НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Комплимент пассажирам. Зачем Audi A1 Sportback задние двери?

26 января 2012 11:05
Что считают овцы, чтобы заснуть? Можно ли скачать весь интернет? Кто будет следующим президентом России? Для кого делают задние двери автомобилей? В списке глупых вопросов последний смотрится более чем органично

Что считают овцы, чтобы заснуть? Можно ли скачать весь интернет? Кто будет следующим президентом России? Для кого делают задние двери автомобилей? В списке глупых вопросов последний смотрится более чем органично. Но не стоит спешить с ответом — после презентации новой пятидверки Audi A1 Sportback выводы могут оказаться неожиданными!


Больше других моделей Audi мне близки две: R8 и A1. C первой всё понятно: любить суперкары не более оригинально, чем пользоваться iPhone. А вот «единичка» с самого момента своего появления понравилась экспрессией в облике и живым драйвом. Разве какая-то другая гражданская Audi выглядит так же броско, а едет так же живо? Спустя почти 2 года с появления трёхдверки A1, Audi расширила гамму кузовов «единички» за счёт пятидверной версии Sportback. Но остался ли в ней тот задорный драйв, и не принесла ли с собой «лишняя» пара дверей изрядную порцию скуки? Проверяем на дорогах испанской Каталонии!

С начала продаж модели A1 по всему миру реализовано более 118 тысяч трёхдверок. C появлением новой версии немцы планируют серьёзно увеличить продажи за счёт привлечения новых клиентов

Пятидверный хэтчбек. Упоминание о таком типе кузова заставляет зевнуть любого приверженца спортивных автомобилей. Ещё не глядя на новинку, первым делом думаешь о том, что задним пассажирам теперь станет комфортнее, да и детское кресло использовать будет удобнее. А коллеги по офису перестанут дразнить ваш стильный хэтч А1 «девчачьей игрушкой». Но вот мы на парковке в аэропорту испанского города Херона, где выстроились разноцветные A1 Sportback, а мысли крутятся отнюдь не вокруг характеристик вместимости новой пятидверки.

Выглядит пятидверка уже не так «игрушечно», но при этом она по-прежнему дерзкая! Дополнительная пара дверей добавила совсем не скуки и серости, а наоборот — грации и статности. А прибавка в массе, оказывается, составила какие-то 25 кг! То есть на ходу водитель A1 Sportback должен ощущать новинку как привычную трёхдверку с 8-летним ребёнком в качестве пассажира, например.
Базовая версия пятидверной «единички» весит 1065 кг — Audi заявляет, что это самый лёгкий премиум-компакт на рынке

Да и то, если выбрать Sportback с хорошо знакомым 122-сильным турбомотором. А ведь одной из главных новостей на презентации модели стал новый двигатель мощностью уже 140 лошадиных сил — такой и пару лишних взрослых легко увезёт! Впрочем, в своей основе это всё тот же 122-сильный агрегат TFSI объёмом 1,4 литра, которому немного подняли давление наддува. Дополнительные 18 лошадиных сил — здорово. Но этот мотор не только мощнее, но и... экономичнее 122-сильного собрата! Средний расход топлива в смешанном цикле A1 Sportback с новым 140-сильным двигателем и роботизированной трансмиссией заявлен на уровне 4,7 литра на 100 км, тогда как 122-сильная версия потребляет 5,3 литра. Чудеса?

Технологии! Дело в том, что новый мотор способен отключать пару цилиндров, когда от него не требуется полная мощность. Это решение, получившее в Audi имя «cylinder on demand», пришло из мира больших V8 и позволяет «единичке» дополнительно сэкономить до 1 литра топлива на 100 км. Audi заявляет, что A1 первой в своём классе получила такую систему. При низких нагрузках два цилиндра перестают жечь топливо (подробнее во врезке «Техника» ниже), и автомобиль движется с помощью двух оставшихся. Отключение происходит совершенно незаметно, и узнать о нём можно лишь по надписи на дисплее бортового компьютера.

