" target="_blank">Парижском автосалоне</a>. Новинка уже продаётся во Франции по цене от 24 500 евро. На выбор — пять цветов кузова (белый, серебристый, красный, серый и чёрный), два варианта исполнения колёсных дисков (дизайн спиц не меняется) и наборы наклеек

О более современных предшественниках 208 GTi — моделях 206 RC и 207 RC — французы особо не вспоминали и не привезли их под Ниццу для дополнения исторического ряда. Оно и ясно — машинам не хватало «градуса удовольствия», который так ценили в «205-м», а 207 RC получился не только тяжёлым, а ещё и не шибко надёжным из-за проблем с мотором. Так что перед инженерами стояла непростая задача — надо было облачить дух именитого предка в современную упаковку, сделать качественный ремикс на хит почти 30-летней давности.


Оценки труду инженеров мы выставим чуть позже, а вот работа дизайнеров вызывает немало вопросов. Зачем столько хрома на спортивной версии? Он и на корпусах зеркал, и на решётке радиатора, и на заднем бампере. Да и 17-дюймовые колёса в двуцветном исполнении едва ли можно назвать образцом стиля. Словом, изысканностью и элегантностью предков тут и не пахнет. Тем заметнее этот диссонанс внутри — как будто над интерьером работали независимо от внешности.


В салоне Peugeot 208 GTi всё создано по канонам «хот-хэтчей» и по мотивам 205 GTi. Водителя и пассажиров встречают отличные сиденья с комбинированной обивкой, алюминиевые накладки на педали и набалдашник рычага КПП, руль с логотипом GTi и, конечно, обилие красного цвета — прострочка на креслах, передней панели, дверные ручки и окантовка приборного щитка. Кстати, в Peugeot явно поскромничали, разметив шкалу спидометра до 230 км/ч (финальная риска означает 240), то есть фактически до заявленной «максималки».


Разогнаться до таких скоростей позволяет турбомотор EP6CDTX объёмом 1,6 литра, который выдаёт 200 сил и 275 Н∙м крутящего момента. Солидные характеристики для машины массой 1160 кг (без учёта водителя, но с полным баком). Peugeot с гордостью заявляет, что это самый быстрый GTi в истории — «сотню» с места 208 GTi набирает за 6,8 секунды, а километровый отрезок проезжает за 26,9 секунды. Верим! Тяги у двигателя столько, что только успевай орудовать рычагом шестиступенчатой «механики»! Кстати, специально для 208 GTi были изменены передаточные числа, но коробка всё равно осталась несколько «длинноватой» — на второй передаче упираешься в отсечку на 107 км/ч.

Передние кресла 208 GTi очень удобны, а валики боковой поддержки теперь не «бутафорские», как у 206 RC/207 RC, и действительно плотно удерживают тело. Обивка с красной полосой — дань 205 GTi. Доступ назад затруднён, но двое взрослых людей среднего роста там уместятся легко

Впрочем, разгону это не помеха — мотор исправно выдаёт ньютон-метры в широком диапазоне. Но для быстрой езды лучше не опускаться ниже 2500 об/мин. А на «верхах» двигатель буквально расцветает и яростно разгоняет 208 GTi, пока стрелка тахометра не упрётся в предельные 6800 об/мин. И браво инженерам, настроившим выхлоп скромного по объёму агрегата — звук великолепный! Басовитые нотки ближе к отсечке сменяются злобным рыком, а если сбросить газ на высоких оборотах, то Peugeot эффектно «отрыгивает» — брр-боп-боп-боп. Разве что огнём не плюётся...

