НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

История марки Cadillac: американская мечта

22 августа 2019 07:01
У Cadillac сегодня день рождения. "Авто Mail.ru" посвящает ему юбилейно-исторический экскурс

Часть первая. Автомобилей пока не видно

Антуан де ля Мот Кадиллак, наверное, бы сильно удивился, если бы узнал, что его имя попало в историю благодаря автомобилям. Собственно говоря, само слово «автомобиль» повергло бы этого знатного господина в полное смятение. И это ведь так естественно, если учесть что французский мореплаватель и путешественник жил в 17 веке, когда о самобеглых экипажах знали лишь сказочники и ведьмы. Однако случилось так, что звонкое имя месье Кадиллака, в начале 18-го века основавшего город Детройт, оказалось весьма подходящим для автомобильной компании, родившейся в «Городе моторов» две сотни лет спустя.

Истинным же основателем бренда Cadillac является, разумеется, не славный французский мореплаватель, а не менее известный в определенных кругах американский инженер Генри Лиланд — фигура для своего времени попросту знаковая.

Генри Лиланд (на фото справа) со своим компаньоном Робером Фолконе

Родившийся в семье квакеров из Вермонта в 1843-м, Генри рано увлекся инженерным делом и высокоточной, по меркам времени во всяком случае, механикой. Ума-разума он набирался на предприятиях знаменитого оружейника Самуэля Кольта, а чуть позже и в мастерских изготовителя высококачественных инструментов Brown&Sharp. Между прочим, именно тогда молодой Генри изобрел первый в мире универсальный шлифовальный станок и... триммер для стрижки волос, значительно облегчивший нелегкий труд парикмахеров 19 века. В 1890-м, будучи уже солидным и вполне обеспеченным человеком, Лиланд вместе с семьей перебрался в Детройт, где на паях с зажиточным лесопромышленником Робером Фолконе организовал фирму по производству зубчатых передач. Со временем в номенклатуру изделий Leland & Faulconer добавились также паровые и бензиновые моторы, а высокое качество продукции быстро обеспечило компаньонов заказами и репутацией.

Мистер Лиланд в редкие часы досуга

Часть вторая. Я буду вместо него!

Вы спросите, а при чем же здесь автомобили? Терпение, чуточку терпения! Все еще впереди.

Эволюция знаменитого лого. Как видно, главный элемент эмблемы — родовой герб — всегда оставался на месте

Как-то погожим июньским деньком 1901-го в офис Leland & Faulconer постучался некий Рэнсом Эли Олдс. Основатель одной из первых в Штатах автомобильной фирмы оставил заказ на бензиновый двигатель для нового ранэбаута (историю этой машины, известной под именем Curved dash или «Скругленный передок», вы можете найти здесь). Дело есть дело, и Лиланд как всегда не подкачал. Разработанный им одноцилиндровый мотор при равном рабочем объеме оказался на 23% мощнее стандартного «олдсовского» агрегата. Тем не менее, дальше единственного экземпляра дело не пошло. Олдса отпугнула сравнительно высокая цена двигателя, а также значительное время, необходимое для переоборудования фабрики, — меж тем, Olds Motor Works и так не справлялась с заказами.

Один из первых автомобилей Cadillac — одноцилиндровая Модель А с четырехместным кузовом тонно и заказным верхом

Первый блин комом? Так и есть, однако не прошло и года как Лиланд-таки «вляпался» в автомобильный бизнес. Причем произошло это при непосредственном участии господина по имени Генри Форд (наше посвящение величайшему промышленному магнату лежит здесь). Дело было так. В августе 1902-го Уильям Мерфи и Лемюэль Боуэн — главные инвесторы Henry Ford Company, устав от экспериментов своего технического директора, то есть самого Форда, увлеченно конструировавшего гоночные автомобили и, как бы сегодня выразились, забившего на основной бизнес — выпуск легковых машин, приняли решение о ликвидации завода. Лиланда, как человека сведущего и авторитетного в технических вопросах, пригласили оценить, сколько можно выручить за фабричное оборудование. Но вместо сметы Генри предложил компаньонам кое-что поинтересней. «Взяв за основу одноцилиндровый мотор моей конструкции, вы сможете быстро наладить здесь выпуск автомобилей!» — заявил Лиланд. Стороны ударили по рукам. Мистера Форда с треском выдворили из директорского кресла, и 22 августа 1902 года Henry Ford Company переименовали в Cadillac Automotive Company. Вот где и пригодилась звучная фамилия французского путешественника!

