Собираетесь в путешествие? Выезжаете на пикник или на дачу? Вещи собраны, осталось загрузить их и в путь. Но поклажи так много, что она не влезает в багажник. Не беда — место за спинками передних кресел все равно пустует. Стоп! А если, не дай Бог, авария. Мирная продукция при ударе превратится в опасное метательное оружие, способное нанести серьёзные травмы. Рассмотрим типичные ошибки и исправим их.
В памяти фееричная картина — цепляющая днищем за асфальт вазовская «четвёрка», забитая внутри до потолка всяким скарбом. Вещи, посуда, инструменты, стройматериалы, а на вершине этой горы лежит штыковая лопата, причём развернутая остриём по ходу движения. Достаточно лишь резко затормозить, и случится страшное.
Увы, безответственность и безграмотность размещения груза типичны, особенно в России. Даже те, кто трепетно относятся к безопасности — интересуются рейтингами крэш-тестов, обращает внимание при покупке автомобиля на наличие подушек, преднатяжителей, пристёгивается и перевозит ребёнка исключительно в специальном кресле, — порой не задумываются об элементарных вещах. Большинству автолюбителей даже в голову не приходит, что лежащие на заднем сиденье или полке предметы потенциально опасны для жизни.
Немецкий автомобильный клуб ADAC смоделировал пару типичных ситуаций, которые убедительно доказывают: незакрепленный груз — это потенциальная опасность при аварии.
Эксперимент No 1: «семья едет в отпуск»
Пристёгнутый «папа» — за рулем, «мама» — рядом. Их «детишки» на заднем сиденье, правда, «старший», вопреки правилам, сидит не в специальном кресле, а в обнимку с портативным холодильником. В багажнике до потолка навалены вещи — чемоданы, сумки с вещами, пакеты с детскими игрушками и прочей мелочёвкой. Пусковая установка разгоняет тележку с закрепленным на ней кузовом, внутри которого смонтированы основные элементы интерьера и средства пассивной безопасности.
Клиновый механизм, резко останавливая кузов, имитирует реальный удар о «стену» со скорости 35 км/ч. Мало? Ничуть. Замедление в этом случае равно примерно 10g. Вес автомобиля, пристёгнутых седоков и всех надежно закрепленных предметов при ударе увеличивается в десяток раз. При этом любой незакреплённый предмет, свободно летающий по салону, готов если не убить, то нанести серьёзные увечья. Есть над чем задуматься.
Удар!.. И незащищённые члены семьи получают ушибы и увечья летящими с «галёрки» вещами.
Между тем, полуторалитровая бутылка воды при столкновении бьёт седоков и элементы интерьера с силой в 12,5 кг. Портативный холодильник, который весит 15 кг, уже приложит с силой 125 кг! Сила удара сопоставима с той, если бы эти тела на землю упали с пятиметровой высоты. И это при столкновении на 35 км/ч! А каково получить этими предметами по затылку при ударе не на 35-ти, а, скажем, хотя бы на 70-ти километрах в час? 30-килограммовый чемодан при ударе на «семидесяти» седоков способен припечатать уже с силой почти в 750 кг! Для сравнения, удары такой силы выбивают профессиональные боксёры-тяжеловесы. Дух вышибет в момент. Проломить голову и свернуть шейные позвонки с таким натиском — пустяк пустячный.
Но если багаж грамотно скомпонован и закреплён, картина становится совсем иной. Во время второго испытания вещи плотно «упакованы», накрыты одеялом и притянуты к полу багажника фиксирующими ремнями. Вертикальный улавливатель, установленный между багажником и «жилым отсеком» — страховка, но он готов ловить багаж, если загрузка будет выше уровня спинок кресел.
Эксперимент No 2: «двое дачников и груз»
Не менее типичная ситуация — поездка на дачу. Вещей много, всё в багажник не влезает. В данном случае стенд имитирует столкновение со скорости 50 км/ч, а это означает, что сам автомобиль и все закреплённые предметы при ударе «тяжелеют» более чем в 30 раз!
