НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Peugeot 301. Новый доступный «лев»

25 декабря 2012 10:48
Peugeot выводит на рынок очередную новинку в сегменте недорогих седанов. Способна ли модель 301 откусить кусок пирога у Hyundai Solaris, Volkswagen Polo и Renault Logan? Мы выяснили это на турецких дорогах

Европейский автомобильный рынок лихорадит – растут цены на топливо, и всё больше людей отказывается от ежедневных поездок на своих четырёхколёсных «конях». Неудивительно, что у большинства производителей продажи падают месяц от месяца. Не стала исключением и компания Peugeot – спад в этом году составляет немалые 12%. Но ситуацию в Старом Свете уже исправляет новый хэтчбек 208. А помогать французам в Латинской Америке, Китае, Восточной Европе (включая, конечно, и Россию) и на Ближнем Востоке должен другой новичок – седан 301. Есть ли у него задатки будущего бестселлера? Это мы выяснили на турецких дорогах.

Именно с Peugeot 301 начинается новая нумерация моделей Peugeot. Отныне первая цифра означает габариты автомобиля, а финальная цифра намекает на его уровень. «Единичка» – наиболее доступные Peugeot, «восьмёрка» будет отдана на откуп более дорогим моделям в рамках каждого сегмента

Россию с Турцией роднят минимум две черты – популярность недорогих седанов, которые здесь, как и у нас, являются машинами на все случаи жизни (естественно, ввиду не самых высоких доходов населения), и средненькое качество дорожного покрытия, стоит съехать с шоссе на второстепенную «двухполоску». Идеальное место для испытаний подобных автомобилей – можно и реакцию публики оценить, и подвеску на щербатом асфальте опробовать. К тому же, в отличие от недавнего тест-драйва брата-близнеца «301-го» Peugeot – Citroen C-Elysee – организаторы выкатили практически все возможные модификации. Их, к слову, не так и мало – две версии с бензиновыми двигателями (объёмом 1,2 и 1,6 литра) и вариант с турбодизелем 1.6. Именно с последнего варианта и началось моё знакомство с машиной.


Пожалуй, одно из главных преимуществ «301-го» – внешний вид. В облике нет ни простоты «Логана», ни азиатской вычурности «Соляриса». К тому же, «морда» получила общие черты с флагманской моделью 508 – характерную решётку радиатора и похожую подштамповку на капоте. Засматриваются и турки, хотя машина у них уже продаётся с 1 ноября. Кроме того, в топ-комплектации Peugeot 301 оснащён 16-дюймовыми легкосплавными дисками, парктроником с индикацией на дисплее, системой стабилизации ESP, аудиосистемой с подрулевым джойстиком и круиз-контролем, который... недоступен даже для более «статусного» Peugeot 408! Вот так «бюджетник»...


Не диссонирует с внешностью и интерьер. Те же спокойные формы и приятная глазу передняя панель – хороша и форма, и фактура материалов (хотя, конечно, повсюду жёсткий пластик). Доступна и двуцветная окраска, и автоматический кондиционер с дисплеем (в отличие от климат-контроля, он не способен регулировать силу и направления потоков воздуха), а дефлекторы отделаны модным ныне покрытием а-ля рояльный лак. Но всей этой «бижутерией» не скрыть признаки экономии – кнопки стеклоподъёмников (разумеется, автоматического режима они лишены) расположены у рычага КПП (как у старых BMW), а динамики аудиосистемы расположены не в дверях, а на передней панели. Подобные решения уменьшают затраты на сборку и электропроводку.