Двигатель этой машины. Хорошо видна табличка с названием фирмы-изготовителя мотора — Leland&Faulconer

Лиланд оказался прав. Первый легковой автомобиль удалось изготовить меньше чем через три месяца — 17 октября состоялась пробная поездка свеженького ранэбаута. Впоследствии, что называется, задним числом, машину эту назовут Cadillac Model A, но осенью 1902-го это был просто Cadillac.

Надо сказать, первенца, в отличие от привычной нам модельной линейки фирмы, никак не отнесешь к автомобилям дорогим и престижным. Простой по конструкции, сравнительно доступный по цене, первый Сadillac если и отличался от сотен подобных себе тарантаек — так лишь высоким качеством изготовления. Многие машины той поры напоминали кустарные поделки, построенные на коленке в деревенском сарае. Неудивительно, в гаражах и сараях их зачастую и собирали, но Модель А с самого первого экземпляра источала лоск качественной фабричной сборки. Отчасти это обстоятельство, а отчасти и незаурядные коммерческие таланты торгового представителя фирмы Уильяма Метцегера способствовали широкому успеху Модели А на нью-йоркском автошоу в январе 1903-го. За неполную неделю мистер Метцегер собрал почти 2300 заказов! Всего же за год Cadillac выпуcтил 2497 машин, и о своем «шестереночном» бизнесе Лиланд больше не вспоминал.

Часть третья. Путь наверх

Это был успех, но настоящее национальное, а впрочем, можно сказать, и международное признание к Cadillac пришло несколько позже, в 1908-м если быть совсем точным. И благодарить Лиланд должен своего британского импортера Фредерика Бенетта. В поисках подходящей рекламной фишки, способной зацепить покупателей, тот решил сделать ставку на высочайшую добротность сборки машин из Детройта. Но как донести эту простую мысль до клиентов в наглядной форме? Да очень просто. На гоночную трассу Бруклендс при большом стечении народа пригнали три одинаковых Cadillac. Затем у всех на глазах их разобрали до последнего винтика, перемешали в кучу все 2163 детали, а после собрали машины заново! Мало того, что после сборки не осталось «лишних» деталей, троица Cadillac с легкостью заводилась и ездила туда-сюда как ни в чем не бывало. Сегодня, возможно, этот фокус и не кажется научной фантастикой, но сделайте скидку на то, что сие действо происходило 104 года назад! Неудивительно, что в том же 1908-м Cadillac выиграл престижный «Томас Дьюар Трофи», присуждавшийся автомобильным фирмам за самый заметный технический прорыв года. Спустя пять лет Сadillac завоюет эту награду еще раз — в 1913-м жюри отметит электростартер и электрические фары, разработанные мегаталантливым инженером Чарльзом Кеттерингом. К слову, тогда уже Cadillac являлся частью General Motors, выложившей за фирму Генри Лиланда целых $5,6 миллиона — космическая по тем временам сумма. Но были ли в истории GM более удачные приобретения? Однозначно, нет.

Model 30 — первый шаг Cadillac в сторону премиума
Чарльз Кеттеринг — один из выдающихся инженеров 20 века. На его счету изобретение электростартера и этилированного бензина

Начав свою карьеру, условно говоря, массовым брендом, Cadillac примерно со второй половины 10-х годов стал нагуливать жирок имиджа и престижа. Этому способствовали не только всегдашнее высокое качество, но и передовые разработки: первый серийный в США мотор V8, первая в мире полностью синхронизированная коробка передач, не требовавшая двойного выжима сцепления при переключении, и, конечно же, уникальный 16-цилиндровый мотор, появившийся в 1930-м.

