НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Чудеса на виражах

5 августа 2011 11:15
Второй этап Audi Racing Program 2011 запомнился мне калейдоскопом событий, интригой до самого финиша и невероятными капризами Фортуны

Второй этап Audi Racing Program 2011 едва не закончился для меня позором. Подсыхающая после ночного дождя трасса и собственная горячность за рулём среднемоторного 525-сильного купе R8 V10 превратили зачётный заезд в рулетку. Пологий скоростной левый поворот на небольшом спуске, чуть более широкий, чем нужно, выход, заднее колесо попадает на влажный поребрик, и белая бестия тут же закидывает хвост! Первая мысль: «Ну всё, приехали...» Но глаза боятся, а руки делают. Руль вправо, поздно! Влево до упора, вправо до упора, снова влево – фух, удержался.


А ведь говорил инструктор перед тем, как выпустить нас по очереди на три зачётных круга: «Никуда не летим, побеждает тот, кто просто стабильно проедет их с минимальным расхождением по времени». Но разве можно позволить себе ехать в прогулочном темпе, когда 19-дюймовые шины Pirelli P Zero цепляются за асфальт одной из трасс полигона Гросс Дёльн, что под Берлином? Перепады высот, затяжные дуги, интересные связки – дух захватывает! Хочется шпарить на всю катушку, наслаждаясь рёвом атмосферной V-образной «десятки».

Так всё и было. Следующий круг – снова помарка. И лишь на третьем круге, успокоившись окончательно, я снял ещё секунду. Да, лучшее время круга с неплохим преимуществом над соперниками (большинство из которых ехало уже по полностью сухому треку), но из-за всяческих «пируэтов» лишь шестой результат по стабильности! А чтобы выйти дальше, надо было попасть в первую четвёрку.

В середине 50-х годов прошлого века это был один из самых прогрессивных аэродромов подобного рода. Но если вся инфраструктура военного городка, оставленная Союзом после вывода войск, немцам оказалась не нужна, то огромными площадками и взлётно-посадочными полосами они распорядились по уму, превратив этот «подарок» в современный полигон для разнообразных водительских «тренингов». Здесь есть все условия для эффективного обучения

Вообще, поездка не заладилась с самого начала – ещё до вылета я сильно ушиб палец на ноге и не без труда передвигался на своих двоих. Ладно, нажимать на педали всё же проще. Хотя в самой Германии всё шло вполне «по сценарию». Особенно запомнился контраст, когда мы въехали на территорию полигона – непривычно наблюдать из окна комфортабельной Audi A8 Long серые казармы с выбитыми стёклами и бетонные дорожки с заросшими травой швами. В памяти невольно всплывает гимн СССР. И не зря – ведь мы на бывшей советской авиабазе Темплин, она же известна и как Гросс Дёльн.

Инструктаж стандартен: посадка за рулём, техника руления, краткие теоретические выкладки и рассказ о машине. Отнюдь не лишняя информация – всё-таки далеко не каждый может похвастать близким знакомством с 525-сильным купе Audi. У немцев всё отскакивает от зубов – программе Audi Driving Experience стукнуло 30 лет, и если тогда всё началось с 10 мероприятий в год, то ныне их проводится 800 (за год обучение проходит около 15 тысяч человек)! У нас же специальный тренинг. И мы должны были не только разобраться между собой, но и выступить в качестве «подопытных кроликов» – вслед за нашей группой здесь ждали полсотни владельцев «заряженных» моделей Audi, также преодолевших отбор на первом этапе

Там нас ждали девять купе Audi R8 V10, аккуратно построенные в «колонну по трое». Впрочем, три из них были инструкторскими, ведущими. Нам же достались остальные. Кстати, не лишним будет напомнить, что мы – это 10 журналистов, прошедших первый отборочный этап Audi Racing Program в подмосковной Яхроме, и примкнувший к нам космонавт Роман Романенко. Вот сейчас разгуляемся на этих просторах!

Несмотря на малое число участников (11 человек) и всего лишь единственную попытку, подсыхала трасса гораздо быстрее, чем можно было представить. Поэтому ехать сразу после «поливалки» приходилось гораздо аккуратнее. В противном случае возникали ошибки, которые тут же отражались на экране секундомера

Ага, не тут-то было. Львиную долю времени мы занимались тем, что елозили по мокрому асфальту на черепашьих скоростях, заставляя себя делать ошибки и их же исправлять. Сначала – снос (скольжение передней оси наружу поворота). Добиться его на словах – проще простого. Разгоняешься и, не бросая газ, поворачиваешь руль до упора. Но руки и ноги напрочь отказываются совершать «противоправные» действия. Ладно, с грехом пополам осилили.

