Золотой бербер — это не просто металлическая фигурка, которую вручают победителю «Дакара», а культовый символ, означающий, что владелец этой вещицы — гонщик незаурядных способностей: быстрый, стабильный и... удачливый. Кто сумеет продемонстрировать все эти качества в 2013 году? Сегодня, в день старта марафона, пытаемся оценить возможности самых сильных гонщиков планеты.
Он стартовал. Самый сложный марафон планеты. «Дакар» вереницей спортивных машин выдвинулся из Лимы, столицы Перу, чтобы до 20 января пройти 8574 км, из которых 4155 км — спецучастки. Кроме Перу южноамериканский ралли-рейд посетит Аргентину и Чили, дороги и направления которых гонщики утюжили и во время прошлогодней гонки. Но теперь организаторы приготовили сюрприз: марафон стартует сразу в пустыне! То есть впервые нарушен главный принцип «Дакара»: спецучастки должны усложняться по нарастающей.
Один из немногих, кому такое нововведение выгодно, — гонщик Робби Гордон, пилотирующий крайне занятную машину — заднеприводный багги Hummer H3 с 7,0-литровым бензиновым мотором Chevrolet. Помнится, на прошлогоднем «Дакаре» Робби попался на использовании системы подкачки шин, которая «нелегально» подавала воздух в двигатель, создавая некоторое подобие наддува. Тогда он обещал навсегда забросить борьбу за золотого бербера, однако мы снова видим упорного американца на трассе.
Но не только Гордон выбирает багги! Победитель «Дакара-2011» в зачёте внедорожников Нассер Аль-Аттия (год назад катарец выступал под знамёнами команды Робби Гордона) за несколько месяцев (!) до старта нынешнего марафона создал собственную конюшню и заднеприводную машину собственной же конструкции. Не знаем, лукавит ли катарец, но жалуется, что автомобиль получился откровенно сырым... Зато не жалуется на бюджет — его поддерживают Red Bull и правительство Катара, благодаря чему за команду также поедет двукратный чемпион мира по ралли, победитель «Дакара-2010» Карлос Сайнс.
А теперь вспомним, что погоня за золотым бербером начинается в пустыне, и объясним, почему в песках багги традиционно хороши. Да, они не имеют полного привода, но на зыбком покрытии обладают массой преимуществ! Они намного легче и гораздо мощнее прототипов-внедорожников, а также оснащены системой подкачки шин. Не забудем и про другое послабление со стороны организаторов гонки — «безлимитные» подвески, хода которых не ограничены! Неужели будущее «Дакара именно за такими машинами?
Пока нет. Главный претендент на победу, полузаводская команда X-Raid (она пользуется поддержкой BMW), остаётся верен традициям и выставляет привычные зрителю внедорожники — это стилизованные под Mini Countryman прототипы с дизельными моторами BMW. Пилоты — сплошь признанные звёзды ралли-рейдов: десятикратный победитель «Дакара» Стефан Петерансель, не менее быстрый испанец Хуан Нани Рома, польский спортсмен Кшиштоф Холовчик, а также... россиянин Леонид Новицкий!
Вообще, в стартовом протоколе марафона оказалось много строчек с пометкой «RUS» напротив фамилий гонщиков. Во многом благодаря тому, что на «Дакаре», наконец, дебютирует известная российская команда G-Force под предводительством Бориса Гадасина. И пускай гадасинская дружина (в неё также входят Владимир Васильев и Андрей Чередников) считается грозой на коротких гонках, их 7,0-литровые багги вполне способны доехать до финиша. Недаром же Борис победил на «Шёлковом пути»...
И это не весь русский десант на «Дакаре»! Из Лимы стартовали и Артём Варенцов на прототипе Toyota Land Cruiser, и Сергей Савенко на багги собственной конструкции, и Роман Брискиндов на внедорожнике марки ГАЗ... Неужели «Соболь», который дебютировал на ралли «Шёлковый путь», будет колесить по Южной Америке? На заводе нам ответили, что машину на «Дакар» не отправляли: сейчас команда занята созданием «боевого» прототипа на базе новейшей «Газели-Next», а техника Брискиндова — это багги Nissan, оснащённое турбодизелем BMW... И про участие в культовом марафоне ГАЗ только думает.
А вот китайская команда Great Wall, которая стала автором главной сенсации прошлогоднего рейда — её пилот Карлос Соуза добрался до финиша шестым (!), расширила своё присутствие в марафоне. Кроме проверенных испанца Карлоса Соузы и китайца Джоу Юна, знамёна марки представляет парагвайско-аргентинский экипаж Мильсиадес-Факундо. Машины — модернизированные прошлогодние прототипы на дизельном топливе.
Кстати, китайская команда могла появиться и в грузовом зачёте «Дакара»! После того, как голландского производителя грузовиков GINAF купила фирма CNHTC из Поднебесной, многие думали, что на гонку будут выставлены не только привычные «Джинафы», но и китайские «Синотраки» под управлением китайских же гонщиков. Но этого не случилось, поскольку... новые владельцы временно заморозили спортивное направление, так что командный список участников грузового зачёта сократился на одну позицию. Впрочем, GINAF обещает вернуться, но случится это на «Дакаре-2014».
Ожидалось, что из стартового протокола исчезнет и другая команда, чешская Tatra, поскольку Алеш Лопрайс год назад разбил свой капотный грузовик Jamal, что называется, «под списание». Даже поговаривали, что чех пересядет на грузовик марки MAN! Но команда «подшаманила» древнюю бескапотную Tatra 815 (она пережила лёгкое обновление и сменила окраску) и всерьёз планирует заполучить золотого бербера.
Сможет ли маленькая, но гордая команда противостоять двум конюшням-монстрам? Первая — это, конечно, российский «КАМАЗ-Мастер». Сменив руководителя (место мудрого Семёна Якубова занял опытный гонщик Владимир Чагин, обладающий коллекций из семи золотых берберов), команда не сменила машины и тактику. Гоночные грузовики — это знакомые «Камазы», об устройстве которых мы подробно рассказывали, а пилоты — молодые спортсмены Айрат Мардеев, Андрей Каргинов и Эдуард Николаев под прикрытием ветерана Ильгизара Мардеева. Ещё одна машина — Артура Ардавичуса из команды ASTANA.
Триумфатор прошлогоднего ралли-рейда, команда Iveco, тоже не поменяла состав гонщиков (основная ставка — на Жерара де Роя, пилотирующего капотный грузовик, которого прикроют ветераны Мики Бьязион и Ханс Стейси на бескапотниках), зато обновила технику: машины здорово «похудели» и изменили «выражение передка», на лицо не отличаясь от серийных самосвалов Iveco Tracker, недавно переживших рестайлинг.
С первых дней «Дакар» обещает нам бескомпромиссную борьбу: сложнейший маршрут, амбициозные гонщики, наверняка будут и скандалы... Мы обещаем ежедневно подводить итоги каждого этапа, а под конец ралли-рейда и сами отправимся в Латинскую Америку — наш редактор Алексей Кованов посетит финальные, чилийские, спецучастки и финиш гонки, чтобы рассказать, каков «Дакар» изнутри. Не пропустите — будет интересно!
Алексей Кованов
Фото команд-участниц и организаторов марафона