Роскошь как она есть. 16-цилиндровый Cadillac 1932 года с кузовом фаэтон
А вот и сам знаменитый V16. Вернее, его точная масштабная модель

Знаменитый V16 создавался с целью утвердить марку на Олимпе престижа автомобильной Америки, встав в один ряд с Packard, Peerless и Pierce Arrow. Переплюнуть по крутости именитых соперников 16-цилиндровый не сумел, но самым-самым брендом в Штатах Cadillac все-таки стал. Просто в испепеляющем пламени Великой депрессии Peerless и Pierce Arrow сгорели без следа, а с трудом уцелевший Packard с тех пор, образно говоря, хромал на одну ногу. Понятно, ведь за спинами этих компаний не было бездонных денежных сейфов General Motors, позволивших Cadillac относительно безбедно пережить сложный период.

Часть 4. Подъем с переворотом

В послевоенное время из просто престижнейшего автомобиля Америки Cadillac превратился в нечто большее, став символом социального статуса и, что еще важнее, олицетворением мечты американца о полноценной жизни. Начав восхождение к вершинам карьеры с потрепанного Chevrolet, любой клерк мечтал о том дне, когда на лужайке у собственного дома он припаркует свой первый Cadillac. Отсутствие серьезных конкурентов — «фордовский» Lincoln, не говоря уже о «крайслеровском» Imperial даже в лучшие годы могли лишь грезить «кадиллаковской» популярностью — привело к тому, что в период с начала 50-х по вторую половину 70-х для подавляющего большинства состоявшихся американцев Cadillac становился в буквальном смысле последней машиной. Поменять его можно было лишь на другой Cadillac, потом еще на один и так до гробовой доски. Лишь совсем уж развратно богатые и не лишенные при этом странностей господа иконе американского автопрома предпочитали британский Rolls-Royce или немецкий Mercedes-Benz.

Но, как известно, сытость рождает ленность мысли. И взобравшись на заоблачную высоту, Cadillac затем рухнул вниз, да так что едва не разбился в лепешку. Первый тревожный звоночек прозвучал во время нефтяного кризиса начала 70-х, но временно снизившиеся продажи люксовых моделей не нанесли бренду такого урона как собственная недальновидная политика.

Дебютировавший в 1975-м новый компактный и сравнительно недорогой Seville, по идее должен был значительно расширить аудиторию марки, сделав ее еще более популярной. И ведь сама машина получилась приличной, что для американского автопрома 70-х годов уже редкость. Но...

Поначалу все складывалось неплохо. В 1976-м Seville помог Cadillac достичь рекордных продаж в истории, примерно такая же картина повторилась и на следующий год, и еще через год, а потом... Потом оказалось, что маркетологи жестоко просчитались. Массовый Seville, конечно, позволил добиться кратковременного успеха, но нанес сокрушительный удар по имиджу бренда. Традиционные клиенты, видя, что за рулем их любимой марки раскатывают вчерашние выпускники колледжа, начали искать более престижную альтернативу Cadillac, которую с радостью предложили им активизировавшиеся на рынке Mercedes-Benz, BMW и Jaguar. Хуже того, не вполне осознав глубину собственной ошибки, руководство Cadillac совершило еще большую глупость, предложив покупателям компактный Cimmaron с 4-цилиндровым мотором и «механикой», являвшийся, по сути, перелицованным Opel Ascona... Это уже был контрольный выстрел в собственную голову.

От падения в бездну Cadillac спасла лишь воля, вернее, гордыня высшего менеджмента GM. Кому, скажите, охота войти в историю в ранге могильщика величайшего бренда Америки? И закончив 20-й век за упокой, в новом столетии компания идет на поправку!