Второе упражнение было уже интереснее – здесь мы добивались избыточной поворачиваемости, то есть срывали R8 в занос нажатием тормоза на дуге и пытались удержать её на мокром асфальте в непрерывном скольжении. Вот это было полезно! Здесь «восьмёрка» проявляла весь свой «стервозный» характер – из-за особенностей компоновки (двигатель-то за сиденьями!) срыв задней оси происходит очень резко, только успевай отлавливать. Чуть опоздал – разворот. И это на вполне себе «гражданских» скоростях.

Под конец дня нас ждало первое зачётное испытание. Нет, это был не трек, и даже не то, что нам устраивали в Яхроме. Обычная банальная змейка. Проехал, развернулся, проехал в обратную сторону и остановился в импровизированном «гараже», обозначенном конусами. За сбитую вешку «нагружают» 5 секундами к результату, что на такой короткой и медленной трассе автоматом означает поражение. Одно прохождение, чтобы ознакомиться с конфигурацией, и... всё – единственная попытка на время.

В Берлин приехали и два инструктора российской Школы quattro. Это, конечно же, Евгений Васин (справа), с которым мы познакомились на карельском курсе <a href="/article/33939-ledyanye_kolca/">«Четыре дня с quattro»</a>, – лицо Школы и главный наставник, а попутно ещё и обладатель Кубка Европы по ралли. Слева от него – Антон Емельянов, также один из ведущих инструкторов. «Эх, нам бы их возможности!» – сказал Васин в ответ на мои «жалобы», что, мол, дали нам R8 V10, а занимаемся какой-то «мышиной вознёй». Охотно верю, что наши смогли бы придумать что-то интереснее – группе, которую «возил» за собой Евгений, жаловаться не на что. В финальный день после всех зачётных соревнований я прохватил несколько кругов за Васиным – темп он поддерживал очень серьёзный! Мы же оба дня постоянно наступали на горло собственной песне – нас водил чересчур осторожный немец, поэтому остальные частенько упирались нам в хвост

Как уже можно догадаться, мне снова не повезло. Ну не хотели звёзды, чтобы я хоть чего-то добился на втором этапе Audi Racing Program. Надо же было «поливалке» проехать прямо перед моим зачётным прохождением! В итоге я чуть-чуть переборщил с газом ближе к финишу, и мне пришлось «ловить» R8 и сбрасывать скорость, чтобы не сбить конус – «держак» стал заметно хуже. А может, вовсе и не в везении дело – ошибка-то своя собственная. В общем, я был лишь шестым. Настроение ни к чёрту.

Следующий день начался с того самого происшествия, едва не поставившего под угрозу моё дальнейшее участие в Audi Racing Program. Но потом, уже смирившись с тем, что я не прохожу дальше, я ждал только одного – своей очереди сесть за руль R8 LMS. И наконец это свершилось! Правда, сначала нас по очереди «катал» инструктор, объясняя, как работать с гоночной «секвенталкой», и рассказывая, куда не надо тыкать пальцами.

Меняемся местами. «Ковши», ремни, съёмный руль, справа торчит смешная вентиляционная труба, а рядом с ней наклеена схема трассы. Северная петля Нюрбургринга! Но мы отвлеклись. Втыкаю шнур «переговорки» шлема в разъём. Ага, кнопкой включаем зажигание и пускаем двигатель. Теперь выжимаем сцепление, правым подрулевым переключателем «втыкаем» первую и, как на обычной «механике», плавно отпускаем педаль и едем.

Audi R8 LMS появилась два года назад. Машина создана по техническим требованиям FIA GT3 European Championship. И уже в дебютном сезоне принесла чемпионский титул пилотам команды Phoenix Racing, а их коллеги из Team Rosberg расположились в турнирной таблице следом. LMS существенно легче «базового» купе R8 V10 (1250 кг) и имеет каркас безопасности и «рабочую» аэродинамику. Двигатель дефорсирован до 500 сил и выдаёт 500 Н∙м крутящего момента, который передаётся на задние колёса через секвентальную шестиступенчатую коробку. Шины, естественно, гоночный слик Pirelli. В нашем случае автомобиль был настроен на максимальную прижимную силу, а из-за возможности дождя ездили мы на «промежуточной» резине

Выезжаю на плоскую овальную трассу. Разгон! Ого-го! А R8 LMS, несмотря на потерю 25 сил в сравнении с серийной R8 V10, едет заметно быстрее. Немудрено – она же почти на 400 кг легче (1250 кг против 1625 кг), да ещё и с гоночной коробкой, которая переключает передачи моментально – тут уже сцепление выжимать не надо. Торможение, рявк, третья, рявк, вторая. А какие острые реакции на руль! Впечатлений – полные штаны. Главное – не перестараться, привод-то здесь задний, а компоновка всё такая же, требующая от водителя быстрых и правильных действий.

