НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Renault Logan Cup. Не такси единым

16 апреля 2012 23:39
Гоночный Logan? Есть и такой! Нам удалось опробовать на ходу раллийный Renault Logan Cup

«Ты здесь по своей воле, или начальство отправило?» – с этого вопроса началось моё знакомство с Сафонием Лотко, одним из самых опытных штурманов в российском ралли. Мастер спорта международного класса, который гоняется уже более 30 лет и читал стенограмму 35 пилотам, был невозмутим, как каменная глыба. В отличие от меня, человека, который о ралли имел представление лишь по симуляторам и посещениям этапов WRC и IRC в качестве зрителя. «Сам напросился!» – выдал я. Сафоний улыбнулся и натянул балаклаву и шлем...

Сафоний Сафониевич Лотко, похоже, знает наизусть большинство спецучастков российских ралли – в автоспорте он с 1975 года и добивался успеха как в правом кресле, так и в левом! Список достижений впечатляет: мастер спорта международного класса, двукратный чемпион России, обладатель Кубка России и Кубка Citroen. Но главное качество Сафония в том, что он не просто талантливый штурман, но ещё и отличный тренер – учиться управлять раллийным «Логаном» с его помощью было гораздо легче и приятнее

С Сафонием Сафониевичем я встретился на небольшой трассе в подмосковном Домодедово, куда приехал знакомиться с «боевым» Renault Logan Cup. Да-да, на «Логанах» не только возят рассаду и мешки с картошкой, а вместо таксишных шашечек на кузове могут быть и бортовые номера со спонсорскими наклейками. Для тех, кто пока не в курсе, – в России уже четвёртый год проходит раллийный монокубок Renault Elf Logan Cup. И популярность его только растёт! В чём секрет?

На самом деле, раллийные «Логаны» появились на спецучастках Кубка Клубного Ралли ещё в 2007 году, но тогда эта была инициатива команды AGA Racing, начавшей переделывать серийные машины в «боевые» с помощью специальных заводских комплектов. Рецепт прост: в «выпотрошенном» салоне появлялся каркас безопасности, «ковши» с гоночными ремнями, огнетушитель и спортивный руль. А под кузовом – подвеска Bilstein да защита картера. Нехитрые переделки. Но именно благодаря этому стоимость машины удалось удержать в разумных пределах, поэтому Logan Cup потихоньку набирал обороты.

Обычно «Логаны» пополняют парк Renault Elf Logan Cup после ежегодной <a href="/article/36509-23_fevralya_sostoyalas_23-ya_gonka_zvezd_za_rulem/">Гонки Звёзд «За Рулём»</a>. Стать обладателем практически новой машины (с минимальным пробегом до 50 км) можно было всего за 450 тысяч рублей – вполне вменяемые деньги для полностью готового к старту автомобиля. Но после Гонки Звёзд-2012 перед командой DriveTech, которая сейчас занимается производством и обслуживанием машин Logan Cup, появилась непростая задача. Дело в том, что эти «Логаны» оснащены 16-клапанным мотором объёмом 1,6 литра, а в раллийном монокубке используют 8-клапанные двигатели

А в 2009-м серия получила поддержку российского представительства Renault, и на «Логаны» стали пересаживаться не только вчерашние «клубники», сменившие на них свою потрёпанную технику, но и весьма опытные пилоты. Например, уже не первый год в серии участвует Алексей Ковальчук (мастер спорта и чемпион России по ралли 2004 года), а серьёзную конкуренцию в сезоне-2012 ему составил Аркадий Богомолов (мастер спорта международного класса и чемпион 2008 года). Но что эти титулованные гонщики находят в неказистом и не маломощном «Логане»? Дело в том, что участие в Logan Сup обходится сильно дешевле, чем в других классах – сам «донор» достаточно надёжен и вынослив, поэтому не требует частого обслуживания.

Благодаря скромному и стандартизированному списку доработок Logan Cup остаётся доступным при покупке и не потребует больших вливаний при обслуживании. Внутри – оборудование фирмы Toora, она же производит комбинезоны для экипажа (это обязательное требования в Renault Elf Logan Cup), которые входят в стоимость разового заявочного взноса (50 000 рублей). С этого года разрешено использовать более «злой» распредвал, дисковую блокировку дифференциала и иной выпускной коллектор. Причём все узлы поставляет одна и та же компания, что уравнивает шансы соперников. Снаряжённая масса Renault Logan Cup составляет 980 кг

К тому же, машина не глобально отличается от серийной, и экипажи часто заручаются поддержкой одного из дилеров Renault. Но, главное, Renault и их партнёры из Elf на каждом этапе Logan Cup выплачивают призовые первой финишировавшей десятке в зачёте «Логанов»! И они, кстати, не такие и скромные – победитель получает 50 тысяч рублей наличными и сертификат номиналом 25 тысяч на запчасти. А чемпиона серии, начиная с прошлого года, отправляют на французское Rallye Du Var за рулём Renault Twingo R2. Такого в российском ралли не предлагает никто!

Впрочем, это всё теория. А пока я стою и дрожу, как осиновый лист. Не то от холода (весна в этом году явно задержалась), не то от волнения – всё-таки, не каждый день удаётся поездить на настоящей «боевой» машине, да ещё и в таких условиях. Деловито суетятся механики команды E2 Motorsport, а указания им раздают Сафоний Лотко и Евгений Мейтес, руководитель проектов Renault Sport в России. Глядя на их чёткую работу, чувствую себя слабым звеном.

