НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Все, что вы хотели узнать о ралли, ч. 3: ралли «Выборг»

28 августа 2012 13:45
Победа механиков, или Без права на ошибку

Мы продолжаем рассказывать о приключениях наших друзей - команды GSi Rally

Ралли «Выборг» имеет репутацию мероприятия, которое может развалить любой, даже самый крепкий гоночный автомобиль. Здесь редко доезжает до финиша больше половины стартовавших, а те, кто сошел, сходят потому, что оторвались все колеса, сломался пополам кузов или один из булыжников стукнул машину снизу, отчего поршни из мотора высыпались через поддон. У нашей команды тяжело с деньгами: мы просто не можем рисковать потому, что нет денег на ремонт и нет денег на то, чтобы не добиваться на гонках результата. Когда Соколов стал подбивать клинья под команду, чтобы ехать на «Выборг», в создавшемся положении это выглядело не как заурядное самоубийство, а как попытка застрелиться самым дорогим патроном. Но пилот доказывал, убеждал, обижался, просил... И мы поехали.

Мало того, что наш бюджет невелик. Проблема еще и в том, что автоспортивные бизнесмены в России не выдерживают сроки поставок даже с точностью до пары-тройки месяцев. Увы и ах, но почти все. Мы взяли перерыв в выступлениях для того, чтобы поставить в машину, наконец-то, гоночный мотор и новую подвеску. Однако время идет, а запчасти все еще где-то за границей и на таможнях. С прошлой гонки в нашем Opel Astra GSi по прозвищу Грачик не изменилось ничего: мы только успели перебрать наши старые передние амортизаторы, да поставить новые задние, которые были готовы еще к прошлому выезду, но тогда не подошли.

У нас по-прежнему обычный моторчик с серийной машины, разжатый под 92-й бензин.

Т.е. около 130 л.с. против 200-240, которые имеют машины нашего двухлитрового класса. Вот поэтому Соколов и захотел на «Выборг» — ему показалось, что медленная и тяжелая гонка позволит нам успешнее бороться с более быстрыми машинами, чем ровная и «моторная», пока мы ждем свой мотор. И еще он говорил, что в Выборге ему всегда везло: в него тут бросались валунами, штурман падал в обморок, рассыпались на части автомобили ознакомления, его пытались снять с гонки на недовес и за пожар... Нам, правда, не показалось, что получить по башке камнем такое уж большое везение, но Соколов говорил, что в итоге все всегда заканчивалось все хорошо.

Команда не хотела взрываться, попадать в федеральный розыск, искать угнанную техничку или делать что-либо в таком духе перед гонкой, чем бы это ни кончилось. А все это, если верить в закономерности судьбы, ждало нас в Выборге. Но мы все же поехали.

Тестовый день — четверг выдался погожим и удачным вполне. Олеся, правда, пыталась притащить Диме в подарок из леса слегка ядовитую змею, но, к счастью, не донесла.

Ребята проехали около 50 боевых километров, настроили подвеску после ремонта и себя после перерыва. Все работало хорошо.

Мы очень испугались, когда увидели масло на стойках, только что прошедших ремонт. Однако все хорошо — это просто смазка стакана подвески

Но, когда мы собрались на базу и Соколов завел мотор Грачика, тут же его и заглушил. «Выборг» напомнил о себе лампой давления масла: она тлела, как светофор: нам зажгли красный свет еще до гонки?

В город мы притащились на галстуке и под дождем. Выборг сразу весь окрасился в серые тона. Очень хотелось верить в то, что это просто проблема с масляным фильтром или что-то засорилось. Однако после того, как мы разобрали весь низ автомобиля и проверили всю систему смазки, не появилось не только давление масла, но и признаков его самого.

Масляный консилиум

В систему из картера не попадало ничего. А на дворе было уже около двух часов ночи. Завтра экипаж отправится на трассу записывать стенограммы спецучастков, а механики попробуют раздобыть в Питере новый масляный насос. И, может быть, давление появится. Однако наверняка этого никто знать не может.

Ознакомление с трассой — это день, когда можно медленно проехать на обыкновенной машине по трассе гонки и записать скоростную стенограмму. Пилот надиктовывает штурману в тетрадь те команды, которые штурман будет читать ему на гонке. Олеся и Дима вернулись под вечер в легком шоке. Кое-где дороги как таковой нет вовсе: есть нагромождение луж, камней, бугров и ям, которые надо объехать или разбиться.

Однако это не главная наша забота: главное то, что уже 7 вечера и установлен новый масляный насос, но... Но он другой модификации: его сальник не подходит под наш вал. Между резиновым уплотняющим кольцом и валом по кругу четырехмиллиметровая дыра, куда масло потечет рекой. И новый сальник брать уже негде, потому что в Выборге даже торговля дворниками закрывается рано, а уж сальниками для иномарок, выпущенных 20 лет назад...

Антон Зиновьев, наш гуру по технике, сообщил Диме, что никакого старта завтра не будет, и экипаж уехал поправить стенограммы после того, как из гонки исключили самые непроезжие участки. На что ребята надеются и зачем пишут стенограммы? Надеются на механиков!

