НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Lifan: китайские мечтатели

8 ноября 2011 11:40
Все, что вы читали о Китае вчера, — уже устаревшие сведения. Страна меняется стремительно. Возможно, по автомобилям это пока мало заметно, и тем не менее, от мечты о собственном развитом автопроме китайцы не отказались

Все, что вы читали о Китае вчера, — уже устаревшие сведения. Страна меняется стремительно. Возможно, по автомобилям это пока мало заметно, и тем не менее, от мечты о собственном развитом автопроме китайцы не отказались. Корреспондент Авто@Mail.Ru отправился в КНР, чтобы своими глазами увидеть внутреннюю «кухню» марки Lifan и попытаться понять, наступит ли в обозримом будущем момент, когда мы с чистой совестью назовем китайскую машину рекомендуемой покупкой.

Китайцы, похоже, решили застроить небоскребами всю страну. Карту города Чунцин, в который мы прибыли, приходится перерисовывать каждый год. А ведь это далеко не самый развитый город страны. Совсем не Шанхай! По объему производимого ВВП на душу населения он занимает лишь 13 место среди китайских городов. При этом в Чунцине фантастическими темпами разрастаются метро и подземные торговые центры, и даже уличные надземные переходы оборудуются эскалаторами — просто под открытым небом. И нельзя не заметить, что местные жители в массовом порядке пересаживаются со старого автохлама на новые Фольксвагены, Форды и Мазды. Их выпускают в Китае, и популярность иномарок бросается в глаза: порой в дорожном потоке вообще не видишь местных моделей.


— А Lifan в Китае хорошо продается? — спрашиваю я представителя китайской марки.
— В год — около 80 000 автомобилей.
Не густо для страны, в которой в прошлом году было реализовано более 13 800 000 машин. Но мой собеседник тут же пускается в пояснения, что приоритетным направлением развития является экспорт и создание сборочных предприятий за рубежом.

И когда мы подъезжаем к заводу, я вижу символичное подтверждение его слов. На всех корпусах красными иероглифами написаны гигантские лозунги, продублированные на ломаном английском. И один из них гласит: «Тот, кто делает деньги в Китае, становится лидером рынка, а тот, кто зарабатывает за рубежом, — национальным героем». Экспорт тут превратился в часть идеологии государства и частного бизнеса.

Представители компании не скупятся на громкие заявления: мол, сейчас Россия — главный зарубежный рынок для Лифана. Многое поменялось буквально за последний год. По итогам девяти месяцев 2011 года Lifan стал самой продаваемой китайской маркой в России. С одной стороны, есть чем похвалиться: шутка ли дело, с результатом в 12 893 проданных за три квартала автомобилей Lifan обогнал на российском рынке Subaru. А если брать отдельно результаты сентября, то и Хонду. А с другой стороны, для большинства тех покупателей, кто выбирает доступную, но достойную модель, китайские машины — не вариант.

Некоторое время назад была популярна такая точка зрения: приход «китайцев» в Россию — это камень в огород АвтоВАЗа. Но за те пять-семь лет, что продукция из КНР штурмует наш рынок, вывод можно сделать только один: китайские модели у нас превратились в отдельный и весьма специфичный класс машин, слабо интересующий широкие массы покупателей. Автомобильные журналы и сайты почти никогда не сводят в один сравнительный тест-драйв «китайцев» с Ладами или с доступными иномарками вроде Daewoo Nexia или Renault Logan. А если какой-то журналист и делает такое сопоставление, то он сильно лукавит. Ладу Приора в прошлом году выбрали 125 тыс. россиян, а близкий по цене седан Lifan Solano — чуть менее 5 тыс., причем большинство других «китайцев» продавались еще хуже. Эти цифры говорят гораздо больше, чем любые сравнительные тесты.

Со старым модельным рядом вряд ли можно добиться большего — китайцы это понимают хорошо и готовят целый ряд новинок. Итак, на площадке у завода в предместьях Чунцина нас ждала самая свежая разработка Лифана — кроссовер X60, готовящийся выйти на наш рынок в будущем году.


Знакомство с каждой китайской машиной я, как и большинство моих коллег, всегда начинаю по одному сценарию — первым делом ищу признаки «пиратства». Что тут скопировано с западных или японских аналогов? В случае с X60 прямые цитаты найти непросто. В целом «телосложение» напоминает Opel Antara и Chevrolet Captiva, но о воровстве конкретных элементов дизайна речь точно не идет. И если такой соперник, как Chery Tiggo, создан в подражание Toyota RAV4 десятилетней давности, то Lifan X60 однозначно современнее.