В первом случае «набор дачника» грузится и компонуется по уму. Вещей много, но габаритных среди них нет, заднее сиденье складывать бессмысленно. Тяжёлое внизу, мелочёвка в боксах сверху. Всё по возможности закреплено и перевязано, спинка задних сидений играет роль барьера для вещей, которые в багажнике. Собственно, при ударе опасностей минимум.
Во втором случае на единую погрузочную платформу со сложенными спинками погрузили всё то же самое, не закрепив. Немудрено, что груз сорвался и полетел. Особенно впечатляет съёмка из салона, вот уж действительно ад!
Смешались, люди, кони, мешки, лопаты, краска... Чего стоит разлетающаяся веером керамическая плитка. Не думаю, что вы хотели бы получить углом хотя бы одной из них по голове.
Надеюсь, после этих роликов вы пересмотрите свое отношение к небрежно брошенным в салон предметам. Ведь любой из них потенциально опасен, и риск для людей возрастает пропорционально квадрату набираемой скорости. Только не думайте, что при неспешном передвижении, например, в городских поездках, поклажа не представляет угрозы — принципа «не ты, так в тебя» никто не отменял. Даже при ударе на 30 км/ч (именно с этой разницей скоростей наиболее часто происходят столкновения в черте города) предметы обладают достаточной энергией, чтобы нанести серьёзную травму.
При погрузке и компоновке багажа:
— самые массивные предметы укладываем на дно, на них более лёгкие. Мелочёвку убираем в пакеты, контейнеры или органайзеры;
— то, что не влезает в багажник, лучше помещать не в салон, а на внешнюю багажную корзину или бокс;
— даже если багажник вашего хэтчбека или универсала практически пустой, всегда закрывайте его шторкой/крышкой. Сделайте это для себя привычкой. Из закрытого багажника огнетушитель (или что у вас в нём?) в затылок уже не прилетит ни при каком раскладе;
— если в вашем хэтчбеке или универсале уровень уложенной в багажнике поклажи выше спинки заднего сиденья, накройте багаж такелажной сеткой или покрывалом и закрепите крест-накрест ремнями, верёвками или «пауком» (благо таковых в продаже немало). Большинство производителей для такого рода фиксации устанавливают специальные серьги-проушины, они могут находиться либо на бортах, либо на полу. Если конфигурация поклажи получается нестандартной, придётся применить творческий подход, и тогда для крепежа все средства хороши — в дело пойдут любые проушины, кронштейны, штифты, за которые можно надёжно зацепиться. Долго? Хлопотно? Лениво? Здоровье и жизнь дороже!
— пользуйтесь такелажными сетками, органайзерами и удерживающими барьерами (последние могут быть в виде решёток и сеток). Выдвинутые на максимум подголовники — дополнительная преграда;
— никогда не оставляйте тяжёлые вещи (огнетушители, термосы, аптечки, сумки) на задней полке. При ударе они обычно летят в голову водителю и пассажирам;
— если багажник забит, остаток вещей можно разместить в салоне, не забыв о безопасности. Небольшие и невысокие предметы разместите на полу, максимально задвинув их под сиденья. Более габаритные положите между откинутой подушкой и спинкой заднего сиденья и зафиксируйте их ремнями безопасности;
— четвероногие друзья при аварии тоже опасны. Если у вас небольшой питомец, купите для него специальные удерживающие ремни. Если собака большая, и вы возите её в багажнике, — установите надёжный вертикальный удерживающий экран, и вы, и она целее будете. Испытание, которое запечатлено в ролике выше, имитирует столкновение автомобиля с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч. Вес манекена маленькой собачки составляет 6 кг, вес «овчарки» — 20 кг.
Анатолий Кучерявенко
Фото: Виталий Кабышев и ADAC