Юбилейное, 60-е Ралли Финляндии удалось на славу! Рекордные в этом сезоне 102 экипажа (54 из которых – финские!), огромное число болельщиков, невероятная атмосфера, сумасшедшие скорости на гравийных дорожках и даже погода, в дни ралли сменившая знойный гнев на прохладную милость, – вот все слагаемые замечательного зрелища. Жалеть пришлось только об одном – эта гонка, будучи сама по себе весьма интересной, окончательно убила интригу в чемпионате.
Впрочем, поначалу всё шло ожидаемо. Если после первого «зрительского» спецучастка (организаторы впустили раллистов на горнолыжный склон!) в лидерах воцарился Петтер Солберг, то уже в пятницу о своих претензиях заявил действующий победитель Ралли Финляндии – Микко Хирвонен. После третьего СУ финн «вёз» норвежцу уже 5 секунд.
Но стоило местным болельщикам немного успокоиться и поверить в благополучный исход гонки, как с СУ4 пришли тревожные известия – Хирвонен сошёл. Да как сошёл – неудачное приземление с трамплина и «крыша» в пять оборотов! К счастью, экипаж не пострадал, но о дальнейшем участии можно было даже не думать. Двухдневный формат ралли (вместо 3 дней в прошлом году) не способствовал возвращению по системе SupeRally – слишком много «допов» пропускал Микко. Да и выпускать там было нечего – Ford Focus RS WRC получил фатальные повреждения.
Так что остаток гонки Хирвонен провёл в своём родном городе Ювяскюла, вокруг которого все 60 лет и проходит финский этап. А ведь на следующий день Микко исполнялось 30 лет. Такой вот «подарочек» на юбилей. Причём, по признанию Хирвонена, этот злополучный трамплин – одно из его излюбленных мест на всей дистанции ралли. И хотя Микко после финиша гонки подошёл поздравить Юху Канккунена, четырёхкратного чемпиона мира, на одну гонку вернувшегося в большой спорт, на его лице особой радости не наблюдалось.
Упавшее знамя лидера подхватил Петтер Солберг, но уже после СУ7 «Мистер Голливуд» отдал его напарнику Хирвонена – Яри-Матти Латвале. На плечи молодого финна легла непростая задача – попытаться выиграть перед домашней публикой. Учитывая горячность Латвалы и множество его прошлогодних ошибок, предсказать итог ралли не мог никто.
Но в целом для болельщиков пятница прошла позитивно. Юха Канккунен на Фокусе RS WRC образца 2008 года держался седьмым в «абсолюте» и опережал Кими Райкконена! Кроме того, десятку замыкали Юха Хяннинен и Матти Рантанен – оба на Skoda Fabia S2000. И лишь Юха Сало сошёл, лидируя на тот момент в P-WRC. Все они – уроженцы Финляндии.
Ночью прошла мощная гроза, а местами даже самый настоящий ураган, вывернувший с корнем немало деревьев. Столбик термометра упал на 10 градусов (до вполне комфортных 27), что после московской жары стало хорошим подарком. О дожде молил накануне и Латвала – в этом случае он бы не терял много времени, расчищая трассу. Всё-таки 9 секунд – не такое большое преимущество, да и пара Себастьенов (Ожье и Лёб) на Ситроенах держалась неподалёку.
Французы в финальный день бросились в атаку. Но «сожрали» они не Латвалу, а Петтера Солберга. В результате норвежец, который грозился побороться за победу, оказался и вовсе на четвёртом месте. Поговаривают, что Солберг намеренно сбросил скорость, чтобы пропустить вперёд заводские экипажи, ведь он также выступает на Ситроене С4 WRC и наверняка был бы не прочь получить дополнительную поддержку. Однако смутно верится, что чемпион мира 2003 года способен играть в командную тактику.
Так что лидерство Латвала сохранил до самого финиша, чем несказанно порадовал Малькольма Уилсона, шефа M-Sport и руководителя раллийной команды Ford. Но больше всего ликовали болельщики – для Яри-Матти эта победа стала дебютной на родной земле и четвёртой в его карьере. Радовался и Себастьен Ожье, который на этом этапе впервые выступал за заводскую команду Citroen, – он поменялся местами с Дани Сордо (испанец доехал до финиша пятым). Более того, Ожье смог опередить даже титулованного напарника Себастьена Лёба! Так что в будущее «мини-Себ» смотрит с оптимизмом и не преминул заметить, что в следующем году хотел бы присоединиться к небольшому числу «нескандинавских» победителей Ралли Финляндии.