Под капотом Lifan X60 — 1,8-литровый мотор с изменяемыми фазами газораспределения, развивающий 133 л.с. Утверждается, что силовой агрегат разработан китайцами в партнерстве с британской компанией Ricardo. Впрочем, когда мы зашли на завод по производству двигателей, китайцы потребовали убрать фотоаппараты. Что скрывают? Судя по тому, что мы увидели, есть основания полагать, что в конструкции моторов используются нелицензионные тойотовские разработки

Открываю технические характеристики, и вот первое разочарование: привод — только на передние колеса. На мои вопросы о планах выпуска полноприводной версии китайцы отвечают уклончиво: если рынок потребует — такая модификация появится.

Клиренс Х60 меньше, чем у ближайших конкурентов, — 179 мм. Chery Tiggo может похвастать дорожным просветом в 190 мм, а Chevrolet Niva — 200 мм

Следующий традиционный пункт сценария — осмотр зазоров кузовных панелей, чтобы оценить качество сборки. Тут, к сожалению, никакого прогресса: в щель между задней дверью и крылом может пролезть мизинец. Ну а когда открываешь дверь, первым делом обращаешь внимание на знакомый по многим китайским моделям резкий запах дешевого пластика.

Один из главных плюсов китайского кроссовера — очень просторные задние места. Даже рослые пассажиры отмечают, что не приходится упираться коленками в спинки передних кресел. Более того — спинка заднего дивана регулируется!

Китайские автопроизводители полагают, что устраивать настоящий многочасовой тест-драйв новой модели — это лишнее. Выезжать за территорию завода здесь нельзя, а полноценного полигона у компании нет. В нашем распоряжении — короткая закольцованная дорожка, и, что еще хуже, — крайне ограниченное время. А надо ведь успеть прокатиться не только на кроссовере, но и на новых модификациях компактного хэтчбека Smily и седана гольф-класса Solano...

Все впечатления уложатся в три предложения. Х60 неплохо берет разгон, передачи включаются сравнительно четко, мелкие неровности подвеска отрабатывает неплохо, и в салоне при этом ничто не дребезжит. Впрочем, можно добавить, что в поворотах высокий кроссовер вполне предсказуемо кренится, и к динамичной езде он недостаточно приспособлен. У мотора — неспортивный настрой, тормоза — «ватные».

<ul> <li>В салоне все на своих местах, дизайн не упрекнешь в примитивности или старомодности, но по качеству материалов автомобиль ближе к Шеви Ниве, чем к западным аналогам.</li> <li>Оформление приборной панели напоминает Honda Civic: внешнее кольцо — аналоговый тахометр, в центре — ЖК-дисплей</li> </ul>

Малолитражка Smily, которая появилась в России этой весной, вызывает неоднозначные чувства. С одной стороны, столь откровенное подражание стилю Mini — это, пожалуй, перебор. Причем британская культовая машинка будто отразилась в кривом зеркале: «поплыли» пропорции, исказились фары — все это режет глаз. Но, с другой стороны, все прочие модели в ценовой категории Smily (до 300 000 руб.) выглядят настолько бесхитростно и буднично, что «китайца» стоит признать самым эффектным исключением из общего правила. Пока к нам поставляется только модификация с «механикой», но для этой машинки, явно адресованной представительницам прекрасного пола, гораздо уместнее АКПП или вариатор. Именно версию с вариатором, которая начнет продаваться в России в будущем году, нам предложили опробовать на китайском заводе.

Smily, дебютировавший на российском рынке этой весной, уже сыграл свою роль в том, что популярность Лифанов в России пошла вверх. За полгода продано 3453 хэтчбеков. Представители марки утверждают, что хорошо идут продажи в регионах. Но объяснение, возможно, не столько в удачных моделях, сколько в усиленном продвижении. Пока Lifan не открыл собственное представительство в нашей стране (это произошло в прошлом году), успехи марки зависели только от черкесского сборщика и дистрибьютора Derways. Как только китайцы взяли продвижение в свои руки и стали вкладываться в рекламу, дело пошло бодрее. Удалось подстегнуть дилеров (а их по стране — более 80 автоцентров)

1,3-литровый мотор, выдающий 88 л.с., и вариатор — вполне удачный вариант для компактной машинки. Троганье порой происходит с толчком, но в движении новая трансмиссия никаких беспокойств не доставляет. Вариатор, как утверждается, создан в сотрудничестве с западными партнерами. И такова уж особенность марки Lifan: к тем элементам автомобиля, которые сделаны по технологиям мировых лидеров, не придерешься, а вот то, что разработано самостоятельно, вызывает вопросы. То есть двигатели и трансмиссии работают как надо, а, например, настройки подвески – скорее, неудачные. Об отточенной управляемости западных малолитражек можно только мечтать. Smily, пожалуй, уступит даже вазовским моделям.