Когда ознакомление закончилось, уже стемнело. Соколов обезумел совершенно и стал предлагать пилить имущество команды, чтобы изготовить втулку и уменьшить дыру в масляном насосе. В результате от заправочного насоса отпилили этакое обручальное кольцо Шрека. Однако проблемы это не решило. Антон прогнал экипаж отсыпаться, а сам с механиками принялся «что-то придумывать».

Аккуратно не значит медленно

Когда утром экипаж в комбинезонах подошел к боевой машине, ребята обнаружили Антона Зиновьева со следами бессонной ночи на лице, Сашу Кильмяшкина со следами (чьими-то) на спине и механиков Юру и Славу с кувалдой. Двигатель, сказали, можно запускать, но что будет дальше — непонятно. Сальник, конечно, не возник из воздуха. И в то место, где была дыра, затолкали ошметки другого сальника при помощи трубы, какой-то матери, кувалды и гаечного ключа. Всю эту конструкцию прижимал шкив ГРМ. Масло не хлестало, лампа не горела.

Старт. Дима и Олеся решили начать аккуратно. Экипаж собрался и пошел по трассе, объезжая все булыжники и проходя аккуратно все те места, где можно сломать машину: «Выборг» — тяжелая гонка. Здесь трудно сохранять свой автомобиль до финиша в таком состоянии, чтобы поддерживать боевой темп на всем протяжении ралли, а не только на старте. Однако неожиданно хороший для нашего маленького моторчика результат обнадежил: четвертое место в классе. Причем шедшей на 3-м месте современной дорогой машине Ford Fiesta R2 с гоночным мотором и секвентальной коробкой передач наш старенький Opel Astra GSi проиграл меньше чем полсекунды с километра — 4 секунды со спецучастка.

Второй ДОП, и тот же результат. GSi Rally и правда держится в седле на этой гонке. Однако уже на финише с правого переднего угла защиты двигателя даже не капает, а просто льет сплошным потоком масло. Как кровь, что пошла горлом. Грачик теряет ее стремительно, и Дима с Олесей ничего не могут с этим поделать: первые два спецучастка нужно проехать еще раз. А потом и еще 30 км до сервиса в Выборге. И на борту есть только 2 литра масла на доливку.

Видна «аварийка». Едем в половину оборотов, но не в полпедали

Экипаж выходит на старт третьего спецучастка. Уровень масла в двигателе — ниже уровня коленчатого вала: если не развивать высоких оборотов и поменьше скакать на кочках, потери масла будут меньше, чем если винтить мотор до отсечки. Дима и Олеся поехали, не раскручивая мотор выше 4 тысяч оборотов в минуту. Дима старался максимально спрямлять траекторию и не терять скорость в поворотах, а Олеся — не делать ошибок.

И вот результат — даже при езде в полмощности на 16 километрах дистанции ребята потеряли только 8 секунд против своего же результата. И удержали четвертую позицию. Которая, как стало известно позже, превратилась в третью. «Выборг» стал собирать свою дань: лидер класса налетел где-то на один из камней и пробил поддон.

Наша машина на сервисе. Помимо масла у нас никаких потерь: только правое зеркало отвалилось где-то на трассе от тряски. Однако надежд на финиш у экипажа совсем немного: обзвон всей автомобильной торговли Выборга сальник выявить не помог. Однако, когда уже не на что было надеяться, не унялся Саша Кильмяшкин. Через таксистов и продавцов он нашел неприметный магазин подшипников, где смог купить подходящий сальник. Он не имел никакого отношения не только к Opel, но и вообще к автомобилям, однако по размеру подошел. И работа закипела.

Уложившись в отведенное на сервис время, механики, которые уже не спали около суток, смогли разобрать и собрать больное место Грачику. И выпустить экипаж в гонку на полностью исправной машине.

Слава и Юра заваривают трубу заправочного насоса, который мы накануне распилили на втулки

Шутки кончились. Дима и Олеся поехали на трассу доводить дело до конца. Если они смогут сохранить темп и, что куда важнее, не сломать машину на тяжелых выборгских спецучастках, все должно быть хорошо. Дима говорил потом, что ответственность — лучший способ не быть дураком. После того, что сделали механики во время гонки, он просто не мог уехать в лес и сломать там машину об какой-нибудь камень или дерево.

Стабильно удерживая нужный темп и избегая ошибок, наши ребята привели машину на финиш гонки, избежав на этой жестокой гонке не только малейших повреждений, но даже не получив ни одного пробоя подвески, «фуфела» на колесо или удара по защите от камней.

Аккуратно не значит шагом

Мы стали третьими в классе 2000Н.

А награждал нас на подиуме первый российский гонщик в Формуле 1 — Выборгская ракета Виталий Петров.

Соколов говорит, что это все для мальчишек: пока они «делают стойку» на гоночные машины больше, чем на лимузины, все будет хорошо

Что же, наша ставка не на дорогую технику, а на командный дух и работу над собственными недостатками, пока оправдывается. Посмотрим, что будет дальше, ведь команда готовится к новым гонкам, которые пройдут в сентябре. Там мы надеемся быть на старте уже с новым мощным двигателем.

Наша ставка в автоспорте не большие деньги, а сильный командный дух. Слева направо Слава, Дима, Юра, Саша, Антон, Олеся и Маша — по ту сторону объектива