С какой маркой автомобилей у вас ассоциируется полный привод? Вряд ли первым делом вы подумали о Mercedes-Benz, ведь так? Но полноприводные машины мерседесовцы делают уже более сотни лет. Однако в Австрию я поехал не только кататься на полноприводных авто. Нам показали новую модель под названием CLA!
До сих пор CLA мы видели лишь на шпионских фотографиях в камуфляжной плёнке или в виде пекинского концепта. Виниловую защиту от любопытных объективов к нашему приезду так и не сняли, зато пустили внутрь и даже не стали завязывать глаза.
Идея CLA зашифрована в его имени: трёхбуквенный индекс первыми CL намекает на то, что седан очень хочет казаться купе, подобно старшему CLS, а буква А говорит о положении в фирменной табели о рангах и о доноре платформы. Несмотря на то, что автомобиль даже длиннее «цэшки» на 4 см, построен он на модульной переднеприводной «тележке» MFA (что-то вроде фольксвагеновской MQB по сути), на которой уже вовсю выпускаются модели А- и В-классов. Причем на момент премьеры у CLA фактически не будет прямых конкурентов (Audi A5 Sportback или более скромный Volkswagen Passat CC заметно крупнее). По крайней мере, первое время, ведь в BMW и Audi тоже считают, что купеобразные многодверки приживутся в гаражах: баварцы уже готовят вторую серию, а в Ингольштадте срочно ваяют седан на базе А3.
Но всё же мерседесовцы устроили не съезд маркетологов, а презентацию нового поколения полного привода 4Matic. Поэтому и автомобиль нам показывали на ходу, почти не давая рассмотреть в статике. Прежде чем прыгнуть на пассажирское кресло (за руль предсерийных машин нас, увы, не пустили), вкратце знакомимся с новой трансмиссией. Она состоит из семиступенчатого «робота» 7G-DCT с парой сцеплений, интегрированного в коробку узла отбора мощности на задние колёса и заднего редуктора, объединённого с муфтой подключения задних колёс. Главная фишка такого полного привода — задняя ось активируется лишь при необходимости, а это позволяет экономить топливо (до 0,6 литра) и повысить комфорт.
Ничего особенного в Mercedes-Benz по сути не изобрели — для компактных моделей понадобился подключаемый полный привод, и инженеры его сделали. Всё просто: карданный вал крутится всегда, а когда его обороты потребуются приводным валам задней оси, в дело вступает управляемое системой стабилизации многодисковое сцепление. По команде электроники специальный клапан создаёт давление в системе, диски сцепления смыкаются с нужным усилием, и автомобиль обретает полный привод. На Mercedes-Benz подобная схема используется впервые — прочие модели имеют постоянный полный привод с жёстким распределением момента: 45 на 55 на легковой линейке и GLK, 50 на 50 на ML, GL, R и G (40 на 60 на AMG-версиях за исключением G).
Довольно теории — проверим, как это всё работает на деле! Точнее, посмотрим на демонстрацию тест-пилотов Mercedes. Сначала сажусь в «обычный» CLA, по всей видимости, 211-сильный. Мне приветливо улыбается фрау-испытатель, после чего совсем неприветливо ныряет в первый же поворот. Отмечаю плотную подвеску и на вид достаточно «короткий» (что нетипично для Mercedes-Benz) руль. Далее перекладка на пригорке, после которой потерявшая твёрдую почву под колёсами машина отправляется на скользкий политый водой участок. Всё, что успеваю понять, — это что задняя ось подключается действительно очень быстро (заявлена скорострельность на уровне миллисекунд), пробуксовка при резкой смене покрытий длится лишь мгновение.
Далее торможение перед 180-градусной шпилькой и ускорение из неё. Тут-то и раскрывается характер нового «фирматика», на который намекали ещё цифры на презентации: полноприводность тут не для шалостей и адреналина, а для комфорта и безопасности. В подтверждение этому автомобиль при быстром выходе из поворота с открытым газом стремится наружу носом, а не кормой, как возжелали бы адепты чистого драйва. Может, AMG умеет по-другому? Действительно, горячая версия демонстрирует куда меньше недостаточной поворачиваемости, что вкупе с мощностью двигателя позволяет ехать размашисто и даже, по словам тест-пилота, слегка похулиганить на сухом асфальте. Всё дело в иной прошивке управляющей полным приводом системы стабилизации: на AMG при прочих равных она отправляет назад больше тяги, чем на простых CLA.
