НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Lada с «автоматом» - дождались!

27 июля 2012 14:00
Lada Granta первой из тольяттинских моделей получила автоматическую коробку передач. Мы с большим интересом откликнулись на предложение Волжского завода опробовать новинку

Lada Granta первой из тольяттинских моделей получила автоматическую коробку передач. Мы с большим интересом откликнулись на предложение Волжского завода опробовать новинку.

Стартовая цена автомобиля в комплектации «Норма Плюс» с автоматической коробкой передач — 373 300 рублей. Первые 50 автомобилей будут выставлены у дилеров уже в августе. Старт продаж объявят чуть позже. Скорее всего, его приурочат к Московскому автосалону, который откроется 31 августа. Потребители получат первые машины в конце третьего квартала нынешнего года

Решение использовать на автомобилях Lada Granta автоматическую коробку передач было принято в августе 2010 года, а в декабре был подписан контракт о производстве и поставках автоматических коробок с фирмой Jatco, специализирующейся на выпуске АКПП и вариаторных трансмиссий. Выбор пал на не самую передовую, но проверенную временем четырехступенчатую коробку, которой оснащались ниссановские малолитражные автомобили, в частности, Nissan Note. В Jatco модернизировали трансмиссию, и в новом виде с индексом JF414E она устанавливается на хэтчбеки Nissan March, производимые на совместном предприятии Dongfeng в Китае. Именно ее и совместили с самым мощным 98-сильным 16-клапанным двигателем ВАЗ-21126 объемом 1,6 л.

Автоматическая коробка передач производится в японском городе Фуджи. Вопросы по локализации производства коробки станут актуальными, когда объемы производства автомобилей с АКПП на ВАЗе превысят 100 тысяч автомобилей в год.  По внешнему виду «Гранту» с автоматической коробкой передач трудно опознать, ведь на кузове нет каких-либо дополнительных шильдиков

При доводке силового агрегата были обозначены две важных цели: расход топлива не должен был возрасти более чем на 0,5 литра в сравнении с аналогом, оснащенным механической коробкой передач, и при этом автомобиль должен был сохранить приемлемую динамику. В контракте даже была прописана определенная цифра оценки «драйверских» качеств по десятибалльной шкале, это была восьмерка, то есть стояла задача достичь хорошего уровня ездовых свойств.

Грантовская коробка передач — это классический четырехступенчатый шестипозиционный «автомат» (P,R,N,D,1,2) с гидротрансформатором, имеющий режим O/D Off, «отсекающий» четвертую передачу. Индикация режимов АКПП выводится только на панель приборов — это один из примеров сокращения расходов. Внедрение световой индикации возле селектора АКПП потребовало бы дополнительных затрат, что отразилось бы на стоимости автомобиля

Первый автомобиль-прототип был собран в марте 2011 года, однако до этого момента была проведена большая работа на моторном стенде — 3-4 месяца «вазовцы» заново настраивали двигатель. Параллельно доводкам мотора велась так называемая «электронная интеграция автоматической трансмиссии в автомобиль», то есть заново строились алгоритмы связи между двигателем, коробкой, автомобилем, органами управления и комбинацией приборов. Ну а в марте 2012 года после многочисленных испытаний были собраны первые три автомобиля так называемой предпилотной партии. А с конца нынешнего месяца началось товарное производство «автоматических Грант».

«Вазовцам» нужно отдать должное, они хорошо настроили «автомат». Трансмиссия не «по-бюджетному» плавно и быстро меняет передачи и не «мешкает» в режиме «кик-даун». Конечно, немолодой уже «автомат» скрадывает динамику разгона и так не самого мощного по современным меркам двигателя. Если «механическая» Granta разгоняется до «сотни» за 11,6 с, то машина с двумя педалями проделывает эту операцию уже за 13,5 с.

Во время теста рядом с нами находились создатели «автоматической Гранты» — это Олег Груненков, директор проекта Lada Granta и по совместительству директор программы бюджетных автомобилей, Олег Храмков, руководитель рабочей группы по интеграции АКПП, Сергей Мединец, главный конструктор и ведущий испытатель проекта Lada Granta, и Александр Терянов, ведущий испытатель проекта Lada Kalina. Поэтому все ответы на вопросы мы получали, что называется, «с колес»

В большинстве ситуаций возможностей силового агрегата хватает, лишь только обгоны на оживленной загородной трассе заставляют напрягаться, но это свойственно всем подобным автомобилям. Однако по части комфорта «Гранте» еще расти и расти. Общий уровень шума в салоне по-прежнему высок, гудит мотор, воздух посвистывает в дверях, чувствуются повышенные вибрации силового агрегата на холостом ходу в режиме D, особенно когда автомобиль зафиксирован нажатой педалью тормоза.

