Seat Toledo всегда выпускался на платформе фольксвагеновского Гольфа. Это задавало автомобилю определённый уровень, статус. Потом Toledo вообще исчез из модельной гаммы Сеата, и его негласно сменил представлявший собой перелицованную Audi A4 седан Exeo. Решившись на нынешнее, четвёртое поколение, испанцы снова удивили — за основу новой машины взяли уже «тележку» Polo! За что же такое разжалование?
В габаритах автомобиль не убавил — наоборот, новый Toledo даже немного крупнее предшественников: 4482 мм в длину против 4460, 4440 и 4320 у предыдущих трёх генераций. Да и куда ему деваться, ведь во всём, кроме имени, шильдиков и дизайнерских штрихов это ни что иное, как лифтбэк Skoda Rapid. Подробный рассказ про этот автомобиль уже написал мой коллега Виталий Кабышев, поэтому мне остаётся лишь поискать отличия и попытаться понять, кто и почему купит не Skoda, а Seat.
Автомобили на платформе PQ25 могут управляться здорово, и это доказывает хэтч Audi A1. Но он, скорее, является исключением из правил — прочие соплатформенники (например, Volkswagen Polo, Seat Ibiza) едут надёжно и правильно, но без особого благородства. Но на ходу мы Toledo ещё проверим. Пока же можно констатировать одно — если Toledo не потерял в габаритах, то самобытности в нем поубавилось.
И пусть, на мой вкус, Seat выглядит интереснее Шкоды (более «хищный» нос, более выразительная корма), но прошлые Toledo всегда отличались полным отсутствием двойников и абсолютно узнаваемым обликом. Но пришли другие времена, надо экономить, ведь затрат по выводу на рынок сделанной по принципу бэдж-инжиниринга новой модели — минимум! Нарисуй свои фары и размести заказ на заводе партнёра. Производятся-то Toledo в Чехии.
Итак, мы имеем двух близнецов, и оба будут продаваться в России. Оба выглядят симпатично, а различия в дизайне — дело вкуса. Кажется, ответ на вопрос о предпочтениях потребителя очевиден: охотнее купят у того, у кого дешевле. И это сегодня, пожалуй, самый интригующий вопрос, так как оба российских представительства в настоящий момент готовят цены и комплектации к старту продаж, который намечен у Сеата на февраль 2013. При этом две марки не согласуют свою ценовую и рыночную политику между собой, поэтому теоретически возможны и сюрпризы.
Но, наверняка, более доступное предложение будет у Шкоды — это признаёт и руководство российского офиса Seat. Испанская марка делает упор на комплектации (база Toledo будет богаче, чем у Rapid), дизайн, эксклюзивные опции квазиспортивного толка и вытекающий отсюда имидж более стильных машин. Более того, Seat пока и не стремится тягаться со Шкодой в цифрах продаж: для этого у марки нет ресурсов и инфраструктуры. С такой расстановкой сил покупательского пирога (а в этом сегменте скорее — многоэтажного торта с огромной вишенкой сверху) хватит и тем, и другим.
Всё, что касается салона и кузова, справедливо в равной мере как для Rapid, так и для Toledo. Почти всё. Например, у Toledo, в отличие от Рапида, нет классных держалок для мобильного телефона в нише под центральной консолью или забавного скребка для льда на обратной стороне лючка топливного бака. В остальном владельцы двух машин не заметят никакой разницы, пересаживаясь из одной в другую. Поэтому напомню, какие детали будут определять повседневные эмоции от обладания такой машиной.
Это основательный дизайн передней панели из жёсткого пластика, куча уютных и не очень ниш для мелочей, 550 литров багажника, скрывающегося под поднимающейся вместе со стеклом крышкой (напомним, это лифтбэк) и действительно много места для задних пассажиров. На ходу в активе у близнецов уверенная управляемость и устойчивость, удачные коробки передач (подкачала только невнятная и «длинная» педаль сцепления у дизельной версии), отличная «шумка» и неплохие моторы (бензин и дизель, 75 — 122 л.с.).
Мои личные ездовые ощущения сложились из пробы руля двух версий: дизель 105 сил с пятиступенчатой «механикой» и бензин такой же мощности, но уже с «шестиступом», тоже механическим. Несмотря на одинаковую мощность, бензиновая машина шустрее — мы как раз ехали в паре с коллегами и могли наглядно сравнить динамику. Дизель классно тащит снизу, но совсем быстро «сдувается», а «бензин» имеет ровную турботягу в среднем диапазоне оборотов, но сильно крутить его смысла тоже нет. Разница проявляется на отметке около 100 км/ч, а после 170 дизель вообще отказывался разгоняться дальше, когда «бензин» ещё набирал скорость. Да и в повороты входить на «тяжёлом топливе» тяжелее — из-за настройки подвески и большей массы носа скользить наружу такая машина начинает раньше.
Но если забыть о подобных упражнениях, то дизель очень хорош. Бензиновому агрегату он проигрывает разве что в чёткости ходов кулисы коробки передач, а в остальном одно удовольствие: удобно трогаться, минимум шумов и вибраций, ничтожный расход топлива, приемлемая динамика. Но вот будут ли такие машины доступны в России? Пока неизвестно. Хотя та же компания Peugeot уже решилась продавать дизельную модификацию своей модели 408.
Отличия Toledo в поведении от чешского близнеца — в нюансах. На презентации представители Seat уклончиво ответили, что подвеску немного перенастроили, сделав её пожёстче. Однако заметить метаморфозы можно, лишь пересаживаясь из одной машины в другую, причём желательно на ходу. Плюс у Toledo субъективно чуть более налитой тяжестью руль, что удобно на трассе.
В итоге, увы, испанского в характере Toledo не намного больше, чем якутского или новозеландского. Слишком уж жёсткими были рамки, в которых «творили» испанские инженеры и дизайнеры. Поэтому Toledo суждено стать самым неаутентичным Сеатом современности (в этом с ним может тягаться разве что минивэн Alhambra). Ведь грядущий Leon будет обладать оригинальным кузовом, а та же Ibiza, насколько может, несёт в массы испанский дизайн поверх немецкой инженерии.
Чтобы оценить перспективы машины в России, нужны ответы, которых пока нет. Какова будет начальная цена? Какие эксклюзивные «фишки» всё-таки будут доступны покупателям и когда они будут доступны? Будут ли дизели? Решатся ли испанцы сделать «подогретую» версию FR (на презентации звучали и такие предположения)? Из деталей рыночной стратегии пока лишь известно, что российское отделение Seat делает основную ставку на версию 1.2 TSI, которая должна лучше всего пойти в Москве и других крупных городах. Но при этом требующие простых и проверенных решений регионы смогут приобрести версию с простым, как штатный домкрат «атмосферником» 1.6 MPI.
После знакомства с новым Toledo, у меня сложилось представление о четырёх типах покупателей, которые станут обладателями этой модели. Первые — оригиналы-любители испанских машин и владельцы предыдущих Toledo. Вторые — те, кто любит дизайн поэкспрессивнее. Ещё Toledo купят заядлые испанолюбы, кто пиву предпочитает каву, а рульке — хамон. И, наконец, четвёртые: покупатели, которым до лампочки подсветки бардачка отличия между Сеатом и Шкодой, но до автосалона первых идти ближе, чем до шоурума вторых.
Дмитрий Ласьков
Фото Seat