Выбор автомобилей гольф-класса стал шире на одну модель: в России стартовали продажи Fiat Linea — седана, который метит в конкуренты популярнейшему Ford Focus, а также Chevrolet Cruze, Kia Cerato и другим иномаркам в ценовом диапазоне от 550 000 до 650 000 руб. Дано ли новичку на равных соперничать с моделями, уже заслужившими успех у покупателей, мы выясняли в Татарстане. Именно там и налажен выпуск итальянского седана.
«Минтимер Шаймиев, Рудольф Нуриев, Губайдуллина Софья, Ренат Ибрагимов...» — под пульсирующий электронный бит быстрым речитативом перечисляет знаменитых соотечественников татарская поп-звезда СуперАлиса. В динамиках Fiat Linea играет какая-то местная радиостанция. Дальше идет текст на родном языке. «Рахим итегез!» — завершает певица. То есть «добро пожаловать». Итальянские машины здесь действительно встречены с гостеприимством. Местные гаишники в последние годы в массовом порядке пересаживаются на Fiat Albea, а теперь вот ожидаются крупные заказы от властей и на Fiat Linea. А почему нет? Linea — это, вообще-то, довольно специфический «итальянец», созданный отнюдь не для европейских автобанов.
Этот седан не встретишь на официальном итальянском сайте Fiat. Linea изначально разрабатывался для стран третьего мира. До настоящего времени его выпускали только в Бразилии, Турции и Индии. То есть он создан, чтобы быть «экспатом» — иностранцем, делающим карьеру в чужой для себя стране и культуре. И он уже во многом не похож на европейца. В чем это выражается?
Мы-то знаем, на что способны итальянцы. Как выглядят и как едут некоторые модели прежних лет — это просто песня. За рулем Linea я не могу отделаться от ощущения, что итальянцы наступили на горло собственной песне. Самым наглядным будет сравнение с «родной сестрой» — пятидверкой гольф-класса Fiat Bravo. И начать надо с того, что их родство весьма условно. Linea разработан совсем на другой платформе, позаимствованной у малолитражки Grande Punto. Различие тут даже не техническое, а идеологическое. Bravo вышла яркой современной моделью, создавая которую, фиатовцы стремились не уступить никому из лидеров европейского рынка. Пусть не все им удалось, но хэтчбек задуман по-итальянски изобретательно: многие детали созданы с выдумкой, эффектно. Одни лишь сочетания материалов в салоне, игра разных фактур чего стоят! На этом фоне Linea — совершенно типовой автомобиль, которому свойственна подчеркнутая экономия на всем. В салоне — жесткий пластик. Ручки на центральной консоли и подрулевые рычажки выглядят довольно хлипкими. Кроме нарядной панели приборов со шкалами в ретростиле здесь едва ли что-то запомнится. Если в Bravo есть вдохновение, немного роднящее ее с Alfa Romeo, то Linea идет по следам самых обыкновенных моделей вроде Fiat Albea.
Впрочем, сидеть за рулем удобно. Баранка регулируется в очень широких пределах, как по высоте, так и по вылету. Все органы управления, как и надо, под рукой. Хотя итальянцы не были бы итальянцами, если бы обошлось без эргономических причуд. Я долго искал ручку открывания багажника внизу на пороге, потом на передней панели слева от руля... На самой крышке багажника никакой кнопки нет. Не открывать же каждый раз с пульта дистанционного управления, встроенного в ключ! Лишь когда в очередной раз потребовалось открыть багажник, я в задумчивости посмотрел на кнопку включения аварийной сигнализации на центральной консоли и увидел рядом нужную клавишу. На самом видном месте, но кто бы мог догадаться!
«Когда поедешь от Свияжского монастыря к паромной переправе через Волгу, дорога в какой-то момент станет плохой. Потом очень плохой. Не пугайся, это правильный маршрут», — напутствовали меня организаторы тест-драйва. Обычно такая перспектива совсем не радует, но я, напротив, ждал подобных дорог с интересом. Какое-нибудь спорткупе надо тестировать на гоночной трассе или приморском серпантине, а массовый седанчик, претендующий на популярность у россиян, раскроет свой истинный характер именно на разбитой мокрой и грязной осенней дороге.
...Судя по карте, тут совсем неподалеку расположены населенные пункты с такими будоражащими воображение названиями, как Селище-Говядино и Старые Ширданы, и тому, что ровное шоссе сменяется ухабистым проселком, удивляться не приходится. Ну что, итальянец, готов к дорожному покрытию третьего мира?
Череду первых кочек я прохожу «черепашьим шагом», как стал бы делать практически на любой иномарке. Впрочем, все неровности подвеска «проглотила» без пугающих ударов. Явно можно двигаться побыстрее, не отставая от местных Жигулей. Добавляю газу, и Linea безропотно продолжает преодолевать ухабы и выбоины. Контраст с Bravo вновь огромен, но на этот раз преимущество в пользу седана. В России не так много мест, где можно почувствовать все достоинства шасси Bravo. А вот длинноходная и энергоемкая подвеска Linea проявит свои лучшие качества на самых обычных наших дорогах. Вдобавок колесные арки имеют сравнительно неплохую шумоизоляцию — и это тоже добавляет комфорта на плохом покрытии.