— Мои коллеги знают о проблеме вибраций на холостом ходу, — говорит Сергей Мединец, главный конструктор и ведущий испытатель проекта Lada Granta. — Отчасти она решается увеличенным до 130 мм гофрированным сильфоном выпускной системы. Сейчас проводятся его испытания. Вторым решением станет внедрение усилителя в нижнюю поперечину щитка передка в зоне крепления задней опоры силового агрегата. Это зона виброактивная, если ее сделать жестче, то вибрации будут менее заметны. В долгосрочной перспективе, возможно, придется еще усовершенствовать опоры силового агрегата.

<ul> <li>На всех автомобилях в комплектации «Норма» появились задние потолочные поручни и утапливаемые подголовники на заднем диване </li> <li>Пассажирская подушка безопасности неотключаемая</li> <li>Зимой повышенные передачи включаются только в том случае, если масло в коробке прогреется до определенных значений. Так, третья включится только по достижении температуры в 15 градусов, а четвертая — 60 градусов</li> </ul>

Не понравилась и педаль тормоза. Она получилась тяжеловатой и малоинформативной — усилие на протяжении почти всего хода фактически не меняется, а колодки прихватывают не сразу, поэтому с непривычки тяжело почувствовать эту грань.

— По тормозам ведется работа, — рассказывает Александр Терянов, ведущий испытатель проекта Lada Kalina. — Планируется увеличение рабочего тормоза на переднем тормозном механизме до 54 мм — сейчас как раз идет подбор деталей. Кроме того, подбирается характеристика усилителя тормозов, главного тормозного цилиндра, которые как раз и смогут обеспечить должный ход и усилие. Модернизация ведется одновременно с работами по изменению характеристик подвески.

Речь идет о более глобальной работе вместе со специалистами Renault, направленной на улучшение управляемости и плавности хода автомобилей семейства Lada Granta и Lada Kalina.

Тормоза остались прежними — как на ВАЗ-2112. Единственный момент — если на автомобилях с механической коробкой передач срок службы колодок составляет около 30 тысяч километров, то на автомобилях с «автоматом» срок службы сократится до 23-25 тысяч. Естественно, все зависит от стиля вождения

— Мы уже внесли некоторые изменения в нынешние автомобили, — поясняет Мединец. — В частности, в амортизаторы СААЗ залита импортная жидкость с другими характеристиками. Сейчас ведутся испытания по внедрению новых сальников фирмы NAK в амортизационные стойки. Полагаю, что мы их сможем устанавливать уже в начале следующего года. Также мы подкорректировали некоторые настройки амортизаторов с точки зрения плавности хода. Параллельно мы ведем работы с Renault, и они уже находятся в завершающей стадии — 23 августа состоится «приемка». В результате изменились и жесткость передних пружин и характеристика амортизаторов, и диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости, у пружин задней подвески появится новый буфер хода сжатия, а в задней подвеске будут применяться новые шарниры фирмы «Анвис Рус». Помимо этого изменятся характеристики электроусилителя руля с точки зрения информативности и усилия в околонулевой зоне. То есть мы хотим сделать ход плавнее, но при этом исключить валкость в поворотах. Мы планируем внедрить все эти изменения в производство к марту следующего года, к запуску новой «Калины».

На тестовых автомобилях стояли шины Кама-217 размерности 175/65 R14. Они показали себя лучше шин Amtel Planet-2P, которые стояли на сочинских машинах во время тест-драйва осенью 2011 года

На неровной дороге бюджетные решения также дают о себе знать: сидящим сзади слышно, как в багажнике «резонируют» торсионы и «позвякивают» катушки задних ремней безопасности. Это звон от колебаний шариков в катушках задних ремней. Поставщик, фирма Takata, уже привезла опытные образцы катушек с шумопоглощающими корпусами, и сейчас завершается внедрение этих корпусов в производство. К концу года они должны появиться на серийных машинах, однако их, скорее всего, станут применять только на люксовых версиях, иначе цена машины поползет вверх. Посвистывал на нашей машине и приводной ремень компрессора кондиционера. Не дотянули. Надеемся, что это все специфика предсерийной сборки автомобилей. Как нам рассказали сотрудники пресс-центра, этот тест-драйв планировался на осень, после Московского автосалона, но руководство АвтоВАЗа посчитало важным показать журналистам машины раньше намеченного срока, поэтому подготовка шла в авральном темпе. И даже несмотря на недочеты, «автоматическая Гранта» понравилась: «дешевый и сердитый» автомобиль, почти Renault Logan, но за меньшие деньги.