<ul> <li>Мне было неуютно в передних креслах – верхняя часть спинки давила на лопатки. Но в остальном претензий нет. В дорогих исполнениях в спинку встроены боковые подушки безопасности. Регулировка по высоте есть во всех версиях, кроме самой доступной.</li> <li>Сзади – королевский простор и... полное отсутствие дополнительных удобств. Ни кармашков в дверях, ни пепельницы, ни откидного подлокотника.</li> <li>Кнопки задних стеклоподъёмников расположены в ногах у пассажиров. Аналогичное решение применяется, например, в Renault Logan</li> </ul>

Дальше – больше. Передний пассажир лишён потолочной ручки, а задние – дверных ухватистых поручней и карманов для мелких вещей. Разумеется, кнопки стеклоподъёмников и сзади расположены на центральном тоннеле – к ним нужно тянуться. Нет третьего подголовника и центрального подлокотника. И на «эконом-класс» это уже не спишешь – седан Volkswagen Polo имеет всё перечисленное, кроме откидного подлокотника. Peugeot 301 берёт другим. Простором! Колёсная база у него на целых 100 мм (2652 мм) превосходит тот же показатель «немца», поэтому сзади легко разместятся даже рослые люди. Конечно, втроём придётся потесниться, но места для ног предостаточно! Французы заявляют, что по этому показателю им принадлежит рекорд сегмента, и в это охотно веришь.

<ul> <li>Простой и информативный приборный щиток един для всех модификаций, поэтому красная зона начинается с 5 тысяч оборотов. Дизельный мотор до этой отметки не дотягивает, а бензиновый «затыкается» аж на 6,5 тысячах. Датчика температуры охлаждающей жидкости у Peugeot 301 нет.</li> <li>Аудиосистема обрадовала наличием подрулевого пульта управления (он такой же, как на множестве других моделей Peugeot), но расстроила совершенно никудышным звучанием и «замороченным» интерфейсом. Думаете, большая круглая рукоятка отвечает за громкость? Чёрта с два! Регулируется она двумя маленькими кнопками Vol+ и Vol-. Хорошо хоть, есть USB-вход.</li> <li>Зеркала регулируются джойстиком слева от руля. Здесь же кнопка открывания багажника и отключения ESP.</li> <li>Пусть никого не сбивает с толку дисплей – это вовсе не климат-контроль, регулировать распределение потоков воздуха придётся самостоятельно. Специально для жарких стран есть кнопка A/C Max - в этом режиме кондиционер работает особенно усердно.</li> </ul>

Порадует Peugeot и в движении. Поворот ключа зажигания будит 92-сильный турбодизель объёмом 1,6 литра. Слышно, как тарахтит на холостых? Конечно, ибо капот тут лишён какой-либо изоляции. Однако удивляет небольшой уровень вибраций, которые практически не передаются ни на педали, ни на рычаг пятиступенчатой «механики». Кстати, массивная рукоятка (прерогатива дорогих комплектаций) оказалась весьма удобной, но сам механизм остался традиционно для Peugeot длинноходным. Кому-то это не понравится, зато такой вариант снижает риск ошибки при включении нужной передачи. Так или иначе, орудовать рычагом приходится не так уж и часто для дизельного двигателя – мотор выдаёт 230 Н∙м уже при 1750 об/мин и бодро выкручивается вплоть до 4,5 тысяч. Поэтому даже в горку можно смело ехать на третьей ступени при условии, что стрелка тахометра не опустится ниже отметки 1500.


Дизельный Peugeot 301 вообще оказался неожиданно шустрым – благодаря такому крутящему моменту не чувствуешь себя лишним даже на серпантинах. Под стать и электроусилитель руля, который обеспечивает достаточную обратную связь для атаки затяжных скоростных виражей. Нужно лишь привыкнуть к кренам кузова, но этот повод для критики испарился, стоило попасть на разбитый участок дороги. Вот это энергоёмкость! Peugeot 301 в этом аспекте обскакал и проверенного бойца Renault Logan, и «старшего брата» Peugeot 408. Подвеска не обращает внимания ни на мелкие неровности, ни на крупные выбоины и при этом не жалуется на жизнь громким грохотом, а руль не стремится вырваться из рук. «Всеядность» шасси провоцирует пошустрить и на грунтовках, тем более, что Peugeot 301 не прочь закинуть «хвост» под сброс газа. Но до откровенного хулиганства не дойдёт – на страже строгая система ESP, которая отключается на скоростях до 50 км/ч.


