Есть ощущение, что в Греции сейчас настоящий ад. Народ бастует, идут столкновения с полицией, кто-то говорит о крахе национальной экономики и отмене евро... В общем, революция на пороге. А раз так, то самое время ехать в Грецию, причем в эпицентр событий – в Афины. К тому же именно в Греции проходила презентация рестайлинговой Skoda Fabia. Причем, одновременно с премьерой обновленного хэтчбека чехи показали еще и «внедорожную» версию Fabia Scout.
Признаться, перед поездкой в Грецию я больше всего хотел прокатиться именно на этом автомобиле, который был впервые показан в начале марта на автосалоне в Женеве (универсал Fabia Combi Scout представили в прошлом году). Ведь приставкой Scout чехи обозначают модели с легким «внедорожным» акцентом. На полный привод в данном случае можно было не рассчитывать, но увеличенный дорожный просвет – это ведь святое дело для подобных моделей. Недорогая машина, да еще и с увеличенным дорожным просветом... просто мечта для россиянина.
Поначалу все складывалось неплохо. Внешний вид «Скаута» полностью соответствовал ожиданиям – благодаря новым черным бамперам и защите нижней части кузова, машина стала выглядеть как этакий маленький внедорожник. Прекрасно, просто прекрасно. А какой же тут дорожный просвет? Ведь эта информация является очень, просто очень важной для наших покупателей. Но долгое изучение технических характеристик привело меня в замешательство... Оказывается, дорожный просвет Skoda Fabia Scout, этого «чуть-чуть внедорожника», точно такой же, как и у обычной Fabia. Да-да, точно такой же! А именно 134 мм (135 мм для универсала Fabia Combi Scout). К тому же за счет других бамперов «Скаут» имеет большие свесы (длина Fabia Scout 4032 мм, а простой Fabia ровно 4000 мм), что тоже не улучшает проходимость.
И все это очень странно, ведь, скажем, Volkswagen CrossPolo, который построен на этой же платформе и по той же идеологии, имеет дорожный просвет, увеличенный на столь необходимые 15 мм. А Skoda Fabia Scout, увы и ах, лишена этих ценных миллиметров. И в чем «прикол» «Скаута», спросите вы? Спрошу это и я. Ведь получается, что весь смысл этой модели заключается лишь в чуть другом внешнем виде и наличии защиты шасси. Может быть, есть отличия в поведении на дороге? Но их тоже заметить не удалось. Сначала показалось, что Scout имеет более жесткую подвеску, которая подробно отслеживает все неровности трассы, но потом выяснилось, что на Fabia Scout просто стоят 16-дюймовые колеса. А на обычных Fabia были 15-дюймовые диски (с ними машина, может быть, смотрится не так эффектно, но зато плавность хода заметно лучше).
Будет ли пользоваться спросом в России Fabia Scout? Тут все зависит от цены. Но, скорее всего, Fabia Scout окажется заметно дороже обычной Fabia, и ее судьба на российском рынке будет такой же, как и у всего семейства «Скаутов». То есть незавидной (например, продажи Roomster Scout у нас вообще прекращены, да и Octavia Scout в аутсайдерах). Ведь Fabia Scout будут поставлять к нам из Чехии, а вот обновленную Fabia в апреле начнут делать по полному циклу на заводе в Калуге (сейчас Fabia собирают у нас методом крупноузловой сборки, что уже позволило Skoda назначить на эту модель весьма интересные цены).
К простой Fabia никаких глупых вопросов не возникло. Почти. Ведь главный плюс обновленных автомобилей скрывается под капотом. На автомобиль начали устанавливать новые дизели объемом 1,2 л и 1,6 л. Первый выдает 75 л.с., а второй будет выпускаться сразу в трех вариантах: 75 л.с., 90 или 105 л.с. Также появился новый 4-цилиндровый бензиновый мотор объемом 1,2 л с турбонаддувом (86 л.с. или 105 л.с. в зависимости от степени форсировки). Все двигатели хороши, даже самый простой дизель, который, несмотря на свой скромный объем, неплохо тянет легкую Fabia даже в горах. Причем, 1,2-литровый дизель понравился не меньше 105-сильного, который, конечно, мощнее, но зато и тратит чуть больше топлива. К тому же передачи на машине с 1,6-литровым мотором переключались почему-то чуть жестче, что делало езду не такой комфортной. Но зато крутящий момент в 250 Н•м все компенсирует – он делает маленькую Fabia весьма динамичной машиной, которой удобно управлять. Ибо обновленная Fabia, как и раньше, имеет очень сбалансированное шасси, в котором сочетаются плавность хода и возможность как следует «отжечь» в поворотах.
