Как обычно выглядят внедорожные участки на тестах полноприводных кроссоверов? Грунтовая дорога да набор неровностей, с которыми справятся и многие легковушки. Но только не в случае с Land Rover! Передо мной ручей в лесу, куда я едва ли сунулся бы даже на «лифтованном» Defender! А ведь мы оценивали возможности рестайлингового «Фрилендера».
Стоп, какой рестайлинг? Справедливый вопрос искушённого читателя, который знает, что обновление младшей модели в линейке Land Rover состоялось в 2010 году. Тогда машина незначительно изменилась внешне, но обзавелась модернизированным дизельным двигателем – агрегат объёмом 2,2 литра стал доступен в 150- и 190-сильном исполнениях. И вот – очередное улучшение. И пусть снаружи Freelander 2013 модельного года по-прежнему не отличить с десяти метров от машин первых лет выпуска – основные изменения скрыты внутри. Это интерьер и новый бензиновый мотор.
Впрочем, поначалу не замечаешь новшеств и в салоне. Land Rover Freelander остался верен себе – здесь и знакомая «командирская» высокая посадка, и те же кресла с откидными подлокотниками, и «спокойная» архитектура передней панели. После буйства красок и форм некоторых азиатских кроссоверов словно попадаешь в приёмную главы британской разведки – строго, солидно. Классика. Чуть позже взгляд выхватывает новый приборный щиток с 5-дюймовым цветным дисплеем, на который перекочевали цифровые указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. К слову, помимо показаний маршрутного компьютера, на экран можно вывести меню системы Terrain Response, где показан режим её работы и угол поворота передних колёс (пригодится на бездорожье). Как у «взрослых» Land Rover!
А сама Terrain Response отныне имеет кнопочное управление – прежде была поворотная шайба. Бесспорно, решение это более компактно, но теперь приходится отвлекаться и смотреть либо на центральный тоннель, либо на экран, чтобы выбрать один из четырёх режимов: дорога (по умолчанию), трава/гравий/снег, грязь/колея и песок. Напомним, что Terrain Response, в зависимости от задействованного алгоритма, изменяет алгоритм работы полноприводной трансмиссии, отклики педали акселератора и настройки системы стабилизации. Появился новый руль, электромеханический «ручник», претерпела метаморфозы и центральная консоль. Плюс семидюймовый сенсорный экран, система голосового управления и «музыка» Meridian в двух вариантах исполнения (11 динамиков общей мощностью 380 Вт и 17 динамиков в 825-ваттной системе) – это оборудование перекочевало сюда с Range Rover Evoque.
Вслед за своим люксовым собратом Land Rover Freelander получил и двухлитровый бензиновый турбомотор мощностью 240 «лошадей», который сменил под капотом атмосферную «шестёрку» объёмом 3,2 литра. Логичный шаг – новичок не только мощнее и тяговитее (340 Н∙м при 1750 об/мин против 317 Н∙м при 3200 об/мин), но и экономичнее. Так, заявленный расход топлива в городском цикле снижен с 15,5 до 13,5 л/100 км. Все «Фрилендеры» с бензиновыми двигателями доступны только с шестидиапазонным «автоматом» Aisin.
«Автомат» переключается плавно, а в сочетании с тяговитым на низах турбомотором ему приходится реже переходить на пониженные передачи – разгон остаётся адекватным и в рамках текущей ступени. Но, как и прежде, управляющая электроника коробки настроена на спокойный стиль вождения – АКПП не слишком расторопно скидывает несколько передач при резком ускорении «в пол». Впрочем, спортивный режим решает проблему – при активной езде «автомат» поддерживает двигатель в необходимых оборотах. Однако характер «Фрилендера» остался тем же – машина вовсе не подстёгивает к лихачеству, несмотря на мощный мотор. И если вдруг кого-то привлекут 240 «лошадок», запомните – Freelander создан не для того, чтобы срываться со светофоров и проходить повороты на предельных скоростях. Активным водителям Land Rover едва ли понравится.
