НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Будьте внимательны, или как делают Logan и Sandero

10 марта 2010 23:31
Чтобы осмотреть производство, где выпускают Logan и Sandero, посетителям пришлось экипироваться. Надеть галоши со стальными вкладышами, нацепить защитные очки и кепку с пластиковой каской внутри, а также облачиться в халат Renault. Но это того стоило!

Поводом, чтобы посетить московский завод Renault, стала презентация расширенных мощностей предприятия. Что изменилось? Увеличена производительность цеха сварки, построен новый цех окраски, удлинена производственная линия сборки... Это сделано, чтобы, помимо популярных седанов Logan, выпускать хэтчбеки Sandero. Посмотрим обновленное производство своими глазами!

Вот такой он, хэтчбек Sandero. Машину, продажи которой стартовали 1 марта, мы уже <a href="/article/30850-renault_sandero_hetchbek_za_319_000_rublei/">протестировали</a>, а теперь посмотрели, как организовано производство долгожданной новинки

Но перед тем, как отправиться на экскурсию, посетителей автозавода основательно инструктировали. «Сегодня — обыкновенный рабочий день, результатом которого станут 330 выпущенных автомобилей, — напутствовал нас провожатый Виталий Шустов, руководитель службы качества комплектующих. — Работает сварка, носятся электрокары — будьте внимательны!»

История предприятия «Автофрамос» началась в 1998 г. с выпуска седанчиков Symbol. В 2005 г. стартовало производство популярной модели Logan, а в октябре 2008 г. заводом выпущен 200-тысячный экземпляр седана

Поэтому, чтобы осмотреть обновленное производство, где выпускают Logan и Sandero, посетителям пришлось серьезно экипироваться. На ноги надеть галоши со стальными вкладышами, на голову нацепить защитные очки и кепку с прочной пластиковой каской внутри, а также облачиться в фирменный халат Renault. Но это действительно того стоило! Что же удивило журналистов?

Чтобы изготовить Logan или Sandero, требуется 24 часа: 5 часов — на сварку кузова, 11 часов — на его окраску, 8 часов — на сборку. На боковине каждой машины — листок, оговаривающий комплектацию

Огромная доля ручного труда! Напольные тележки, на которых собираются автомобили, перемещаются вручную, конвейер — простейший подвесной, а работники используют множество хитроумных кондукторов и продуманных стапелей. Причем оборудование спроектировано и изготовлено так, чтобы заводчане, которые проходят специальную школу Renault, не могли ошибиться.

Вот так обучают будущих работников. Причем выпускные экзамены сложны: скажем, малярам необходимо окрасить изнутри трубу круглого сечения идеально ровным слоем эмали

Сама школа Renault находится тут же, неподалеку от сборочного конвейера. Это помещение, напоминающее школьный кабинет труда и наполненное специальными приспособлениями, которые позволяют отработать определенные операции. Здесь мастера не только обучают будущих заводчан, но и определяют, к какому виду работы человек лучше приспособлен

Завод не только визуально напоминает европейские предприятия, но и является таковым. А высокая доля ручного труда — только хорошая возможность экономить и, значит, делать машины доступными

Может, людей заменить роботами? Нельзя: скромное количество автоматических операций объясняется объемами производства и относительно небольшими инвестициями. Если в строительство московского завода Renault вложено 380 млн. евро (из них 150 млн. — в расширение производства), то конкурентам из Volkswagen напичканный роботами калужский завод обошелся в 570 млн. евро!

«Говорят, что бы на русском заводе не делали, получается танк или, на худой конец, автомат, — говорит Виталий Шустов. — Это не правда! Мы на русском заводе делаем Logan и получается… тоже Logan!»

«Да, чтобы не повышать цены, мы экономим на роботах, — говорит руководитель службы качества комплектующих Виталий Шустов. — Но не экономим на качестве!» Поэтому, помимо традиционных дождевальной камеры и короткого пробега по специальной заводской испытательной дороге, предусмотрены специальные стенды. Там специалисты на разных этапах производства проверяют качество каждого автомобиля.

«Главное, чтобы нас не перепутали и не заставили собирать «Логаны», — шутили журналисты, отправляясь на экскурсию по заводу. В такой одежде мы действительно мало отличались от заводчан!

Пока моделями, выпускаемыми московским заводом Renault, останутся седанчик Logan и хэтчбек Sandero. Причем французы считают, что объемы производства конкретной модели должен диктовать рынок. Но ожидаемое соотношение: 30% — в пользу Sandero, 70% — в пользу Logan. А через некоторое время российское предприятие начнет выпускать долгожданный кроссовер Duster!

Кроссовер Duster россияне ждут с нетерпением. Учитывая ожидаемую стоимость новинки, около 450 тысяч рублей, она станет бестселлером отечественного рынка. Но ждать начала продаж придется долго — около двух лет

Но почему машины, которые прогнозируемо будут пользоваться спросом, так долго добираются к российскому потребителю? Скажем, румыны производят Sandero с 2007 г., а сейчас готовятся выпускать Duster. «Мы не можем запускать производство автомобиля, пока не найдем достаточное количество местных поставщиков, — говорит президент компании Renault Карлос Гон. — Иначе машина будет слишком дорогой!»

На открытии расширенных мощностей завода Renault в Москве побывал президент (и генеральный директор) компании Renault Карлос Гон, который традиционной трибуне предпочел огромный диван

Сегодня местных поставщиков достаточно. Немалое количество комплектующих поставляются российскими производителями, а оставшаяся часть привозится из Румынии или Испании (в частности, 16-клапанный двигатель). Но французское руководство предприятия заявляет, что в ближайшем будущем отечественных компонентов станет больше! В итоге, общий объем локализации возрастет с 44 до 75%.

Невысокая стоимость покупки и владения автомобилем — фирменный козырь компании Renault. Скажем, базовый Logan предлагается дилерами за 309 тысяч рублей, а базовый Sandero — за 319 тысяч

Объемы производства, как и уровень локализации, тоже растут. Если прошлогодний показатель московского завода — 51 188 выпущенных авто, то планируемый результат нынешнего года — 80 000. Причем обновленный завод готов выпускать 160 тысяч автомобилей ежегодно! И это, учитывая, что в прошлом году россияне купили всего 500 тысяч машин сегмента «В», где выступают Logan и Sandero.

Чтобы машины Renault не ржавели (а такое случалось с первыми седанами Logan), на кузов наносят 10 кг краски, 22 кг мастик и 2 кг воска. Результат — 6-летняя гарантия от сквозной коррозии

Оптимистичные заявления руководства Renault выглядят обоснованными: высокая доля ручного труда и хороший уровень локализации гарантируют стабильность ценников, которая действительно важна российским покупателям. Значит, продукция московского завода останется востребованной небогатыми россиянами. Осталось дождаться доступного кроссовера и дизельных моторов...

Алексей Кованов
Фото автора и компании Renault