105-сильный бензиновый мотор с турбонаддувом тоже неплох. Особенно в паре с 7-ступенчатой коробкой DSG... Однако долго рассуждать про этот двигатель особенного смысла нет. Машины с 1,2-литровым мотором серии TSI, как и с дизелями, в Россию поставлять не планируется. По крайней мере, пока. Ведь стоимость турбированного 1.2 TSI будет примерно такой же, как и старых атмосферных агрегатов объемом 1,4 л (86 л.с.) и 1,6 л (105 л.с.). А представители Skoda, которые хорошо изучили психологию российских водителей, прекрасно понимают, что среднестатистический покупатель предпочтет больший объем мотора и менее сложную конструкцию, а не снижение расхода топлива и экологические нормы. К тому же есть еще один нюанс – старые движки менее требовательны к качеству топлива.
Именно поэтому у нас обновленные Fabia будут продавать со старыми и хорошо знакомыми агрегатами: трехцилиндровым атмосферным объемом 1,2 л (60 л.с. или 70 л.с.) и четырехцилиндровыми объемом 1,4 л (86 л.с.) и 1,6 л (105 л.с.). Хотя тут стоит отметить, что базовые 3-цилиндровые двигатели все же будут немного модернизированы, благодаря чему они станут работать тише, особенно в зоне высоких оборотов (раньше за это многие критиковали 1,2-литровые моторы). Коробки передач тоже останутся такими же – «автомат» можно будет поставить только на автомобиль с двигателем объемом 1,6 л.
Так чем же у нас рестайлинговые Fabia будут отличаться от старых машин? Сразу можно сказать, что обновление оказалось незначительным, но автомобиль все же стал выглядеть свежее. В первую очередь стоит отметить появление нового переднего бампера и немного другой решетки радиатора. А еще на крышу Fabia в кузове хэтчбек начнут ставить релинги – практичным людям это должно понравиться.
В салоне тоже произошли некоторые изменения. Так, появился новый руль, который может быть оснащен кнопками управления магнитолой и телефоном (раньше подобный блок устанавливали под «баранкой»). А на доске приборов отныне имеется индикатор, который подсказывает, какую передачу лучше включить. Шкодовцы уверяют, что благодаря советам электронного мозга можно заметно сократить расход топлива. И они правы – все рекомендации давались по делу. Хочется сказать еще про такую вещь, как навигационная система с цветным 5-дюймовым экраном с сенсорным управлением, которая пришла на смену монохромной навигации. Но на предназначенные для России автомобили она, скорее всего, устанавливаться не будет.
Сколько будет стоить обновленная Fabia в России? На этот вопрос мы сможем ответить чуть позже – продажа рестайлинговых автомобилей начнется у нас в конце весны, после того, как 28 апреля в Калуге будет запущена сборка Fabia по так называемому полному циклу со сваркой и окраской кузовов. И это позволяет с большой долей вероятности предположить, что Fabia, даже после обновления, в России не подорожает.
Война за дольче вита
Греция действительно находится в очень тяжелой финансовой ситуации. У страны гигантский долг, который превышает ее годовой ВВП, а бюджетный дефицит уже сейчас составляет 12,7% ВВП, хотя в Европейском союзе он по идее не должен быть больше 3%. Власти Греции лихорадочно ищут выход из ситуации и снова просят в долг. В новостях сообщают, что правительство серьезно сокращает зарплаты несчастным государственным служащим, которые и так живут впроголодь.
Однако общение с греками показало, что не стоит сравнивать наших бюджетников и греческих. Оказалось, что в Греции они являются настоящей элитой. Попасть на госслужбу является мечтой половины всех греков (вторая половина уже там работает). Ну посудите сами: большая и стабильная зарплата, которая по закону ежегодно индексируется, гарантия достойной пенсии, частичная компенсация затрат во время отпуска, включая даже экскурсии (!), график работы с 8-00 до 14-00 (и ни минутой больше), фактическая невозможность увольнения, из-за чего греки не слишком-то надрываются на своей работе (чтобы тебя выгнали нужно ну очень сильно «постараться»). А ведь помимо непосредственно зарплат существуют и бонусы – скажем, в Греции есть не только «тринадцатая» зарплата, которую дают на Рождество, но даже и «четырнадцатая» (на Пасху).
