НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Ритмический занос: ошибки на дороге

13 марта 2013 10:00
Разбор ситуации с комментариями Авто Mail.Ru: водитель, обгоняя несколько транспортных средств на скользкой дороге по встречной полосе, допускает ряд ошибок, провоцирует ритмический занос и улетает в кювет

Здравствуйте, дорогие! Отныне редакторы Aвто@Mail.Ru, а также приглашённые эксперты, в рамках раздела «Безопасность» будут комментировать различные проблемные дорожные ситуации. Мы будем пошагово разбираться в причинах, которые привели к авариям или осложнениям на дороге, и делать соответствующие выводы. Мы будем учиться видеть общую картину с учётом всех нюансов и подводных камней. Будем учиться думать за себя и других участников, прогнозировать и проигрывать возможные варианты развития. Первый наш разбор посвящён аварийной ситуации, возникшей на скользкой загородной дороге во время обгона. Итак, поехали!

Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Источник

Разбор ситуации с комментариями Авто Mail.Ru (учебный материал)

Солнце, небо, весна, вроде бы тёмный и относительно чистый асфальт... Водитель Skoda Octavia, обгоняя несколько транспортных средств по встречной полосе, допускает ряд ошибок и, «поймав» ритмический занос, улетает с дороги.

Тактические ошибки

1. Водитель совершенно не подозревал, насколько ненадёжное покрытие у него под колесами. И выяснилось это в тот момент, когда нужно было экстренно выполнить перестроение со «встречки» в свою полосу. Это, кстати, нарушение пункта ПДД 10.1., в котором указано: водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства.


2. Из-за непонимания потенциальных опасностей на данном типе покрытия (склонность к раннему боковому скольжению и увеличению тормозного пути) водитель превысил безопасную скорость.

Подавляющее большинство из нас ездят именно так: многие вовсе не знают пределов сцепных свойств покрытия, по которому едут в данный момент, а если и знают, то не делают соответствующих поправок в своём поведении. В сложных дорожных условиях, когда нужно ехать медленнее, поднимать внимание на максимум и быть готовым к любым неожиданностям, многие продолжают думать и оправдывать свои «заученные» действия:

«Осторожность? К чёрту! Мне надо быстрее! Ничего не случится».
«А чё, вроде нормальная скорость! Снижать? Ещё чего? Так привычнее!»
«Гололёд? Подумаешь! Что это я буду тащиться? Все едут «90», и я поеду. Я что, не «пацан»?»
«Если я поеду тише, всё равно это не поможет. Вон они все как летают».

Здесь рекомендации следующие: включить голову, выкинуть из неё все эти глупости, в том числе понятия «проскочу» и «авось, пронесёт», почаще проверять покрытие (например, импульсным нажатием на тормоз на прямом участке дороги без уклона) и выбирать адекватную условиям скорость.

3. Водитель Шкоды во время длительного обгона слишком долго оставался на полосе встречного движения. Драйвер во время сближения со встречным автомобилем в поисках подходящего места для перестроения вправо, что называется, «тянул до последнего». Тем самым он сам себя загнал в экстренную ситуацию (знакомо?).

Дефицит времени, быстрое и неминуемое сближение со «встречным» ведёт к стрессовому состоянию – испугу и выбросу адреналина. Большинство из нас не умеет в таком состоянии оставаться с холодной головой и адекватно действовать, время «растягивается», адреналиновая волна электрическим разрядом пробегает по всему телу... В такой ситуации человек «судорожно» ищет варианты для решения проблемы, а найдя их, немедленно приступает к реализации. То есть в данном случае мы наблюдаем эффект «отдёргивания руки от быстро накаляющейся конфорки», когда человек держит руку на горячем «блине» «до последнего», а потом, когда совсем нет мочи терпеть, резко отдёргивает её.


4.
Доведя ситуацию до критической, водитель вынужденно резко «ныряет» вправо между попутной легковушкой и идущим за ней грузовиком, это, собственно, и спровоцировало потерю управляемости.