Ну а что же моторы, коробки, подвеска, интерьер? Начнём сразу с последнего: на демо-карах салон был задрапирован тёмной тканью, как очаг Папы Карло. Спасибо хоть, в правое кресло нас сажали не под наркозом, поэтому вестибулярный аппарат позволил кое-что ощутить. Мотор о 211 силах неплох: он прилично звучит и весело крутится в паре со скорострельным «роботом». Но CLA с менее мощными моторами (а такие будут) рискуют показаться не очень убедительными — модно-спортивный имидж обязывает. Понравилась подвеска, в которой не только остался мерседесовский комфорт, но и ощущается задорный драйв. В салоне порадовали кресла: даже на обычной машине сиденья обнимают, как хороший приятель при встрече — крепко, но без хруста костей.
AMG отличается от «овощного» собрата иным рельефом оперения кузова, отличными тормозами и двигателем мощностью «хорошо за триста». По разным данным, это будут снятые с 2 литров объёма 335-375 «лошадей» и около 400 Н·м момента. Лютый показатель для компактного седанчика! Но на деле я этой мощи не почувствовал: трасса испытательного полигона не баловала прямиками, а пилот ехал без фанатизма. Было заметно лишь, что тяга на выходе из виражей очень внушительная, а автомобиль стремится проявлять заднеприводный характер настолько, насколько это возможно.
Но, глядя на это, любой другой седан AMG сделает красноречивый «фейспалм»: в моменты подключения задка я не мог отделаться от ощущения, что машину одёргивает страхующая электроника, хотя пилот клялся, что трёхступенчатая стабилизация полностью отключена. Всё-таки, даже CLA AMG настроен на безопасное удовольствие. Зато во время тестовых заездов раскрылись AMG-тормоза, которые после десятков жёстких замедлений подряд напоминали о себе лишь утончённым ароматом спортивных колодок.
Подключаемые полноприводные системы большинства современных автомобилей перегреваются в режиме продолжительной езды со скольжениями. Соответствующий вопрос я задал и разработчикам CLA. По словам инженеров, перегрев муфты маловероятен, ведь для охлаждения многодискового сцепления и заднего дифференциала применяется единый масляный контур (у коробки передач с узлом отбора мощности тоже общий контур). В результате объём масла больше, больше и площадь рассеивания тепла. Говорят, проверено Заполярьем и Его Величеством Нюрбургрингом.
Для сравнения после презентации CLA нам выдали традиционный полный привод и отправили на нём в горы. Самый интересный представитель постоянно-полноприводных Мерседесов — свежий универсал CLS 500 Shooting Brake. Покажите мне человека, который выберет седан (ах, простите, купе) CLS, когда есть универсал! Вот он кузов, ради которого стоило рисовать CLS второго поколения. Живьём машина выглядит ещё круче, чем на фото, а благородства и стиля в «сарае» больше ровно настолько, насколько больше объём его кузова. При этом разница в цене в Германии (российские цены на Shooting Brake пока не объявлены) — меньше 2 тысяч евро!
CLS 500 4Matic — это частный джет, на котором посреди недели можно отправиться на встречу с деловыми партнёрами в соседнюю столицу, а на выходные махнуть с друзьями на острова. При этом, как и хороший, но не обязательно запредельно дорогой самолёт, CLS Shooting Brake однозначно намекает на статус и вкус владельца. Да, тот же S-класс не намного дороже и в нём просторнее в салоне, но зачем напяливать дорогущий деловой костюм, если вы можете позволить себе просто крутые джинсы и поло?