Работники частного сектора могут только мечтать о подобных льготах. Да и вообще сейчас ситуация с рабочими местами здесь очень напряженная. Из-за огромного числа иммигрантов многие предприниматели предпочитают нанимать на работу приезжих, которые согласны трудиться на копейки, зарплаты почти не растут... В результате многие греки предпочитают... вообще не работать. Ведь безработные тут с голоду не умирают и ведут довольно расслабленный образ жизни, как, собственно говоря, и все остальные греки. В итоге нагрузка на бюджет постоянно растет.
Удивительно, но власти Греции долгое время не обращали внимания на то, что затраты бюджета на содержание государственных служащих стали слишком большими. Вернее, не хотели обращать внимание. И вот пришел кризис, грянул гром, правительство вынуждено объявить об экономии... И что же? Вы думаете, бюджетников начали массово увольнять? Как бы не так – уже было сказано, что выгнать работника государственного сектора практически невозможно. Пока власти решили сократить премии и столь любимые греками «тринадцатые» и «четырнадцатые» зарплаты. Нет, не ликвидировать, а лишь сократить. А еще бюджетникам и пенсионерам какое-то время не будут ежегодно индексировать зарплату и пенсии. За счет подобного (если подумать, то не такого уж и страшного удара по служащим) греческие власти намерены серьезно сократить свои расходы. Ну а доходы будут подниматься другими способами: увеличением НДС с 19 до 21%, повышением акцизов на алкоголь и бензин, а также введением налогов на роскошь. Кроме того, власти Греции «неожиданно» поняли, что огромная часть экономики страны находится в тени, многие люди не платят налоги. Теперь решено бороться и с ними.
Вроде бы, меры не такие уж и жесткие (в России во время кризиса многие пострадали гораздо сильнее), однако, привыкшие к сладкой жизни греческие бюджетники решили начать акции протеста. Мол, не надо сокращать расходы за наш счет, мы хотим по-прежнему каждый год ездить с семьей на отдых и ходить по ресторанам! И борьба идет очень серьезная. Дело не ограничивается простыми забастовками. Массовые демонстрации, стычки с полицией, погромы. Афины уже столкнулись с этим. И, как уверяют лидеры оппозиции и профсоюзов, это только начало. Греки очень не хотят затягивать пояса. Ведь климат этой прекрасной страны так располагает к бесконечной дольче вита.
КОНКУРЕНТЫ
Цены на обновленную Fabia пока не объявлены, но можно предположить, что изменятся они незначительно, и базовая версия по-прежнему будет стоить дешевле 400 000 руб. (сегодня - 389 000 руб.). Что можно купить за эти деньги? Выбор пятидверных хэтчбеков сегмента «В» заставляет серьезно задуматься - продавцы предлагают несколько десятков моделей! Мы отобрали основных конкурентов Skoda Fabia, которые отличаются похожей стоимостью и близкой идеологией. Что почем?
Chevrolet Aveo – от 395 860 руб.
В 2009 г. продано 15 996 авто.
Гарантия – 2 года без ограничения пробега.
Базовый Aveo, оснащенный 1,2-литровым моторчиком мощностью 84 л.с., отличается невысокой стоимостью и неплохим комплектом оборудования: электрогидравлический усилитель рулевого управления, передние электрические стеклоподъемники, подушка безопасности водителя и аудиосистема (магнитола и 4 динамика). Если доплатить 57 000 руб., хэтчбек получит 100-сильный 1,4-литровый двигатель. Хотите автоматическую трансмиссию? Тогда придется предпочесть промежуточную комплектацию LS, которая включает маршрутный компьютер, электрозеркала, кондиционер, ABS, фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира. Стоимость наиболее доступного «автоматического» Aveo (1.4 100 л.с.) – 507 040 руб.
Hyundai Getz – от 430 900 руб.
В 2009 году продано 18 560 авто.
Гарантия – 3 года или 100 000 км.