Технические ошибки

5. Сброс газа и резкое торможение перед перестроением в правую полосу спровоцировали сильное динамическое перераспределение веса – то есть передняя ось легковушки дозагрузилась, а задняя наоборот.

6. Последующие резкие повороты руля при перестроении вкупе с перераспределением веса спровоцировали глубокий правый занос. То есть разгруженная задняя часть после двукратной перекладки руля – вправо (перестроение в правую полосу)/влево (прекращение перестроения) – получив импульс, словно маятник начала скользить вправо.

7. Опоздания и невысокая скорость руления не позволили вовремя погасить возникший первый правый занос. Хотя попытки это делать водитель предпринял (заметно по вывернутым в сторону заноса колёсам). Здесь сказалось отсутствие моторики, навыков и понимания, которые даются в школах контраварийной подготовки.

Далее, пока Октавия летит правым боком вперёд по произвольной траектории, наперерез минивэну, через встречную полосу, первый правый неуправляемый занос прекращается. Скользившие вбок до этого момента задние колёса восстанавливают сцепление и из-за этого возросшая боковая сила между дорогой и задними колёсами бросает заднюю часть хэтчбека в куда более глубокий левый занос (описанные два колебания – ни что иное, как развивающийся ритмический занос), Octavia, будучи на встречной обочине, чиркает правым углом переднего бампера встречный минивэн, а затем разворачивается более чем на 180o.

Хотим заметить, что система динамической стабилизации в подобных ситуациях существенно увеличивает шансы избежать глубоких скольжений и потери управляемости. Но электроника эффективно бороться со сносами и заносами, выборочно притормаживая нужные колёса, будет только в том случае, если водитель грамотно работает рулевым колесом (система работает, сопоставляя массу параметров: скорости вращения колёс, боковые ускорения, вращение кузова вокруг вертикальной оси, угол поворота рулевого колеса и т.п). Даже самый современный автомобиль с самыми передовыми электронными системами спасения – это бездумная куча железа и пластика, ESP не способна за вас принять решение, в какую сторону вам нужно ехать и куда вращать руль. Она будет «спать» до тех пор, пока водитель не начнёт активные действия рулевым колесом.


8. После разворота Skoda теряет изрядную часть скорости, но остаётся на дороге. Колёса восстанавливают сцепление с покрытием, Octavia продолжает катиться по инерции под углом к проезжей части, но уже задом наперёд. И тут-то самое время вспомнить про педаль тормоза (испуг? растерянность? дезориентированность? бутылка с водой после бросков попала под педаль?), но нет, легковушка, пробивая бруствер, «улетает» прочь с дороги. В общем, тем, кто был внутри, сильно повезло, они не попали ни под встречных, ни под попутных. Интересно, все в Шкоде были пристёгнуты? Сделал ли водитель вывод из этой ситуации?




Занос
(избыточная поворачиваемость) — боковое скольжение задних колёс, которое сопровождается вращением автомобиля вокруг вертикальной оси.

Опасен частичной или полной потерей управляемости и устойчивости. В случае возникновения заноса автомобиль движется по инерции по какой-либо траектории (не обязательно прямолинейно) и при этом осуществляет бесконтрольное вращение. Опасно это тем, что на препятствия он надвигается не передней частью (фронтальное столкновение при прочих равных самое безопасное из всех — от ударов спереди защищает зона программируемой деформации кузова, ремни и объёмные подушки безопасности), а произвольно. То есть у автомобиля, потерявшего управление, скользящего в заносе, резко повышается вероятность самого опасного бокового столкновения.

Возникает занос при наличии боковой или центробежной сил и снижении сил трения в пятнах контакта задних колёс. Чтобы спровоцировать занос, часто достаточно просто резкого манёвра. Погасить занос можно поворотом управляемых колёс в его сторону и восстановлением нормального сцепления задних колёс.