Данила Михайлов

Лучшие Cadillac по версии «Авто Mail.ru»

1

Model A (1903)

Первый же Cadillac с одноцилиндровым мотором «Маленький Геркулес» (1,6 л, 6,5 л.с.) от всех своих конкурентов отличался уникальной по тем временам особенностью — взаимозаменяемыми компонентами. Кроме того, машину ценили за простоту управления, надежность и, что особенно важно, за похвальную тяговитость, особенно полезную при штурме холмов и подъемов. Модель А выпускалась на протяжении двух лет, а кроме того, послужила основой всех одноцилиндровых Cadillac вплоть до 1908 года.
2

Model 30 (1912)

В 1908-м Cadillac отказался от выпуска одноцилиндровых автомобилей, сконцентрировав все усилия на единственной модели. Model 30 оснащалась 4-цилиндровым мотором мощностью 30 л.с. (отсюда, собственно, и название) и отличалась высоким качеством сборки и не очень высокой ценой — от $1400. Однако в историю «тридцатка» вошла по другой причине. Именно на этой машине в сентябре 1911-го впервые появился электростартер конструкции инженера Чарльза Кеттеринга. Не прошло и года, как аналогичные конструкции начали предлагать все серьёзные автомобильные фирмы.
3

Model 51 (1914)

Как мы уж отмечали, Cadillac нельзя назвать создателем V-образного 8-цилиндрового мотора, зато главным популяризатором — вполне. 5,1-литровый нижнеклапанный мотор 51-й модели (наверное, происхождение этого цифрового индекса объяснять не нужно) выдавал 70 л.с. при 2400 об/мин. Этого вполне хватало, для того чтобы уверенно разгоняться до 105 км/ч. Cadillac 51  предлагалcя с девятью вариантами кузова и ценой от $1 975. Успех оказался самым полным. Уже в первый же год удалось продать почти 13 тысяч восьмицилиндровых. И вновь имитаторы и подражатели не заставили себя ждать. Всего через пару-тройку лет уже свыше 20 американских компаний предлагали покупателям машины с моторами V8.
4

V16 (1930)

Лишь отчасти удавшаяся попытка закрепиться в топе премиальных брендов Америки, Cadillac V16, тем не менее, интересен и сам по себе. На разработку чудо-мотора ушло свыше трех лет, причем огромное внимание создатели уделили... внешнему виду агрегата. Подкапотное пространство модели отделывали полированным металлом и окрашивали термостойкими эмалями, провода и горловины техжидкостей прятали под декоративными крышками. При этом сам двигатель при рабочем объеме в 7,4 л выдавал отнюдь не рекордную мощность — 165 л.с., то есть меньше, чем у соперников от Packard и Duesenberg. Зато, как и подобает истинному люкс-кару, V16 можно было приобрести с одним из полусотни заказных кузовов от лучших «карроцерий» того времени. Особое положение модели подтверждает и тот факт, что штаб-квартира Cadillac требовала от дилеров ежемесячных отчетов об... уровне удовлетворённости покупателей!
5

Series 75 (1948)

Этой цифрой в модельном ряду компании обозначалась самая престижная представительская модель на удлиненном шасси. Впервые такое обозначение появилось в 1936 модельном году, при этом огромный как дом, и консервативный как свод шахматных правил, 75-й с минимальными изменениями выпускался и после Второй мировой, дотянув аж до 50-х годов. Этот Cadillac с кузовом от фирмы Fleetwood не только попал на президентскую службу в Белом доме, но и стал истинным воплощением представительского автомобиля эпохи. Проще говоря, его вполне можно считать S-классом середины 20 века.
6

Series 62 (1959)

Американский дизайн второй половины 50-х — совершенно неповторимая вещь, настоящий культурный феномен, которому не суждено повториться никогда. И возможно, самым главным апологетом этого стиля по праву считается Cadillac. Невообразимое количество хрома, лишенные практического смыла килевые плавники, панорамные стекла и вопиющие габариты — вот черты эпохи так называемого Детройтского барокко, присущие любому Cadillac того времени. Мы выбрали достаточно скромную модель 62 лишь для того, чтобы показать, что и базовые Caddy отличались самым полным набором дизайнерских экзерсисов. Кто-то до сих пор считает американцев рубежа 50-60-х пошлыми, а кто-то, глядя на тот же 62-й, искренне тоскует о безвозвратно ушедшей красоте...
7