Стартовая комплектация бестселлера российского авторынка – стоимостью 430 900 руб. – подразумевает наличие гидроусилителя рулевого управления, подушки безопасности водителя, передних и задних электрических стеклоподъемников и аудиоподготовки (проводка, антенна и 4 динамика). Двигатель – 97-сильный 1,4-литровый, трансмиссия – механическая. Начальный ценник «автоматического» Getz – 494 900 руб. Если имеется желание получить топовую модификацию хэтчбека (двигатель – 106-сильный 1.6, коробка – «автомат»), придется заплатить немалые 573 900 руб. Кстати, продавцы Hyundai продолжают реализовывать прошлогодние автомобили, которые доступнее на 40-50 тысяч рублей.
Kia Rio – от 419 900 руб.
В 2009 году продано 10 164 авто.
Гарантия – 5 лет или 150 000 км.
Россияне неожиданно распробовали Kia Rio, который демонстрирует неплохие продажи.
Чтобы обладать популярным хэтчбеком придется выложить 419 900 руб. за авто в версии «Комфорт» и 455 900 руб. за машину в версии «Люкс». «Комфорт» предлагает гидроусилитель руля, центральный замок, фронтальные подушки безопасности водителя и пассажира, передние и задние электрические стеклоподъемники, электрозеркала, кондиционер и аудиосистему. «Люкс» дополнительно включает противотуманки, ABS, подогрев передних сидений и климат-контроль. Внушительный перечень, учитывая демократичные ценники! За «автомат» придется доплатить немного – от 30 000 руб. (в версии «Люкс») до 36 000 руб. (в версии «Комфорт»).
Opel Corsa – от 485 000 руб.
В 2009 году продано 4 838 авто.
Гарантия – 2 года без ограничения пробега.
За 485 000 руб. покупатель получит хэтчбек, оснащенный скромным 60-сильным литровым двигателем. Причем автомобиль оборудован электрозеркалами, электроусилителем, аудиоподготовкой, фронтальными подушками безопасности водителя и пассажира. Хотите большего? Линейка моторов включает бензиновые 80-сильный 1.2 (от 530 тысяч с «механикой», от 550 тысяч с «роботом») и 90-сильный 1.4 (от 545 тысяч с «механикой», от 570 тысяч с «автоматом»). Такие Corsa (доступны в версии Enjoy и в версии Cosmo) оснащены гораздо интереснее литровых хэтчбеков! А любителям необычного приготовлены дизельные (1.3 CDTI 75hp MT – 586 тысяч, 1.3 CDTI 90hp MT – 665 тысяч) и турбированные (1.6 150hp MT – 785 тысяч) машины.
Renault Sandero – от 319 000 руб.
В 2009 году не продавался.
Гарантия – 3 года или 100 000 км.
Стоимость простейшего Sandero (75-сильный 1,4-литровый двигатель, подушка безопасности водителя) составляет 319 000 руб. Версия Expression оснащена гораздо богаче (гидроусилитель руля, передние электрические стеклоподъемники, центральный замок), но обойдется несколько дороже: с 1,4-литровым мотором – 349 000 руб., с 1,6-литровым мотором – или 364 000 руб. (8 клапанов и 84 л.с.), или 386 000 руб. (16 клапанов и 102 л.с.). Наиболее дорогая комплектация хэтчбека – Prestige – стоит 406 000 руб. (84 л.с.) или 428 000 руб. (102 л.с). Здесь присутствуют противотуманные фары, кондиционер, электропривод стекол и зеркал, подогрев кресел и складывающаяся по частям спинка заднего сидения.
Volkswagen Polo – от 488 140 руб.
В 2009 году продано 1 103 авто.
Гарантия – 2 года без ограничения пробега.
Выбор двигателей скромненький: 1.2 мощностью 60 л.с. (от 488 140 руб.) или 70 л.с. (от 501 140 руб.), 1.4 мощностью 85 л.с. (от 536 140 руб.) и 1.2 TSI мощностью 105 л.с. (642 140 руб.). Базовая комплектация – Trendline – подразумевает наличие усилителя рулевого управления, ABS, передних электрических стеклоподъемников, фронтальных подушек безопасности водителя и пассажира. Для 85-сильного и 105-сильного моторов доступна комплектация Comfortline (дополнительно – задние электрические стеклоподъемники, электрозеркала, складывающаяся по частям спинка заднего сидения). Бедновато... Зато перечень дополнительного оборудования практически безграничен! Правда, учитывайте, что опционное оборудование обойдется недешево
Денис Смольянов, Алексей Кованов
фото: Дениса Смольянова