Mercedes-Benz, как и весь мир, переходит на турбо. В новом поколении V8 версии 500 убавил в объёме с 5,5 до 4,7 литра, но получил помощь наддува. Итоговая мощность выросла незначительно, с 388 до 408 сил. Но тут дело в субординации — в S-классе этот же мотор выдаёт уже 435 «лошадей». Двигатель звучит драматично, особенно когда «открываешься» лишь в полдросселя. Так было во все времена: если на корме вашего мерседеса есть хотя бы шильдик 500, то у вас есть все основания чувствовать себя на дороге так же уверенно, как старшеклассник на перемене у перваков.
Но если за рулём CLS 500 4Matic нет проблем проглотить большинство соседей по трафику, то в поворотах автомобиль пушинкой не чувствуется — он надёжен, но не более. Это крейсер — для автобанных прострелов и умеренных променадов по серпантинам. Поэтому нет ничего плохого в том, что на виражах руль пустоват, а реакции на команды вправо-влево чёткие, но степенные. Активного водителя немного взбодрит спортивный режим работы подвески и коробки передач. Хотя для хорошего ускорения газ всё равно придётся давить посильнее — во всех режимах первая половина хода задемпфирована в угоду комфорту.
А с комфортом тут полный порядок. Стоит ли расписывать сорта и породы кожи, дерева и алюминия, которыми отделан интерьер CLS? Салон не просто дорогой и качественный, но и уютный. И, несмотря на «тесный» дизайн, предлагает достаточно места каждому пассажиру. Прошлое поколение CLS ругали за низкий потолок над задним диваном — у CLS Shooting Brake об этой проблеме напоминает лишь свод крыши при посадке.
Для оценки полноприводных свойств CLS нам приготовили уходящую круто в горы снежную трассу. Не самое серьёзное испытание, с учётом того, что её всё утро чистил огромным ковшом обутый в цепи Unimog. На неё же вывели и кроссоверы GL 350 в обновлённом кузове. Эмоций от вождения автомобилей в таких условиях практически не было — машины просто ехали вверх, не спотыкаясь на своих нешипованных шинах для европейской зимы. Наверное, мерседесовцы продемонстрировали всё, что хотели, — дорогие автомобили уверенно ползли в покрытую снегом гору, вне зависимости то того, кроссовер это или роскошное универсалокупе.
Ну а мне из того подъёма в высокогорном альпийском местечке Хохгургль больше запомнилось то, как пространство теряет трёхмерность. Когда ты перестаёшь различать, стена перед тобой или дорога. Снег настолько ослепительно белый, что переход горизонтальной плоскости в вертикальную просто отсутствует! Повернуть руль уже тут или метром позже? Уже тормозить или ещё рано? Наконец, поворот вправо или влево? Я никогда прежде не видел такого яркого белого снега и не думал, что ослепну на ровном месте. Наверное, стоит почаще бывать на горнолыжных курортах, и любой из полноприводных Мерседесов станет в этом деле достойным спутником.
Чем занимается в Австрии полиция
Проезжая по пути из Инсбрука (кстати, каждый второй русский человек называет город Инсбургом) в Хохгургль через небольшие городки и курорты, наш экипаж то тут то там останавливался у магазинчиков рождественских сувениров. Моя сестра коллекционирует лосей всех форм и размеров, и я купил ей одного, а остальных решил запечатлеть камерой мобильника. Так мы перемещались из города в город, и в памяти телефона копилось всё больше фотографий. По приезду в отель в холле появилась полиция. Классические напарники: уставшего вида дядька и девушка с серьёзным лицом. Они проделали 50-километровый путь лишь для того, чтобы раскрыть и пресечь наши злодеяния.
Меня подозревали в воровстве из лавок рождественских лосей и ангелочков! Долго расспрашивали и заверяли в серьёзности нарушения, которое заключалось в фотосъёмке витрин. Встреча с сотрудниками правопорядка этой тихой и законопослушной страны закончилась тем, что у всего экипажа переписали паспортные данные и сделали длинное внушение. Оказывается, какой-то особо бдительный местный житель позвонил в полицию, увидев в нас магазинных воров. А правоохранительная система в этой стране устроена так, что не отреагировать даже на такое заявление просто невозможно!
Текст: Дмитрий Ласьков
Фото автора и Mercedes-Benz