В России Lifan Smily пробует конкурировать с «Калиной». Пока не очень удачно, хотя некоторые козыри у «китайца» есть: например, именно он является самой доступной моделью с АБС на рынке

Перед тем, как покинуть импровизированный полигон, я сделал пару кругов за рулем седана Lifan Solano. Не так просто определить, к какому классу причислить эту машину: по длине она сравнима с седанами гольф-класса, а вот по ширине уступает им около 10 см. Выглядит Solano довольно старомодно, но в некоторой солидности ему не откажешь. Наверное, поэтому именно Solano — самый популярный среди Лифанов. И со следующего года он также получит на российском рынке версию с вариатором, которую нам предоставили на краткий тест-драйв.

Вновь трансмиссия оставила хорошие впечатления. Ну а все прочие плюсы и минусы Solano нам хорошо знакомы. Подробнее о седане — в нашем тест-драйве «Китайский “джигит”, или Путешествие на Lifan Solano».

Цеха завода Lifan несколько озадачивают. Производство выглядит довольно скромно и несовременно. Невозможно поверить, что это предприятие — единственное из китайских частных автомарок провело IPO (акции с 2010 года активно торгуются на Шанхайской бирже). И почему журнал Forbes включил Lifan в Топ-100 лучших предприятий Китая? Гуляя между линий конвейера и стеллажей с запчастями, кто-то из российских коллег даже заметил, что на черкесском предприятии Derways, где собирают Лифаны для российского рынка, оснащение завода выглядит куда современнее...

Секрет финансового благополучия компании Lifan вовсе не в автобизнесе. Дело в том, что мотоциклетное производство марки — в разы крупнее. Более того, фирма является мировым лидером (!) по объемам выпуска мотоциклетных двигателей, производя 11,2% всех подобных моторов в мире. И, попав на мотозавод, мы смогли оценить успехи Лифана в полной мере. Производство выглядит современнее, модельный ряд гораздо шире, чем гамма выпускаемых автомобилей.

Впрочем, руководители Лифана поделились с нами своими производственными планами, и выяснилось, что китайцы возлагают большие надежды на расширение модельного ряда и обновление нынешних машин. Первым в начале 2012 года в производство пойдет седан D-класса LF720.

При том, что по длине LF720 в самом деле может быть причислен к D-классу, его ширина — всего 1765 мм. Сравнимо с некоторыми малолитражками!

Компактный седан Lifan Breez (в на китайском рынке — LF520), продающийся в России с 2007 года, большого успеха на рынке не снискал. В будущем году должна появиться модель нового поколения. Едва ли она сможет навязать конкуренцию выходящей на рынок Lada Granta, но, возможно, новинка окажется хорошей альтернативой морально устаревшей Daewoo Nexia?..

Для будущего седана бизнес-класса LF820, который планируется запустить в производство осенью 2013 года, китайцы готовят даже такие передовые решения, как роботизированная коробка передач с двумя сцеплениями. Но в успех китайцев в категории люксовых машин пока верится с трудом.

Если нынешний кроссовер Х60 пока не может похвастать полным приводом, то для будущей более крупной модели, которая пока фигурирует под заводским обозначением «Large SUV», трансмиссия 4×4 уже запланирована. Кстати, в гамме модификаций впервые должны появиться дизели. Новинка должна увидеть свет в 2014 году.

Также на 2014 год запланировано появление компактного хэтчбека, который по размерам окажется посередине между моделями Smily и Breez. Пока будущая новинка существует лишь в виде условного эскиза, в котором можно увидеть некоторое сходство со стилистикой Citroen. Но китайцы уже сейчас готовы обещать, что для миниатюрных моделей готовится новое семейство двигателей объемом от 0,8 л, которые будут отличаться сочетанием турбонаддува и непосредственного впрыска.

Возможно, марка Lifan могла бы преуспеть, появись в ее модельном ряду машина вроде Renault Logan: максимально простая и доступная, но при этом современная, отвечающая европейским требованиям безопасности. Но пока китайцы метят совсем в иную лигу. Они пробуют повторить путь корейцев, которым удалось создать производство мирового уровня и начать успешно продавать в том числе и недешевые модели. Однако тут надо понимать одно отличие: автопром Южной Кореи не одно десятилетие наращивал собственный инженерный потенциал. Марке Lifan, выпускающей автомобили всего лишь пять лет, пока о таких возможностях остается только мечтать.

Павел Ёлшин,
фото автора и компании Lifan