Eldorado (1976)

Серийный Eldorado вырос из концепт-кара начала 50-х, со временем став самостоятельной моделью. В 1967-м машина несколько неожиданно обзавелась передним приводом, а модель 1976 года запомнилась всем как официально анонсированный «последний кабриолет Америки». В то время набиравшее в США силу движение за безопасность автомобилей посчитало машины с откидным верхом смертельно опасными и даже вынудило Детройт свернуть производство всех кабриолетов. По этому случаю открытый Eldorado разошелся впечатляющим тиражом — последний кабриолет Америки стал отличной приманкой для коллекционеров. Правда, когда всего несколько лет спустя «антикабриолетный» закон отменили и Cadillac вновь возобновил выпуск машин с откидных верхом, сотни разочарованных покупателей забросали компанию судебными исками. Ничего — отмазались.
8

Allante (1990)

Этот элегантный кабриолет в коммерческом плане правильнее считать катастрофой, тем не менее Allante — знаковая для Cadillac модель. Ведь это, пожалуй, первая с конца 70-х попытка сделать действительно оригинальный, совершенно непохожий на родственников по GM автомобиль. По факту попытку можно считать зачтенной, вот только обошлась она фирме в копеечку. И все проблемы Allante — от желания быть не как все. Кузов для укороченного шасси Eldorado разрабатывало ателье Pininfarina. Причем итальянцы занимались не только дизайном, но и сборкой. Выглядело это так. Готовые рамы, без двигателя и трансмиссии самолетом (!) отправляли из Детройта в Турин, где специалисты Pininfarina монтировали кузова. После этого полуфабрикат Allante вновь «садился» на грузовой Boeing 747 и возвращался в Америку — там машину доукомплектовывали силовым агрегатом и наводили финишный лоск. В Cadillac гордо называли эту процедуру «самым длинным конвейером в мире». Увы, сложность сборки сказалась на цене — базовая модель стоила около $54 000. Именно это, вкупе с неважным качеством сборки — ранние экземпляры активно протекали в дождливую погоду и отличались скрипучим салоном, — определило недолгий век оригинальной модели.
9

CTS (2002)

Сменив на рынке безнадежную Catera (по сути Opel Omega с эмблемой Cadillac), CTS обозначил возвращение марки к традиционным ценностям — уникальный дизайн, задний привод и, конечно же, истинно американское сочетание мощных моторов и комфортабельного шасси. Многие не принимали (и до сих пор не принимают) CTS за непривычную внешность, но в целом рынок воспринял новое лицо Cadillac весьма благосклонно. Если американские продажи Catera даже в лучшие времена не дотягивали до 30 тысяч в год, то CTS уверенно продается вдвое бойчей. Успешный «си-ти-эс» стал основой для всех последующих моделей фирмы, которые и по сей день остаются верными дизайнерской концепции Art&Sceince. Так что, даже если вам лично он не по нраву, имейте в виду — не будь этого седана, о марке Cadillac мы бы сегодня, не исключено, говорили лишь в прошедшем времени.
10

XLR (2003)

Первый и единственный на сегодняшний день спорткар в истории Cadillac, XLR — машина более чем любопытная. По сути, это шасси Chevrolet Corvette, приодетое в вызывающе броский кузов, созданный по мотивам программного концепт-кара Evoq, и сдобренный до кучи жесткой складной крышей. Ни на что не похожий внешний вид, богатейший уровень оснащения, тележка настоящего спорткара и мощный 4,6-литровый V8 серии Northstar, выдававший 320 л.с., стали слагаемыми успеха смелого и недешевого автомобиля. За пять лет было выпущено около 15 тысяч экземпляров. Но значимость XLR не только и не столько в продажах — спортивный купе-родстер вновь вернул Cadillac на карту серьезных игроков премиум-сегмента.