А обратное подключение при резком нажатии на газ сравнимо по ощущениям с выходом на рабочее давление наддувного двигателя. С учётом того, что мотор 1.4 TFSI и так оснащён турбиной, резкое нажатие на газ заставляет мотор проснуться дважды — сначала активируется пара «цилиндров-халтурщиков», а потом уже и выхлопные газы раскручивают «улитку» нагнетателя. Каждая из этих микростадий сменяет предыдущую с едва заметной задержкой, поэтому управлять тягой более чем комфортно. Примечательно, что двигатель не стесняется переходить в «половинчатый» режим работы и при включении «боевого» алгоритма коробки передач S — «единичка» не теряет ни одного шанса сэкономить топливо.

Этой же благой цели служит и технология старт/стоп, которой оборудуются почти все версии A1 (кроме 185-сильной бензиновой и 90-сильной дизельной с «роботом»). На европейских дорогах она отнюдь не бесполезна и не досаждает своей работой, в отличие от той же Москвы, где из-за рваного ритма движения двигатель бьётся в своих «зелёных» судорогах каждые 10 секунд. Система старт/стоп явно создана для размеренного европейского движения, нежели для наших суматошных пробок (разумеется, её можно отключить соответствующей кнопкой).

Несмотря на удлинённую и более высокую крышу, а также выросший в ширину кузов, коэффициент аэродинамического сопротивления не изменился и, как и у трёхдверки, равен 0,32. Один из лучших показателей в классе

Впрочем, довольно об экономии топлива — ведь новый мотор обещает и неплохую прибавку в динамике. Sportback со 140-сильным агрегатом мощнее 122-сильной трёхдверки почти на 15%, а лишней массы у него — ничтожные 2,5%! Показатели в технических характеристиках вторят расчётам: 8,1 секунды до 100 км/ч против 8,9. А вот на ходу разница почти не заметна. В плане тяги Sportback со 140-сильным мотором субъективно воспринимается абсолютно так же, как и хорошо знакомая нам трёхдверка со 122 силами. Во многом это можно объяснить психологией — взгляд в зеркало заднего вида заставляет думать, что едешь на более крупной, а значит и «увесистой» машине.


Но это чистой воды обман зрения. Презентационная картинка-схема с наложенными друг на друга силуэтами трёхдверки и пятидверки неумолимо доказывает обратное — модели совпадают почти во всём! Только в ширину и высоту автомобиль немного подрос, да и то всего на 6 мм в каждом измерении. Дальше смотришь в салонное зеркало и видишь полноценный просторный салон. А прислушиваешься к водительским ощущениям — кажется, рулишь старой доброй трёхдверкой: компактной, лёгкой и отзывчивой.

Поведение роботизированной 7-ступенчатой коробки S tronic не изменилось. Из плюсов — шустрые переключения при разгоне, а главный минус — в задумчивом переходе на две передачи вниз в медленных «затычных» виражах. Это особенности конструкции, так как «робот» может держать наготове лишь «соседнюю» с текущей передачу

Цепкое шасси приятно удивило ещё на трёхдверной А1. Трудясь над пятидверкой, конструкторы просто не имели права потерять даже долю драйверского азарта. Удалось! А1 Sportback так же игрив на извилистых дорожках, как и обычная «единичка». Тугой руль, электронная имитация блокировки дифференциала и приличные шины делают машину неплохой игрушкой для серпантинов. Особенно с опциональной подвеской S Line за 20 — 30 тысяч рублей, в зависимости от комплектации. Однозначно, это одна из самых драйверских моделей в своем сегменте!

Помимо нового мотора, будут предлагаться ещё 3 бензиновых двигателя мощностью 85, 122 и 185 лошадиных сил и 3 дизеля (90, 105 и 143 л.с). Но в России A1 Sportback первое время будет предлагаться только со старым 122-сильным 1.4 TFSI. 140-сильная версия ожидается позже, а о судьбе других силовых установок пока ничего не известно. В базовой комплектации Attraction автомобиль будет стоить 849 тысяч, что лишь на 9 тысяч дороже A1 для эгоистов. Более богатое исполнение Ambition поднимет планку цены на уровень 933 тысяч, к которым можно прибавить самых разнообразных опций не на одну сотню тысяч рублей.