В очередной раз стабильной, но не самой быстрой ездой отметился сын Малькольма Уилсона – Мэттью Уилсон. Шестое место почти в шести минутах отставания – не самый лучший результат для завсегдатая WRC. Более того, британца едва не обошёл Мадс Остберг. Норвежца подвёл прокол колеса в первый день, в результате он откатился с седьмого аж на двадцать четвёртое место. Но Остберг не опустил руки и атаковал изо всех сил. И в итоге почти достал Уилсона – не хватило лишь семи секунд!
Юха Канккунен провёл прекрасную гонку и практически не ошибался – восьмое место в современной WRC для 51-летнего ветерана дорогого стоит. Оставшиеся две позиции в очковой зоне поделили Юхо Хяннинен и Пер-Гуннар Андерссон. Причём Хяннинен в данный момент лидирует в серии IRC и уже в эти выходные представляет интересы Шкоды в Ралли Мадейра.
В зачёте P-WRC после схода Юхи Сало победа уплыла в руки эстонца Отта Тянака, которого уже называют не иначе как восходящей раллийной звездой. С этим трудно не согласиться – Тянак «привёз» финишировавшему вторым в P-WRC финну Юкке Кетомяки полторы минуты!
Переднеприводной техники на Ралли Финляндии было мало – тяжело им на гравийном покрытии, разрытом почти восемью десятками полноприводных машин. Но и среди них победу у местных пилотов отобрал швед Виктор Хенрикссон (Ford Fiesta R2), который на полминуты опередил финна Юсси Кумпумяки на аналогичном автомобиле.
Единственный российский экипаж (Радик Шаймиев и Максим Цветков) до финиша не добрался – подвели механические проблемы на их Peugeot 207 S2000. С поломкой мотора остановилась и Subaru Патрика Флодина команды Успенский Ралли Техника. А ведь на тот момент Флодин шёл вторым в группе P-WRC!
Что до ситуации в чемпионате, то Ford, конечно, смог забить гол престижа на одном из немногих оставшихся в календаре гравийном этапе. Более того, эта победа вывела Латвалу в лидеры команды, а Хирвонен пропустил вперёд в таблице ещё и Петтера Солберга. О чемпионском титуле в этом году они едва ли уже задумываются. Впереди пять этапов, и три из них пройдут на асфальте. Кто сможет объехать Себастьена Лёба в Германии, Франции или Испании?
Результаты Ралли Финляндии - 2010 (первые 10 пилотов):
Позиция | Экипаж | Автомобиль | Время |
1 | Яри-Матти Латвала/Микка Анттила | Ford Focus RS WRC 09 | 2:31:29,6 |
2 | Себастьен Ожье/Жюльен Инграссиа | Citroen C4 WRC | +10,1 |
3 | Себастьен Лёб/Даниэль Элена | Citroen C4 WRC | +26,0 |
4 | Петтер Солберг/Крис Паттерсон | Citroen C4 WRC | +30,7 |
5 | Дани Сордо/Марк Марти | Citroen C4 WRC | +1:45,0 |
6 | Мэттью Уилсон/Скотт Мартин | Ford Focus RS WRC 08 | +5.43,7 |
7 | Мадс Остберг/Йонас Андерссон | Subaru Impreza WRC 08 | +5.50,8 |
8 | Юха Канккунен/Юха Репо | Ford Focus RS WRC 08 | +7.49,0 |
9 | Юхо Хяннинен/Микко Марккула | Skoda Fabia S2000 | +9.05,0 |
10 | Пер-Гуннар Андерссон/Андрес Фредрикссон | Skoda Fabia S2000 | +10.15,7 |
Позиция | Пилот | Очки |
1 | Себастьен Лёб | 166 |
2 | Себастьен Ожье | 118 |
3 | Яри-Матти Латвала | 105 |
4 | Петтер Солберг | 90 |
5 | Микко Хирвонен | 86 |
6 | Дани Сордо | 77 |
7 | Мэттью Уилсон | 48 |
8 | Федерико Виллагра | 26 |
9 | Хеннинг Солберг | 25 |
10 | Мадс Остберг | 16 |
Позиция | Команда | Очки |
1 | Citroen Total World Rally Team | 265 |
2 | BP Ford Abu Dhabi World Rally Team | 210 |
3 | Citroen Junior Team | 145 |
4 | Stobart M-Sport Ford Rally Team | 108 |
5 | Munchi's Ford World Rally Team | 40 |
Не секрет, что на Ралли Финляндии ездит немало российских поклонников WRC. Решили воспользоваться территориальным преимуществом и мы, поехав в Суоми на Ford Kuga со 163-сильным дизелем и новой роботизированной коробкой Powershift. Дорога из Санкт-Петербурга оказалась достаточно комфортной, да и времени на границе мы много не потеряли. В итоге 500-километровый путь в спокойном режиме мы преодолели за 7 часов, потратив половину бака. Подробный отчёт о новинке будет опубликован в рубрике Тест-драйвы Авто Mail.Ru.
Вадим Гагарин
Фото автора