Что касается двигателей, то у нас наверняка самым востребованным будет 115-сильный бензиновый атмосферный 1.6 – дизели явно окажутся дороже собратьев, поэтому едва ли на них придётся более 10% продаж. Французы заявляют, что 1090-килограммовый седан с водителем на борту должен разгоняться до «сотни» за 9,4 секунды! Но такие громкие заявления оправдать бензиновый «301-й» не может – мотор оживляется лишь на средних оборотах, его постоянно приходится «крутить». Неудивительно, если взглянуть в характеристики – крутящий момент 150 Н∙м достигается на 4000 об/мин, а пик мощности и вовсе приходится на 6050 об/мин! И пусть вас не смущает приборный щиток, где красная зона начинается с отметки «5» – он унифицирован с дизельной версией.

Круиз-контроль, парктроник с индикацией на дисплее, 16-дюймовые легкосплавные колёса – понятие «бюджетных» моделей явно изменилось за последние годы, покупатели требуют и дизайн, и комфорт. Менее дорогие версии довольствуются 15-дюймовыми дисками (внизу), а базовые – и вовсе «штамповкой»

Поэтому на горных дорожках приходится чаще использовать пониженные передачи, что неумолимо ведёт к росту расхода топлива. Если дизельный «301-й» при бесцеремонном обращении с педалью акселератора кушал не более 7,5 л/100 км, то бензиновый не стеснялся потреблять на 2 литра больше. Зато он тише, хотя это и слабое утешение, ибо на скоростях свыше 100 км/ч начинает донимать вовсе не шум двигателя (хотя сюда так и просится шестая передача под трассу), а шорох жёстких шин Michelin Energy Saver на шершавом турецком асфальте. Изоляция колёсных арок оставляет желать лучшего. Впрочем, это актуально для любого представителя класса. Если съехать на нормальное покрытие, как ситуация улучшается, но много ли в России гладкого асфальта?

Массивный рычаг «механики» (такой же, как у Peugeot 208) устанавливается на более дорогие версии Peugeot 301. Справа – хорошо знакомая владельцам Peugeot и Citroen рукоятка четырёхдиапазонного «автомата»

Удалось опробовать и Peugeot 301 с тем же 115-сильным мотором, но уже в паре с «автоматом». Коробка – четырёхдиапазонный агрегат AL8, который ставится на модели 308/408 и является модернизированной версией хорошо известной АКПП AL4. Что можно сказать? Для спокойного передвижения возможностей такого силового агрегата хватит с лихвой – машина уверенно стартует с места, а «автомат» не досаждает излишними толчками и рывками. Плюс спортивный, зимний и ручной режимы. Конечно, четырёх ступеней мало – обороты на трассе высоки, да и разгон со средних скоростей даётся нелегко. Но это тоже часть экономии, ибо новая АКПП неминуемо увеличила бы стоимость автомобиля.

Базовая версия Peugeot 301 имеет «обычную», круглую рукоятку рычага КПП. Кондиционер тоже не пытается никого обмануть – три «крутилки», механическое управление заслонкой системы рециркуляции. Компрессор включается нажатием кнопки внутри центрального «кругляша». Передние двери лишены удобных массивных поручней

А под занавес я выцепил одну из базовых модификаций Peugeot 301. Внутри – обычный кондиционер с вращающимися рукоятками вместо кнопок и дисплея, удобные дверные ручки будто языком слизало, да и колёса уже 15-дюймовые. Но главное скрыто под капотом – трёхцилиндровый мотор объёмом 1,2 литра, который выдаёт 72 «лошадки» и 110 Н∙м крутящего момента. Не впечатляет? Однако такой «301-й» весьма неплохо чувствует себя в городской среде. Да, разгон до «сотни» – мучительно долгие 14,2 секунды, но до 60 км/ч седан разгоняется довольно бойко под характерный стрёкот «нечётного» двигателя. И всё бы ничего, коли не вибрации. Несмотря на наличие балансирного вала, «колбасится» и тарахтит он похлеще дизеля! А что будет в морозы?