По R8 LMS у нас был отдельный инструктаж. Уже на месте нам показывали, как пустить двигатель, где находятся кнопки нейтральной и задней передачи. И, конечно, в свободное плавание нас не пускали – справа обязательно сидел инструктор. Внутри, конечно же, шумно – грохочет мотор, воет гоночная коробка. Поэтому шлем с «переговоркой» – суровая необходимость

Я не зря это упомянул. После «овала» нас ждал уже полноценный трек, причём более длинный и интересный, нежели та конфигурация, где мы ездили на время на R8 V10. Правда, судить об этом я мог только по «онборд-видео». Ибо, конечно же, мне и тут не повезло. Я уже стоял полностью готовый к «полётам» – в комбинезоне, с застёгнутым шлемом. Но сначала одного коллегу развернуло, после чего долго не могли «оживить» коробку, а потом та же участь постигла и следующего пилота. Всё бы ничего, но, как назло, R8 LMS вывесилась на поребрике, и на аккуратную эвакуацию (чтобы не испортить аэродинамический обвес и плоское днище) ушло очень много времени. Всё, заездов на LMS больше не будет, финита! А ведь дальше была именно моя очередь...

Как и любая гоночная техника, Audi R8 LMS весьма капризна, а малейшая неисправность тут же отражается на поведении. Впрочем, в нашем случае никаких поломок не было, но иногда возникал дисбаланс колёс (если проехать по резиновым ошмёткам с краю трассы), а механики регулярно извлекали мелкие камни из тормозных механизмов. Кстати, в машину встроены пневматические домкраты – сзади подключается баллон со сжатым воздухом, и R8 LMS встаёт «на цыпочки». Огнеупорный омологированный комбинезон в данных условиях нужен, скорее, для антуража

На финальную зачётную «змейку» (нам начисляли баллы за результаты – победитель получал 12 очков, обладатель второго времени – 11, и так далее) я ехал уже без всякого энтузиазма. Во-первых, это вновь был политый водой медленный и скучный слалом, куда добавили ещё и двойную переставку. А во-вторых, смысла бороться не было никакого – с двумя шестыми результатами я отставал от места в заветной четвёрке слишком сильно.

Слалом я невзлюбил сразу. Слишком разителен контраст между возможностями машины и условиями, куда её загнали. На мокрой «взлётке», тесно заставленной конусами, можно было спокойно ездить на какой-нибудь Audi A1. И это было бы не сильно медленнее. Но причины ясны – нас (если взять все 60 человек) слишком много, чтобы разрешать нам «дубасить» по треку, это чревато серьёзными последствиями. Может быть, на следующем отборочном этапе программа будет гораздо более динамичная. Но слалом не отплатил мне второй раз той же монетой – финальное упражнение позволило мне попасть в четвёрку лучших!

Но Фортуна словно вознаградила меня за несостоявшееся полноценное рандеву с R8 LMS. Оказалось, я проехал финальный слалом настолько аккуратно, что показал второе время. И это решило судьбу четвёртого места! Один из моих соперников сбил конус и разом откатился назад, а с другим у меня было равенство по очкам, но более высокая позиция в отдельно взятом упражнении (вторая против третьей). Когда объявляли окончательные результаты, я даже переспросил, не поверив в то, что буквально запрыгнул на подножку уходящего поезда. Фантастическая развязка!

Audi R8 LMS для меня пока осталась загадкой. Всё-таки несколько кругов по плоскому «овалу» – слишком мало, чтобы понять, как ведёт себя машина. Что ж, теперь у меня есть второй шанс

Правда, теперь права на такое количество ошибок уже не будет. На третий этап Audi Racing Program 2011 поедут всего 12 человек, включая нашу четвёрку журналистов. Состоится он в самом конце сентября всё там же, в Гросс Дёльне. А потом четверо счастливчиков, которые станут лучшими из этой дюжины, отправятся на гоночную трассу Лаузитцринг – выяснять отношения в финале (причём финальные заезды будут только на R8 LMS!). Попаду в их число, не попаду – пёс его знает. Загадывать после такого калейдоскопа событий не хочется. Как минимум попробую нормально поездить на R8 LMS, а там как повезёт – в том, что здесь требуется ещё и удача, я уже убедился.

Вадим Гагарин
Фото компании Audi