Двигатель с заводским обозначением EP6CDTX (Евро-5) уже известен по Peugeot RCZ и развивает 200 л.с. при 5800 об/мин и 275 Н∙м уже с 1700 об/мин. Среди особенностей двигателя — непосредственный впрыск топлива, турбокомпрессор типа twin-scroll (в пике «дует» на 1,2 бар), фазовращатели обоих распредвалов, система бесступенчатой регулировки подъёма впускных клапанов, электрический насос системы охлаждения. Агрегат со сцеплением и моторным маслом весит 120 кг

Не успев толком насладиться, мы упёрлись в первый сюрприз маршрута — 4-километровый перекрытый участок дороги. Чем не раллийный «доп»? Причём туда приехал Жиль Паницци — асфальтовый ас, выигравший за рулём Peugeot 206 WRC семь этапов чемпионата мира по ралли. Жаль, с маэстро нам прокатиться не удалось — слишком большой оказалась очередь. А сам отрезок пути оказался не особо интересным, да и перед стартом нас попросили не терять голову — красноречивые следы от шин в первом же повороте, ведущие в лес, охладили пыл. Так что мы с чистой совестью поехали дальше. И не пожалели!

На ходу Peugeot 208 GTi не напрягает излишним шумом или тряской. И только шины на шершавом асфальте перехватывают инициативу, перебивая все другие источники посторонних звуков. Коэффициент Cx у Peugeot 208 GTi составляет 0,34, что можно считать неплохим показателем для короткого хэтчбека

Медленный и «затычный» серпантин потихоньку становился менее закрученным и в итоге превратился в череду ходовых виражей. Постойте, да это же «Дорога Наполеона», где год назад я носился за рулём купе Subaru BRZ — одно из лучших мест на Земле для любителей быстрой езды! Машин тут очень мало, ширина позволяет исправлять собственные ошибки, а пейзажи попросту захватывают дух. И именно здесь Peugeot 208 GTi раскрывается по-настоящему. Способность этого «львёнка» цепляться за асфальт поражает — поворот за поворотом пытаешься ехать ещё быстрее, а ему хоть бы хны. А если всё-таки превысить скорость на входе, то 208 GTi на мгновение пропихивает переднюю ось, а потом начинает плавно соскальзывать наружу всеми четырьмя колёсами. Великолепный баланс!


Это вдвойне удивительно, если посмотреть на шины — Michelin Pilot Exalto с профилем 205/45 R17. И в голову снова лезет параллель с Subaru BRZ и её двойником в лице Toyota GT86 — там покрышки и вовсе не спортивные, а в дорогу купе вгрызаются мёртвой хваткой. Вот что значат шасси и скромная масса. Любопытно, что ширины колёс хватает и для эффективного выхода из медленных «шпилек» — пробуксовка бывает только на первой передаче. И, разумеется, при отключенной ESP — от её опеки можно избавиться полностью.

Багажник объёмом 285 литров — точно такой же, как у обычных Peugeot 208. А в подполье — полноразмерное запасное легкосплавное 17-дюймовое колесо!

«Хот-хэтч» от Peugeot радует и интуитивно понятным поведением — к машине не требуется никакой адаптации, ехать быстро можно с первых же километров пути. Руль всегда налит солидным усилием, стоит чуть отклонить его в сторону, причём маленький диаметр «баранки» не наделяет 208 GTi резкими реакциями в «околонулевой» зоне. А ведь именно за это мы пожурили обычный «208-й» во время январского теста в Словакии! Более того, версия GTi оказалась ещё и... комфортнее за счёт энергоёмкой подвески — неровности растворяются в недрах амортизаторов, да и не громыхает ничего. По щербатому асфальту 208 GTi идёт, будто приклеенный — ни раскачки, ни рыскания из стороны в сторону. И лишь на малом ходу начинается расплата в виде подробного повторения профиля дороги.

Шасси Peugeot 208 GTi отличается от обычных «208-х» расширенной колеёй (+10 мм спереди, +20 мм сзади) и более жёсткими элементами (передний подрамник, шарниры рычагов). Архитектура осталась прежней — стойки МакФерсон впереди и торсионная балка сзади. Цель при настройке — добиться нейтрального характера поворачиваемости (вместо недостаточной у 207 RC и избыточной у 205 GTi). Интересно, что отрицательный развал передних колёс составляет 0,47 градуса, а задних - 1,7 градуса. От упора до упора руль совершает 2,9 оборота.