<ul> <li>Изоляции на капоте лишены даже самые дорогие версии Peugeot 301, но дизельный двигатель прикрыт «полумягкой» накладкой, призванной немного погасить нежелательные шумы. Трёхцилиндровый мотор (внизу), хоть и легче на 25 кг, нежели бензиновый 1.6, но передаёт на кузов заметные вибрации. Видимо, без балансирного вала было бы ещё хуже... К слову, в следующем году для версии 1.2 будет предложена роботизированная КПП.</li> <li>Пробка бензобака, равно как и у седана Peugeot 408, открывается без ключа</li> </ul>

Впрочем, французы подумали об этом – тем более, у них перед глазами уже есть опыт российской адаптации седана 408. Peugeot 301 для нашей страны получит металлическую защиту картера (обещают, что клиренс под ней будет не меньше 142 мм), а также электрообогрев салона и нижней части лобового стекла (в зоне покоя «дворников»). Плюс более ёмкая аккумуляторная батарея и «морозоустойчивая» электрика. Но на главный вопрос – станет ли Peugeot 301 бестселлером в России – люди из Peugeot ответить не могут, хотя в 2014 году рассчитывают реализовать суммарно по всем рынкам 150 тысяч экземпляров.

<ul> <li>Peugeot 301 может похвастать приличным объёмом багажника (506 л), но проём узковат, а петли входят в «трюм», съедая часть пространства. Крышка лишена обшивки, но предусмотрены две удобные пластиковые ручки. Снаружи открыть крышку можно либо кнопкой слева от руля, либо клавишей на ключе. В подполье – полноразмерная «запаска».</li> <li>«Окно» в салон радует своим размером, но в базовых исполнениях спинка не складывается – это привилегия более дорогих версий. Разрезная спинка и вовсе доступна только в топ-комплектации</li> </ul>

Строить прогнозы мешают цены. Точнее, их отсутствие. То, что второй блин не вышел комом (вспоминая Peugeot 206 Sedan), это факт. Машина действительно получилась конкурентоспособной – просторной, с хорошей плавностью хода, энергоёмкой подвеской и большим багажником. И спокойный дизайн может приглянуться многим нашим соотечественникам. Но производство Peugeot 301 налажено в Испании, поэтому в Россию седан будут импортировать. Едва ли такой шаг позволит на равных соперничать с «локальными» Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo и Renault Logan.

Peugeot 301 построен на той же платформе PSA PF1, что и Peugeot 208. Но под кузовом седан она претерпела ряд изменений –колёсная база увеличена на 112 мм, изменены и настройки подвесок – стоек McPherson спереди и полунезависимой балки сзади. Длина Peugeot 301 – 4442 мм, что на 58 мм больше аналогичного габарита седана Volkswagen Polo и на 72 мм превосходит Hyundai Solaris

Первый тревожный звонок – это цена на брата-близнеца, Citroen C-Elysee: минимум 455 900 рублей. И отдать такие деньги придётся за трёхцилиндровую 72-сильную модификацию с «механикой». Выходит, Citroen на 6 тысяч дороже седана Volkswagen Polo, который оснащён 105-сильным двигателем 1.6! Однако французы пока не торопятся объявлять, что входит в оснащение C-Elysee за эти деньги, поэтому окончательный вывод придётся отложить до появления списка оборудования, входящего в базовую комплектацию Peugeot 301 для России.


Например, на турецком рынке начальное исполнение Access включает ABS, фронтальные подушки безопасности, кондиционер, систему стабилизации ESP, CD/MP3-магнитолу, передние электростеклоподъёмники и крепления Isofix на заднем диване. Предложат то же самое и в России? Тогда у «301-го» неплохие шансы. А если оснащение будет аналогичным базовому оборудованию конкурентов, то едва ли доступный «лев» сможет стать царём сегмента. И тут может помочь только снижение цен за счёт производства в Калуге, хотя пока у французов таких планов нет. Неужели они так уверены в успехе новинки? Это мы узнаем грядущей весной – продажи Peugeot 301 стартуют в апреле.

Вадим Гагарин
Фото автора

АЛЬТЕРНАТИВА

Недорогих седанов на российском рынке нынче много – в число самых популярных моделей входят Hyundai Solaris, KIA Rio, Volkswagen Polo, Renault Logan. Продаётся у нас Chevrolet Aveo, а скоро к нему присоединятся Nissan Almera и Chevrolet Cobalt. Не стоит забывать и о Citroen C-Elysee. Но к какому из соперников ближе всего окажется Peugeot 301? До объявления цен этого мы точно не узнаем, однако основных игроков упомянем.