Logan Cup удивил даже на дорожных шинах Continental. Правда, трасса местами была разрыта уже до грунта, чисто ледовой её назвать было сложно. Но на «боевых» Continental, которые используют в Гонке Звёзд, Logan просто полетел! Кстати, эти шины очень похожи на те, что используются в известной французской серии <a href="/article/33763-mezhsezone_po-francuzski/">Andros Trophy</a>

Для начала Logan обувают в обычные дорожные шины Continental ContiIceContact – нечего на новичков тратить гоночные комплекты. Надеваю шлем, втыкаю штекер в «переговорку», сажусь внутрь. Поворот ключа – и по кузову побежали вибрации от форсированного восьмиклапанника объёмом 1,6 литра. В обычном «Логане» он выдаёт 84 л.с., но у нас на добрых четыре десятка «кобыл» больше! Спасибо «мозгам» Renault Sport, а также разрешённым с этого года в Logan Cup доработанному распределительному валу и выпускному коллектору «4-2-1». Остальную часть «выхлопа» можно было менять и прежде.


Разгон – ничего особенного. Под колёсами смесь из снега, льда и грунта, так что вся динамика упирается только в шины. Есть зацеп – Logan разгоняется. Нет зацепа – беспомощно «шлифует». Всё просто, как и на обычной машине. Но так я думал ровно 20 секунд до первого поворота. Торможу, поворачиваю руль и жду, пока морда нацелится на апекс, чтобы начать разгоняться. И тут же слышу виртуальный «подзатыльник»: «Э, нет, так не пойдёт! Газ-то где?!» Но я вроде и так рано нажал...


Первые круги получаются плохо. Хотелось даже выйти из-за руля и уехать. Только и слышу: «Газ, газ, газ!». Да какой газ, я ещё до поворота-то не доехал, машина переднеприводная, унесёт наружу и всё! Но Сафоний и слышать ничего не хотел, а порой и вовсе норовил нажать рукой на моё правое колено. Страшно же, говорю, вылетим. «Страшно? Нажми на газ!» – невозмутимо отвечает Лотко. Вот она, специфика – наш Logan Cup оснащён дисковой блокировкой дифференциала, которая тоже разрешена только с этого сезона. И она буквально затягивает Logan в повороты. Сбросил – он уплыл наружу, а если не боишься и жмёшь на правую педаль, то, вопреки всем привычкам, машина закручивается внутрь. Всё наоборот! Придётся адаптироваться...


Съезжаю с трассы – нужно «остудить» мозг, в который обрушилось море информации. Нужно забыть все повадки серийных машин и освободить место для новых навыков. Следующий выезд, и я уже запоминаю, что под газом Logan всегда остаётся стабильным, особенно в скоростных поворотах. А стоит дать слабину, испугаться, сбросить – как он метёт хвостом. И потом только лови. Главное – не крутить активно рулём в сторону заноса. Иначе Logan тут же рыскнет туда, куда его направишь, то есть... в снежный бруствер. Уфф, увернулись! А Сафоний продолжает учить меня уму-разуму: «Машина – умница. Какую команду ей дал, такую и выполняет. Зачем же ты её в сугроб?»

Главное – не бросать газ. Стиснуть зубы, закрыть глаза (хотя нет, это лишнее), но пытаться всеми силами держать правую ногу на педали. Если требуется сбавить ход, можно нажать на тормоз левой ногой, но газ не трогать. Легко понять, легко кивнуть головой, но исполнить – трудно. Особенно, когда машина мчится со скоростью далеко за сотню, а трассу огораживают снежные брустверы

Впрочем, к повадкам раллийного «Логана» я привык быстро – он оказался удивительно послушным. Помог и совет тормозить левой ногой, не сильно сбрасывая газ – так Logan замедляется, загружает переднюю ось, но не сильно теряет обороты. Мотор-то слабенький, разгоняться придётся долго. Да и нехитрую трассу запомнил. И начало получаться, хотя я переживал, что не смогу дозировать усилие левой ногой – ABS-то нет! Поэтому после очередной паузы мы сменили направление движения и поехали прописывать стенограмму в обратную сторону. Что это такое? Это тетрадь, в которую штурман записывает то, что ему диктует водитель. Опыт у меня почти нулевой, так что получалось несколько коряво, на глаз. Прямик... запишем семьдесят. Поворот, левый, а два или три? Это уровень его крутизны. Наша градация была такова: от «ноля», который проходится с педалью «в полу», до «пятёрки» - самого крутого.


А дальше по этой стенограмме надо ехать. Тут уж извиняй – что надиктовал, то и записали. Но даже простейшие записи сильно помогают! Хочется ехать всё быстрее и быстрее, и 125-сильный Logan Cup позволяет держать весьма хороший темп на скользком покрытии. А уж что началось, стоило нам переобуться в «боевые» шины, которые использовались в ледовой Гонке Звёзд «За Рулём». Если на «гражданских» покрышках мне приходилось местами уходить на грунтовые проплешины, то на 4,5-миллиметровых «когтях» и думать об этом не стоило – знай, топи себе по кратчайшей траектории. А что там под колёсами – лёд, снег, лужи или грунт - уже не так и важно. Захватывающе и в то же время чертовски страшно! Голова попросту отказывается верить, что Logan удержится в пределах дороги.


Увы, этот заезд оказался последним, хотя я только-только начал «вкатываться» и понимать, как ведёт себя Logan Cup на гоночных шинах. И наверняка поехал бы ещё увереннее, смелее и быстрее, продлись эта тренировка хотя бы на полчаса дольше. Да-да, это была именно тренировка! Постигал азы управления «боевой» машиной и составления стенограммы я не только ради забавы, хотя и получил громаднейшее удовольствие. На этом Logan Cup мне предстояло стартовать в настоящей, совсем не любительской гонке! И совсем скоро я расскажу, как прошло моё первое в жизни ралли.

Вадим Гагарин
Фото автора