Нет претензий и к тормозам, хотя их тест оказался по большей части случайным — коварный изгиб дороги вынудил серьёзно сбрасывать скорость, но Peugeot 208 GTi с честью вышел из этой ситуации. И снова удивило простое решение — спереди установлены вентилируемые 302-миллиметровые диски, а сзади — вообще сплошные «блинчики» диаметром 249 мм! Плюс обычные «плавающие» суппорты. Конечно, на гоночном треке они наверняка быстро сдадутся, но в повседневной жизни перегреть их вряд ли получится.

Кстати, о реалиях. Последняя пара десятков километров проходила сквозь кучу населённых пунктов — светофоры, переулки, лежачие полицейские. Peugeot 208 GTi органично влился и в такую среду — привод сцепления понятен, коробка передач не раздражает длинными ходами рычага, большие зеркала обеспечивают хороший обзор. А «выхлоп» радует приятным тембром и не напрягает в городских условиях. Редкий случай — на 208 GTi приятно носиться по горным дорогам с улыбкой до ушей и в то же время можно спокойно ездить каждый день по пробкам. Если, конечно, смириться с «механикой». Но нужно ли мириться с чем-то ещё?


Я честно пытался к чему-нибудь придраться. И нашёл-таки недостаток — отсутствие... автоматического стеклоподъёмника у переднего пассажира. Пардон, ну как же так? Даже парочка BRZ/GT86 себе такого не позволяет, даром, что родом из Японии. Можно пожаловаться на тесноту сзади из-за массивных передних кресел, но люди среднего роста там поместятся. Так что в моих глазах основной минус Peugeot 208 GTi — это та самая куча «бижутерии» во внешности. Как-то не вяжутся эти побрякушки с серьёзным характером машины, не хватает новичку сдержанности 205 GTi.


Зато есть главное — живой характер! Есть та движущая сила, которая побуждает садиться за руль даже тогда, когда в этом нет ни малейшей необходимости, просто чтобы прохватить по извилистой дорожке и получить заряд бодрости и хорошего настроения. Конечно, не стоит ждать прозрачности, честности и эмоциональности 205 GTi — те времена безвозвратно ушли, автомобили стали крупнее, тяжелее и загнаны в жёсткие экологические рамки. Но, однозачно, 208 GTi — это лучшая попытка воссоздать оригинал. Оценить его смогут и российские покупатели — машина уже проходит сертификацию. О ценах для нашего рынка говорить пока рано, но во Франции 208 GTi обойдётся в 24 500 евро — чуть дешевле, чем Opel Corsa OPC в сопоставимом оснащении, которая в России стартует с 945 тысяч рублей.

История


Три весёлых буквы GTi появились в «лексиконе» Peugeot в 1984 году, когда был рожден 115-сильный 205 GTi с мотором объёмом 1,6 литра, а спустя ещё пару лет вышла «правильная» версия GTI 1.9, двигатель которого выдавал уже 132 «лошадки». Мало? Так и машинка весила всего 875 кг! Неудивительно, что крохотный «205-й» разгонялся до 100 км/ч быстрее, чем за 8 секунд, и стал настоящей легендой — многие поклонники «хот-хэтчей» отдают ему первое место в личном хит-параде.


В 2003 году на рынок вышел Peugeot 206 RC — смену вывески французы объясняли победами «206-го» в ралли, хотя в Великобритании и, например, Австралии машина продавалась с лэйблом GTi 180. 2-литровый атмосферный двигатель развивал 177 лошадиных сил и позволял «Пыжику» разгоняться до 100 км/ч за 7,4 секунды. Однако многие фанаты критиковали 206 RC за отсутствие эмоциональности, а система стабилизации отключалась только до 50 км/ч.


Peugeot 207 RC дебютировал в 2007 году и получил турбомотор объёмом 1,6 литра взамен прежнего атмосферника. Несмотря на потерю 2 «лошадей», двигатель мог похвастать значительно большим крутящим моментом и разгонял 207 RC за 7,1 секунды до «сотни». Но характер у 207 RC был с ленцой — рулевому управлению не хватало информативности, пятиступенчатая коробка передач раздражала большими ходами, да и весила машина 1250 килограммов (без водителя), хотя и могла похвастать прекрасным внешним видом и хорошим интерьером.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Peugeot