НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как обезопасить себя на дороге?

20 марта 2013 10:00
Узнаем у руководителя направления Развития безопасности автомобилей Volkswagen – доктора Торстена Штрутца – на Женевском автосалоне

Если упереться руками в руль во время столкновения, поможет ли это? Что будет, если не отключить подушку, когда на переднем пассажирском кресле ребёнок в люльке-переноске? Сработают ли эйрбэги, когда автомобиль по какой-то причине обесточится? Эти и другие вопросы на Женевском автосалоне мы задали руководителю направления Развития безопасности автомобилей Volkswagen доктору Торстену Штрутцу.



Авто Mail.Ru (@): Существуют ли однозначные рекомендации по поводу того, следует ли упереться руками-ногами в руль, переднюю панель, пол, если очевидно, что избежать столкновения не удаётся?


Торстен Штрутц (VW): Результаты наших исследований показывают, что опора и связанное с ней напряжение мускулов оказывают весьма благоприятное действие при столкновении. Они придают устойчивость конечностям и грудной клетке, а также снижают вероятность травмирования при ударе. Но возникающее в результате преимущество оказывается весьма незначительным, поскольку силы, действующие в момент удара, особенно сильного, могут быть гораздо больше, чем физические возможности человека. Конечно, из-за того, что человек упирается, велика вероятность переломов конечностей и вывихов суставов.


Поэтому в данном случае очень важно то, как человек сидит! Водитель за рулём и пассажиры должны по возможности располагаться таким образом, чтобы они в стрессовой аварийной ситуации не могли полностью распрямить руки и ноги. Слегка согнутые напряжённые конечности работают, как амортизаторы. Но если они полностью распрямлены, сильно увеличивается вероятность переломов и вывихов... Также повышается риск повреждения и даже перелома позвоночника. При этом все обязательно должны быть пристёгнуты.

@: Что же всё-таки лучше? Расслабиться или же, наоборот, напрячь все мускулы?

VW: Обычно при неожиданном возникновении аварийной ситуации как раз-таки происходит инстинктивное напряжение мускулов. Позвоночник, например, поддерживается исключительно за счёт мышечного корсета. Но при сильном ударе, как правило, важны даже не силы, развиваемые мышцами, а их эффективный поперечник (объём, величина поперечного сечения), который при ударе обо что-то, деформируясь, может погасить изрядную часть энергии и скорость.

@: Необходимо ли отключать подушки безопасности переднего пассажира, если ребёнок на переднем сиденьи перевозится лицом по ходу движения?


VW: Нет, в этом случае нет необходимости отключать подушки безопасности. Однако сиденье переднего пассажира должно находиться в крайнем заднем положении.

Лишний раз напомню, когда вы перевозите младенца в люльке-кресле, расположенной на переднем кресле, в положении «назад лицом» (коллаж и видео ниже), пассажирскую подушку обязательно нужно отключать! Поясню почему: раскрываясь при аварии, она может нанести малышу серьёзные травмы и даже убить. Подушка в данном случае не амортизирует удар, а «бросает» люльку с ребёнком назад в противоположную ходу сторону — скорости складываются, а перегрузки при этом возникают запредельные. Поэтому до того, как тронуться с места, проверьте: отключена ли подушка! Обычно для этого надо повернуть ключ зажигания в замке, расположенном на торце передней панели или вещевом ящике. На панели приборов должна загореться лампа, сигнализирующая о дезактивированной подушке.

@: Сработают ли эйрбэги, если при аварии вдруг обесточится электрооборудование? Существуют ли компоненты аварийного электропитания, которые сохраняют заряд, чтобы при повторных ударах раскрыть, например, шторку безопасности над боковыми окнами или фронтальные подушки?

VW: Энергоснабжение пассивных систем безопасности поддерживается конденсаторами в течение достаточного времени после снижения напряжения бортовой сети (например, при повреждении аккумулятора или проводки, ведущей к нему) — это от нескольких секунд до десятков секунд.


@: Как можно избежать повторного открытия подушек безопасности после аварии?

VW: Повторное открытие уже сработавших подушек невозможно (дублирующие заряды в многостадийных фронтальных эйрбэгах сжигаются в любом случае). Но иногда на аварийных автомобилях возможно срабатывание подушек, которые не были задействованы во время столкновения. Прежде чем извлекать пострадавших пассажиров из автомобиля, нужно отключить электропитание и выждать некоторое время пока разрядится резервный источник. Спасатели, использующие гидравлические ножницы для разрезания кузова, как правило, проинструктированы, как проводить работы, чтобы не повредить газогенераторы боковых шторок безопасности, расположенных вдоль боковых рёбер крыши.



@: Сработают ли подушки безопасности и преднатяжители, если зажигание выключено, например, когда мы стоим на месте или автомобиль буксируется?

VW: Срабатывание преднатяжителей ремней безопасности и подушек при выключенном зажигании невозможно. Основным средством безопасности в данном случае будет ремень.

@: В России ремни безопасности используют крайне неохотно. Многие категорически отказываются от них! Пожалуйста, скажите несколько слов для них.

VW: Ремень безопасности по-прежнему является спасителем номер один. Оптимальный уровень защиты не может быть обеспечен только подушками безопасности. Поэтому наши автомобили оборудованы системами, которые напоминают пассажирам о необходимости пристегнуться. Тот, кто пытается обмануть эту систему и не пристёгивается, подвергает опасности не только себя, но и остальных пассажиров.

Сила удара, совершённая с разницей скоростей в 20-30 км/ч, для срабатывания подушки недостаточна, раскрывать её просто нет смысла — всё равно, что стрелять из пушки по воробьям. В данном случае основным средством, на которое возложена функция защиты пассажиров и водителя от травм (а они даже при таких ударах могут быть весьма тяжёлыми), является ремень! Это касается несильных столкновений.