Если скорость и угол поворота управляемых колёс недостаточны для данных условий (как на анимации выше), автомобиль всё равно теряет управляемость и начинает вращаться. Если действия рулём во время гашения одиночного заноса запаздывают или водитель на какое-то время задержал руль в крайнем положении, возникает опасность развития ритмического заноса (анимация справа)

Действия водителя автомобиля, с которого снят ролик

Все тактические ошибки, совершённые водителем Октавии, для водителя «видеорегистратора» тоже справедливы. Но в дополнение ко всему он своё положение ухудшил тем, что слишком рискованно «паровозиком» пошёл на обгон за Шкодой. Мало того, что вслепую (обстановка впереди абсолютно не просматривалась), так ещё с недопустимо короткой и опасной для такого покрытия и условий дистанцией.

Иными словами, свою судьбу он полностью «привязал» к действиям водителя Шкоды, то есть действовал на авось. Неумно завязывать свою жизнь и здоровье на «абы кого»! Собственно, за это водитель «регистратора» чуть и не поплатился. Ему едва-едва хватило времени и места для того, чтобы разминуться со встречным минивэном и вернуться в правый ряд, заняв место перед грузовиком.

Обратите внимание, перестроение в правый ряд на этом автомобиле выполнено существенно плавнее, и это не вызвало каких-либо неприятностей. Конечно, здесь есть ещё целая масса факторов, которые по-своему повлияли на исход ситуации, — развесовка по осям, характер динамического перераспределения веса при торможении, фрикционные свойства шин и работа стабилизирующей электроники (если таковая имеется)...

После перестроения и после того, как впередиидущая Octavia отправилась в занос, действия водителя машины, с которой велась съёмка, были весьма грамотными. Уверенное, но не чрезмерно резкое снижение скорости (покрытие-то скользкое, а сзади тяжёлый грузовик с прицепом), уход на обочину подальше от непрогнозируемо двигающейся Шкоды и потенциальных столкновений.

Виталий Кабышев

Подобная ситуация может возникнуть и с вами! Будьте внимательны, аккуратны, благоразумны, спокойны и позитивны. Постоянно повышайте своё мастерство, расти всегда есть куда. Никогда никуда не спешите. Пристёгивайтесь сами и пристёгивайте своих близких всегда и везде, где это возможно, независимо от обстоятельств и мест действия. Выбирайте при покупке автомобиль с ABS, ESP и максимальным количеством подушек безопасности.


Ещё видео с ритмическими заносами

Скользкое покрытие, превышение безопасной скорости, неправильно выбранная точка торможения, вылет в повороте... В общем, полный набор. Самое интересное, что даже после вылета водитель не сделал никаких выводов о покрытии и скорости. Ритмический занос, который он словил чуть позже, чудом затух сам собой. Но на чудо надеяться не стоит.


Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Источник
Асфальт? Да, но скрытый под слоем льда. Небольшого отклонения управляемых колёс хватило для провокации ритмического заноса. И снова везение.

Поймав ритмический занос и сделав вращение на 720°, УАЗ даже не поменял направление движения (в повороте на этом покрытии на такой скорости однозначно был бы вылет). Всесезонная резина на голом льду, как видите, - не лучший вариант.

Данный материал является учебным.
ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ!
Источник
Экстренный объезд препятствия с возвратом в ранее занимаемую полосу или классический «лосиный тест». Водитель автомобиля, оснащённого видеорегистратором, спровоцировал-таки ритмический занос, но колебания через какое-то время были погашены. Судя по характеру затухания и звуку, автомобиль оснащён
системой динамической стабилизации
.

Выезжающий с заправки водитель из-за пологого поворота, обзор в котором закрыт сугробом, не видел и не предполагал надвигающегося на него автомобиля. Но катастрофы не случилось! Это как раз хороший пример, когда места, времени и мастерства хватило для реакции, принятия решения и активных действий. Ну и ESP отдельное спасибо.

Данный материал является учебным. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ! Источник

Ритмический занос может поддерживаться сколь угодно долго, но разворот может последовать и после первого колебания. На все случаи рецепт один — навыки, приобретённые в школах водительского мастерства.

Данный материал является учебным. ВНИМАНИЕ! НЕ ПОВТОРЯТЬ! Источник