Как говорил известный персонаж: «Спокойствие, только спокойствие!» Конечно, лентяем и увальнем Freelander не назовёшь – солидный характер находится в гармонии с внешностью и интерьером. Набор скорости напористый, но плавный, усилие на руле невелико, он лишён доли информативности, а реакции на его повороты смягчены. Да и подвеска не располагает к атаке виражей – крены! Так и ёрзаешь туда-сюда в креслах, которым недостаёт боковой поддержки. Зачем все эти выкрутасы? На «Фрилендере» надо (и хочется!) ехать степенно, с достоинством, наслаждаясь тишиной и плавностью хода, которая удивляет даже при наличии 19-дюймовых колёс – не любит Land Rover только неровности с острыми краями, а остальные проглатывает и не давится. Правда, если ехать побыстрее, то возникает пара вопросов к шумоизоляции – несмотря на заявленное снижение уровня шума на 2 дБ, на высоких скоростях отчётливо слышен свист ветра у «лопухов» боковых зеркал (зато обзор – великолепный!), а на заднем диване прослушивается гул шин (похоже, передние арки лучше защищены).
Остужают пыл и солидные штрафы – на обновлённом «Фрилендере» мы ездили в рамках той же поездки в Канаду, где не так давно тестировали полноприводные «Ягуары». Положа руку на сердце, этой машине хватило бы и дефорсированного до 200 сил турбомотора. Крутящий момент едва ли значительно уменьшится, зато это сулит более выгодные ставки транспортного налога. Но нельзя было заменить версию с шестью цилиндрами «всего лишь» 200-сильным агрегатом. Впрочем, может она появится чуть позже или в следующем поколении?
От этих мыслей меня отвлекла дорога, свернувшая в лес. А тут – все удовольствия: снег, лёд, грунт, слепые повороты, перепады высот. Словно на ралли попали! А на колёсах-то – нешипованные шины Continental ContiCrossContactWinter, которые больше смахивают на всесезонные. Но за рулём «Фрилендера» быстро обретаешь уверенность – спасибо полному приводу и деликатной работе системы стабилизации. На хорошо просматриваемых участках можно и «зажечь» – подвеске хватает энергоёмкости, раскачка кузова остаётся в разумных пределах. Однако это был вовсе не внедорожный отрезок...
На одном из поворотов нас останавливает инструктор. «Переведите Terrarin Response в зимний режим». Но зачем? Стоило проехать десяток метров, как мы увидели огромную лужу. Что под колёсами? А пёс его знает. Форсировать её ходом нельзя – есть риск получить гидроудар. Аккуратно спускаюсь и останавливаюсь прямо перед выездом. Но на обледенелых камнях тронуться невозможно даже в зимнем алгоритме Terrain Response – не хватает сцепления шин с поверхностью. Похрустывая тормозами, Freelander вращает разными колёсами, но в горку сдвинуться не может. Застряли в безобидном месте?
Ерунда! Пару метров назад, селектор АКПП в положение D, и Freelander пулей выстреливает из ловушки. Не помеха ему и диагональное вывешивание – не зря Freelander носит знаменитый логотип Land Rover. И можно с уверенностью констатировать, что он больше приспособлен к движению по пересечённой местности, чем большинство современных «паркетников», несмотря на отсутствие понижающей передачи и блокировок дифференциалов. Есть и система помощи спуска с горы.
Тем более, Land Rover Freelander можно купить и с турбодизельным мотором объёмом 2,2 литра в паре с механической КПП! К тому же, такая модификация (в 150-сильной версии) оказывается ещё и самой доступной – от 1 233 000 рублей. Правда, дизелёк не только передаёт вибрации в салон, но и шумноват – на холостых оборотах отчётливо слышно, как он тарахтит. И подвеска чуть жёстче. Хотя на выбор есть и автоматическая КПП, и форсированный до 190 «лошадей» вариант. Неудивительно, что именно на долю дизелей сейчас приходится более 90% продаж «Фрилендера» в России и Европе!