Свежий цвет Samoa Orange Metallic был разработан эксклюзивно для модификации А1 Sportback. Как и для трёхдверки, для А1 Sportback доступны контрастная окраска крыши и кузова (за дополнительные 19 тысяч рублей) и несколько стайлинг-пакетов, предлагающих различные накладки на бамперы и пороги, спойлеры, диффузоры, цветные панели салона и прочие элементы внешнего и внутреннего декора

Например, среди интересной электроники в А1 Sportback предлагается встроенная точка доступа к беспроводному интернету, навигация с расширенным голосовым управлением (адрес можно диктовать одной фразой или искать таким же образом достопримечательности), акустическая система Bose с 14 динамиками, информационно-развлекательный центр MMI, телефон с Bluetooth и другие решения, присущие автомобилям на пару классов выше. Из прочих опций есть биксеноновый свет с автоматическим переключением ближнего/дальнего режимов, панорамная крыша с люком, светодиодная задняя оптика, «мультируль» с лепестками управления трансмиссией, электронный ключ, бесчисленное количество стайлинг-решений и многое другое. Словом, из «единички» при желании можно собрать полноценную взрослую Audi — только плати за опции.

Навигация на основе карт Google всем хороша и предлагает новый уровень реалистичности отображения маршрута. Но для «единички» пока не доступна камера, которая считывает дорожные знаки, поэтому за ограничениями скорости система следить не способна

Прогулки по серпантинам Каталонии за рулём заводной A1 Sportback так увлекли, что о задних местах я вспомнил лишь под конец тест-драйва. Трёхдверка не могла похвастать простором в области головы — высокие люди неизбежно подпирали крышу. Но Sportback имеет на 80 мм более длинную и на 6 мм более высокую крышу — благодаря этому задние пассажиры перестали ощущать себя живыми задними стойками и обрели на своих местах относительный комфорт. Места для ног по-прежнему немного, но достаточно: классический тест «сесть самому за собой» при моём росте 177 см прошёл без явных неудобств. Не перекраивая кузов вдоль и поперёк, инженерам удалось превратить задний диван из дополнительного бардачка в почти полноценные пассажирские места. По умолчанию «лавка» отформована для двоих седоков, а центральная часть отдана блоку подстаканников. В качестве бесплатной опции можно заказать и трёхместный диван. А сдвинутые на 23 сантиметра вперёд средние стойки сделали передние двери более короткими и удобными на тесных парковках.

Главными рынками для A1 по-прежнему остаются Германия, Франция, Великобритания, Испания. Но появление пятидверки может увеличить популярность модели и в России, особенно с учётом того, что за лишние двери практически не придётся доплачивать

Но знаете что? Мне кажется, что задние двери здесь сделали не для нужд пассажиров, а в угоду... владельцу. Раньше типичным покупателем A1 был хорошо зарабатывающий метросексуал или юная дама. Новая же модель за счёт дополнительной пары дверей привлечёт не только молодые семьи с ребенком, но и тех, кому трёхдверка кажется слишком игрушечной с виду. Sportback выглядит более серьёзно, но при этом не растерял обаяние и драйв модели A1. Кроме того, у него в России практически нет соперников: Citroen DS3 и Alfa Romeo MiTo имеет лишь три двери, Fiat 500 у нас не продается. Остается только пятидверная Mini Clubman, которая стоит от 820 тыс. руб. А Clubman Cooper со 122-сильным мотором оценивается как минимум в 880 тыс. руб.

Техника:

Система cylinder-on-demand. Технология отключения второго и третьего цилиндров основана на наличии на распределительных валах специальных актуаторов, отключающих толкатели клапанов пары цилиндров при низкой нагрузке. В результате поршни в двух центральных цилиндрах движутся «вхолостую», не сжигая ни грамма топлива. При увеличении нагрузки на мотор топлива толкатели клапанов за минимальное время активируются вновь, наполняя цилиндры горючей смесью. Система работает в диапазоне 1400 — 4000 оборотов и совместима с любой коробкой передач
Лёгкость кузова (сама «клетка» весит всего 220 кг) — заслуга применяемых высокопрочных и сверхвысокопрочных сталей. Благодаря исключительной прочности материалов, элементы можно делать более тонкими, а значит, и лёгкими
Передняя подвеска выполнена по схеме МакФерсон с нижними треугольными рычагами, смонтированными на лёгком подрамнике. Рулевая рейка с электрогидравлическим усилителем имеет достаточно «короткое» передаточное отношение 14.8:1. Сзади используется торсионная балка. Более жёсткие настройки подвески предлагаются «по умолчанию» для комплектации Ambition и за доплату — в Attraction. Подвеска S Line ещё жёстче и ниже (она идет только за доплату)

Дмитрий Ласьков
Фотографии автора