«Автомат» рассчитан на крутящий момент в 150 Н∙м на входном валу коробки, однако само «железо» позволяет использовать двигатель с крутящим моментом до 180 Н∙м. Главная пара — 4,08

Что касается надежности самой автоматической коробки, то в Тольятти знают о возможных проблемах, которые могут возникнуть при эксплуатации, однако заводчане уверяют, что показатели отказов у этой трансмиссии крайне низкие. Например, на китайских Nissan March сломалась всего одна коробка. Сейчас завод договорился с поставщиком о том, что на всех дилерских станциях мастера могут менять масло, тестировать или демонтировать коробку в случае гарантийной замены. Решение менять коробку целиком обусловлено тем, что, во-первых, для многих сервисных станций автоматическая трансмиссия является достаточно сложным агрегатом, а во-вторых, Jatco, выходя на новый рынок, хочет иметь подробную гарантийную статистику и четко понимать причины поломок.

Дорожный просвет уменьшился на 20 мм и составляет 140 мм. Низкий клиренс во многом объясняется расположением картера АКПП. В Jatco пояснили, что если бы на заводе стали изменять положение коробки относительно двигателя, это бы привело к еще одному длительному циклу испытаний «масляной ванны»

А появится ли «автомат» на нынешней «Приоре»? Увы, при адаптации данной коробки передач в подкапотное пространство «Приоры» возникло больше сложностей, требовавших кардинальных переделок и, соответственно, более серьезных инвестиций. Однако следующая «Приора» точно получит версию с двумя педалями. Но все это будет через несколько лет. А вот уже в скором времени, возможно, будет принято решение о применении данной автоматической коробки с 8-клапанным 1,6-литровым 90-сильным двигателем. Ведь менее мощный агрегат сделает Lada Granta с АКПП более привлекательной с точки зрения цены.

В 2012 году АвтоВАЗ планирует выпустить порядка 10 тысяч Lada Granta с «автоматом», а в 2013 году — уже более 70 тысяч<br />

Аналогичную трансмиссию должна получить также и Lada Kalina второго поколения. Ее производство начнется в марте 2013 года. Завод пока делает осторожные планы — рынок должен показать, сколько нужно будет произвести таких автомобилей. «Вазовцы» не скрывают, что «Гранта» с АКПП — это своего рода «подопытный кролик», первый пробный шаг. Ведь коробка-автомат больше нужна не для самой «Гранты», а для... новой «Калины». Оказывается, именно Kalina должна стать лидером продаж по количеству автомобилей с автоматической трансмиссией. Что ж, поживем — увидим. Ждать осталось недолго, ведь результаты фэйслифтинга Lada Kalina мы увидим на Московском автосалоне в августе.

Петр Баканов
Фото автора

Техника

Ресурс у автоматической коробки составляет 10 лет. Японцы шутят, мол, машина раньше начнет сыпаться. По прикидкам «вазовских» специалистов, «автомат» спокойно должен выходить до 150 тысяч километров при соблюдении всех условий эксплуатации
Вместо металлического брызговика, как на обычных «Грантах», на автомобили с АКПП завод устанавливает пластиковый пыльник, призванный улучшить аэродинамику днища и снизить загрязнение подкапотного пространства. Установка «глухого» металлического листа несколько ухудшит тепловой режим коробки. Завод не запрещает установку защиты, но рекомендует будущему владельцу внимательнее следить за температурным режимом эксплуатации
Наружные ШРУСы унифицированы с обычной «Грантой», а для внутренних шарниров используются так называемые «триподы», специально подобранные под дифференциал Jatco. «Триподы» позволяют достичь большего рабочего угла для передачи крутящего момента, к тому же у них выше ресурс, чем у обычного ШРУСа. Длина приводных валов разная, поэтому их диаметр различается. С одной стороны используется пруток, с другой — труба. Таким образом достигается баланс, чтобы машину не уводило в сторону в момент резкого добавления тяги
Вместо маховика в силовом агрегате с АКПП использован приводной диск. «Вазовцы» называют его произведением инженерного искусства — это штампованный диск толщиной всего 1,8 мм с зубчатым ободом для стартера. Масса конструкции — всего 1,5 кг
Контроллер АКПП расположен чуть ниже позади левой передней фары. Не пострадает ли он в мелких авариях? Тольяттинские спецы говорят, что место испытано, а если удар будет такой силы, что достигнет контроллера, тогда «приедет» и все остальное