Но сейчас чаша весов обязательно качнётся в пользу бензинового мотора. И дело не только в достоинствах нового агрегата. Цена! Land Rover Freelander при смене «шестёрки» на турбированную «четвёрку» в комплектации SE подешевел на 270 тысяч и теперь стартует с отметки 1 657 000 рублей. Определённо, это поможет поддержать и без того растущий спрос на модель, которая при переходе на компактный двигатель не растеряла взрослого характера, сбалансированных характеристик и внедорожных способностей. За прошлый год продажи «Фрилендера» по всему миру выросли на 41%, а завод в британском Хэйлвуде работает в три смены круглосуточно семь дней в неделю.
Вадим Гагарин
Фото автора и компании Land Rover
Конкуренты
В России обновленный Freelander продается сразу с тремя двигателями: помимо бензинового объемом 2,0 л и мощностью 240 л.с. есть сразу два дизеля объемом 2,2 л. В одном случае этот мотор выдает 150 л.с., а во втором уже 190 л.с. Именно последние агрегаты и являются самыми популярными. Коробки передач традиционные — «механика» или «автомат» (шесть ступеней и там и там). Но важнее другое — востребованная нашими покупателями АКПП сейчас устанавливается не только на 190-сильные машины, но и на версии с мотором мощностью 150 л.с. В результате Freelander с дизелем и «автоматом» можно купить за 1 299 500 руб. (с «механикой — от 1 233 000 руб.). Версия с дизелем мощностью 190 л.с. и АКПП стоит от 1 657 000 руб. Cтолько же стоит и версия с 240-сильным бензиновым мотором. Правда, комплектация таких Freelander заметно богаче, чем у базовых машин — уже есть двухзонный «климат», «музыка», подогрев кресел, многофункциональный цветной дисплей. Freelander с «кожей», электроприводом кресел и аудиосистемой Hi-Fi — это 1 777 000 руб. Ну а самый дорогой «Фрил» в комплектации HSE стоит 1 967 000 руб.: «ксенон», «кожа», датчики парковки, камера заднего вида, подогрев рулевого колеса и так далее.
На фоне конкурентов цены на Freelander выглядят вполне адекватно. Например, дизельный BMW X3 дешевле 1 795 000 руб. не купить (бензиновая машина — от 1 730 000 руб.). Правда, под капотом BMW X3 xDrive20d скрывается 184 л.с., но зато коробка передач механическая, да и оснащение такой машины богатым не назовешь. Так что будьте готовы при покупке X3 потратить несколько сот тысяч на дополнительные опции (например, одна только коробка «автомат» стоит больше 111 тысяч). Если же смотреть на бензиновую X3 xDrive28i, которая имеет под капотом 245 л.с., то цена такой машины стартует с отметки 1 870 000 руб. (АКПП уже есть).
Другой немецкий кроссовер — Mercedes-Benz GLK — с дизельным мотором мощностью 170 л.с. стоит как минимум 1 830 000 руб. (на сей раз «автомат» уже включен). Причем, это самый доступный вариант GLK, ведь бензиновые версии GLK 300 и GLK 350 стоят дороже. Например, цена 250-сильного GLK 300 только начинается с отметки 1 990 000 руб., что на 333 тысячи рублей дороже бензинового Freelander. Audi Q5 со 177-сильным дизелем оценивается как минимум в 1 874 000 руб. (но это уже с «автоматом» и кожаным салоном). Q5 с 225-сильным бензиновым мотором и «автоматом» — от 1 940 000 руб.
Еще одним конкурентом своему Freelander сами англичане называют Volvo XC60 — самая простая XC60 стоит 1 574 000 руб. Это за версию с дизелем, но мощностью всего лишь 136 л.с., причем с передним приводом. А вот машина с полноприводной трансмиссией и дизелем мощностью 163 л.с. стоит от 1 644 000 руб. Если же искать бензиновый XC60 с полным приводом, то это как минимум... 2 316 000 руб. (под капотом в этом случае окажется 304 л.с.).