Что до сильных ударов, статистика показывает, что применение ремней безопасности уменьшает риск гибели и тяжёлых травм при фронтальном столкновении более чем в 2 раза, при боковом — примерно в 1,5 раза, а при переворотах — в 5-6 раз! Если автомобиль оснащён по максимуму подушками безопасности, ремень уменьшает эти риски ещё больше. При этом нужно помнить, что подушки эффективны, только когда вы зафиксированы ремнём на своём месте, а не бесконтрольно «летаете» по салону. Например, при фронтальном ударе непристёгнутый человек попросту скользит поверх подушки и получает сильный удар головой о стекло.

@: У нас ремни безопасности часто застёгивают за спиной или протягивают позади сиденья, чтобы избежать «раздражающего писка» сигнализаторов, а также устанавливают различные заглушки в замки...



VW: Эти люди сильно уменьшают себе шансы остаться среди живых и здоровых. Ремень при ударе удерживает седока на начальных стадиях столкновения, спустя какое-то время поспевает подушка и дальше они работают сообща. Работа программируемых зон деформации кузова, ремней, их преднатяжителей и подушек синхронизируется для разных условий, сил и направлений ударов. Проводятся тысячи виртуальных и реальных испытаний — всё для того, чтобы максимально уменьшить тяжесть последствий. И здесь важно понять, что делается это всё для вас, а не ради штрафов и соблюдения каких-то там норм, правил и законодательств.



Если человек сидит на застёгнутом за спиной ремне — это ещё хуже. Во-первых, когда тело не зафиксировано, вылетающая ему навстречу подушка может нанести серьёзные увечья сама по себе. Во-вторых, срабатывающий пиротехнический преднатяжитель ремня, натягивая его лямки, выбрасывает седока вперёд, отягчая последствия.

@: Почему производители автомобилей (в том числе и вы) всё ещё не устанавливают видеорегистраторы на свои автомобили? Предполагается ли оснащать автомобили «чёрными ящиками»? Ведь с помощью таких систем намного легче анализировать опасные и аварийные ситуации, а также делать выводы при судебных разбирательствах и просто на будущее.


VW:
Для потенциального использования таких систем следует учитывать защиту персональных данных и прав личности. Электронные регистраторы данных, несомненно, появятся в наших автомобилях, однако сначала необходимо урегулировать правовые вопросы и разработать соответствующие стандарты.

@: Будет ли ESP когда-нибудь самостоятельно уменьшать снос и занос, заранее просчитывая возможные ситуации? Какие идеи и усовершенствования планируются в будущем? В каком направлении движутся ваши мысли? Сканеры? Камеры? Новейшие алгоритмы для вычисления траектории с помощью математических моделей?



VW: Система контроля дистанции спереди Front Assist, инициирующая автоматическое торможение в случае опасности, устанавливаемая, например, в Volkswagen Touareg, как раз из рода таких систем. То же касается и Lane Assist на модели Passat, автоматически удерживающей автомобиль на полосе. Если система понимает, что водитель засыпает и автомобиль уходит в сторону, электроника, основываясь на информации полученной с камеры, самостоятельно подправит траекторию при помощи электроусилителя и предупредит водителя об опасности. Одновременно с этим мы оснастили новый Golf мультиколлизионными тормозами (multi-collision braking system) в штатной комплектации и стали первым производителем, который выпустил на рынок систему, автоматически замедляющую автомобиль после столкновения, снижая таким образом кинетическую энергию автомобиля и предотвращая последующие столкновения.

<br />ESP на новом Golf помогает не только заправлять автомобиль на заданную траекторию в условиях частичной или полной потери сцепления и бороться с заносами, в её оболочке работает программная функция multi-collision braking, которая способна автоматически экстренно замедлять и при этом контролировать траекторию автомобиля после столкновения.

Для этого автоматическое маневрирование опирается на логику дальнейшего развития событий. Концерн Volkswagen проводит сейчас специальное исследование на эту тему. Однако это очень сложный вопрос, потому что приходится учитывать очень много окружающих факторов, влияющих на процесс манёвра.


@: Если взять и помечтать, то в качестве идеального амортизатора я представляю себе шар-зорб. Возможно ли в будущем применение сходной «капсульной» технологии, гасящей энергию удара, которая позволила бы вместо подушек безопасности заполнить пространство салона некой структурой наподобие той, что использована в зорбе?


VW: В определённой мере автомобиль со своей структурой кузова, имеющей зоны программируемой деформации и подушки в салоне (их по периметру может быть с десяток), уже сейчас имеет много общего с шаром-зорбом.

Существующая концепция, в которой реализована стратегия срабатывания, согласованная с конкретной аварийной ситуацией, в отличие от концепции зорба, для спасения пассажиров в случае аварии обеспечивает гарантированный доступ в салон...

@: Что пожелаете всем нам и себе :) ?

VW:
Скорейшего наступления настоящей весны, позитивного настроя, и никогда не попадать в сложные ситуации на дороге, ну а уж если попали, то — только благоприятного исхода! И ещё, безопасность, которую обеспечивает автомобиль со всеми его многочисленными системами, — это даже не половина дела. Важнее то, как вы им распоряжаетесь, то, как вы ведёте себя на дороге и что умеете. Человечность, понимание и терпение — вот главное! Ну а наши мысли и идеи, воплощённые в «железе», подстрахуют, если что. Дай Бог, чтобы не пригодилось :).

Беседу вёл Виталий Кабышев