Hyundai Solaris


Корейское семейство уже вплотную наседает на пятки продукции «АвтоВАЗа», занимая лидирующую позицию среди иномарок. Секрет успеха во множестве модификаций – два мощных двигателя (1.4 107 л.с. и 1.6 123 л.с.), две коробки передач («механика» и четырёхдиапазонный «автомат») и четыре доступных комплектации. Можно выбрать на любой вкус. Цены на седан Solaris начинаются с 445 тысяч рублей за машину в исполнении Classic 1.4 с МКПП. В базовое оснащение входят фронтальные подушки безопасности, ABS, передние электростеклоподъёмники, полноразмерное запасное колесо. Доплата за кондиционер – 20 тысяч. За «автомат» придётся накинуть ещё 35 тысяч. А топ-версия Family 1.6 AT потянет на 659 тысяч, но при этом будет иметь шесть подушек, ESP, климат-контроль, задний парктроник, систему комфортного доступа, обогрев передних сидений и нижней части лобового стекла, а также «музыку» с 6 динамиками, USB-входом и Bluetooth.

KIA Rio


Близнец «Соляриса» под маркой KIA продаётся хуже – 79 тысяч машин против почти 104 тысяч. Причина кроется и в ценах, и в меньшем числе возможных вариантов. Так, к примеру, седан с аналогичным двигателем 1.4 доступен только в комплектации Comfort за 479 900 рублей. Хотя она уже включает в себя кондиционер, маршрутный компьютер, электропривод и обогрев боковых зеркал. И за «автомат» доплатить придётся уже 40 тысяч. Топ-модификация KIA Rio Premium 1.6 AT обойдётся на 900 рублей дороже аналогичного «Соляриса» – 659 900.

Volkswagen Polo


Седан Volkswagen Polo долго набирал обороты, но благодаря оптимизации уровней оснащения взлетел на 7 место в списке самых популярных автомобилей России с результатом 64 тысячи машин (правда, в статистику включены и хэтчбеки, но их продажи невелики). Наиболее доступный седан Polo оценивается в 449 900 рублей. Комплектация Trendline со 105-сильным двигателем 1.6 (это единственный мотор для Polo) включает в себя фронтальные подушки, ABS, четыре электростеклоподъёмника и, внимание, регулировку руля и по углу наклона, и по вылету! Плюс центральный замок с пультом ДУ и полноразмерная «запаска». Доплата за кондиционер – 35 тысяч. Но Polo седан с «автоматом» будет существенно дороже – 576 800 рублей, т.к. предлагается он минимум в исполнении Comfortline. При этом в оборудование добавляется электропривод и обогрев боковых зеркал, подогрев сидений и форсунок стеклоомывателя, кондиционер и аудиосистема. Но коробка у Polo современная, шестидиапазонная (доплата к «механике» в аналогичных версиях составляет 46 700 рублей). Топ-модификация Polo Highline с АКПП без учёта дополнительных опций стоит 641 200 рублей.

Renault Logan


Французский седан потихоньку готовится уступить место машине нового поколения – производство на московском заводе «Автофрамос» снижается в пользу кроссовера Duster. Поэтому Logan откатился уже на десятое место в ТОП-25 самых продаваемых автомобилей (54 924 экземпляра за 11 месяцев текущего года). Да и по уровню Renault Logan уже уступает более современным конкурентам – интерьер излишне прост, Logan лишён боковых подушек, ESP, климат-контроля и ряда других «комфортных» опций. Тем не менее он остаётся одним из самых доступных автомобилей на нашем рынке – цена стартует с отметки 339 тысяч рублей за 75-сильный Logan 1.4 с «механикой» в «голом» исполнении Autentique, куда входит лишь подушка безопасности водителя. Сравнимая с базовыми версиями конкурентом версия Expression c фронтальными подушками и ABS стоит уже 394 800 рублей. А самый дорогой Logan с двигателем 1.6 (102 л.с.) и «автоматом» потянет на 488 тысяч без учёта дополнительного оборудования.