120-сильный мотор тоже запишем в неоспоримые плюсы Fiat Linea. Это современный 1,4-литровый двигатель с турбонаддувом. Пусть в его характере нет того огонька, которым отличается форсированная до 150 сил модификация (такая есть у Bravo). Но во всех режимах движения мощности ровно столько, сколько надо. Если в гамме двигателей модели гольф-класса всего один мотор (а у Linea — как раз один), то он должен быть именно таким.
Чтобы сорвать передние колеса в пробуксовку, не обязательно резко бросать сцепление. Я выезжаю на «автобан», ведущий в Казань, и поначалу неспешно качу по разгонной полосе на первой передаче, высматривая свободное место, чтобы вклиниться в быстрый поток. Вот вижу просвет, жму газ и под шуршание буксующих по чуть влажному асфальту передних шин стремительно набираю ход. Можно немного пожаловаться на недостаток тяги в зоне низких оборотов, но уже на 2000 об/мин двигатель выдает максимум крутящего момента.
Кстати, у Linea, как у заправского турбированного спорткара, есть указатель давления наддува. Правда, его не стали встраивать в переднюю панель в виде отдельного прибора. Показатели производительности турбины можно вывести на экран бортового компьютера. Хотя в какой ситуации они могут пригодиться — большой вопрос.
В связке «мотор-сцепление-КПП» по-настоящему радует только мотор. Педаль сцепления чересчур длинноходная, хотя к этому можно приноровиться. А «механика» не слишком подходит для того, чтобы работать в том бодром ритме, который задает двигатель. Ей далеко до четкости того же Ford Focus. А когда при замедлении нужно подоткнуть первую передачу, рычаг просто упирается и не идет ни в какую.
Вообще, сюда бы лучше подошел «автомат», ведь Linea — в первую очередь комфортный семейный автомобиль. Сами представители Sollers (российской компании, владеющей сборочным предприятием, выпускающим Фиаты) утверждают, что он адресован покупателям в возрасте 35-50 лет, имеющим двоих детей. Известно, что подобные клиенты все больше отдают предпочтение АКПП. Однако для Fiat Linea такая трансмиссия не предлагается даже за доплату.
Хотя новинка — один из самых длинных автомобилей в классе, но при этом он один из самых узких. Видимо, дает о себе знать платформа, позаимствованная у модели B-класса. Салон вообще не назовешь просторным. Задние пассажиры при росте в 180 см подпирают головой крышу.
Зато к вместительности багажного отделения никаких претензий. Заднее сиденье складывается в пропорции 60:40, но и без этого седан вмещает 500 л поклажи, что является отличным показателем для этого класса. Единственное неудобство — внутренняя ручка. На вид она кажется удобной, но берешься за нее, и в пальцы впивается острая грань, за которую следует довольно сильно дергать. И все равно зачастую багажник не удается захлопнуть с первого раза, так как механизм крышки задемпфирован. Приходится давить на нее сверху. То есть, не испачкав руки, багажник не закрыть.
Базовая версия Fiat Linea сравнительно неплохо оснащена: кондиционер, АБС, две подушки безопасности, аудиосистема с 6 динамиками, два стеклоподъемника, зеркала с электроприводом и подогревом, центральный замок с ДУ. Цена такой комплектации (Dynamic) — 584 900 руб. К сожалению, дополнительное оборудование нельзя выбирать из списка опций. Доступны лишь фиксированные комплектации. Версия Comfort за 613 200 руб. дополнительно включает подогрев сидений, задние стеклоподъемники, противотуманки, отделку руля и рычага КПП кожей, а аудиосистема получает клавиши управления на руле, а также функцию проигрывания MP3. За 678 200 руб. получаешь комплектацию Emotion с климат-контролем, ESP, электрорегулировками водительского сиденья, боковыми подушками безопасности, легкосплавными дисками и более продвинутой аудиосистемой, способной стыковаться с мобильником и обеспечивать «громкую связь».
Если от Fiat Linea не ждать чего-то большего, чем от сравнительно бюджетного седана гольф-класса, то он и не разочарует. Впрочем, так ли он «бюджетен»?..
Павел Ёлшин
Фото автора и фирмы Fiat
Конкуренты
Nissan Tiida
«Японка» состоит в родстве с Renault Fluence: у них есть общие детали конструкции и одинаковый базовый мотор объемом 1,6 л (110 л.с.). И хотя внешние габариты Тииды не столь солидны, как у Флюенса, внутри Nissan тоже поражает простором. К минусам этой модели можно причислить слегка нескладную внешность и скучноватый салон. А к плюсам – низкие цены. Из перечисленных конкурентов именно Nissan может похвастать самой доступной версией с «автоматом»: от 575 000 руб. («механика» на 30 000 руб. дешевле). За версию помощнее с 1,8-литровым мотором, развивающим 126 л.с., и МКПП просят от 613 000 руб. Автоматическая трансмиссия с этим мотором не агрегатируется