НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Покоряем «Зелёный ад» на новой Mazda3 MPS

27 ноября 2009 12:45
Мой первый круг был испорчен происшествием с прокатным Suzuki Swift Sport, что лишний раз свидетельствует, насколько тут опасно обгонять. Догнал я красного «колобка» уже на спуске к Hatzenbach I, а дальше нам предстояло пройти весьма сложный участок.

1 августа 1976 года, Германия, леденящий кровь Нюрбургринг и дождь на старте. В тот день трасса окончательно попала в немилость «Формулы-1» из-за страшной аварии Ники Лауды. Австрийский чемпион уже на втором круге потерял контроль над своей Ferrari в скоростном изгибе перед поворотом Bergwerk, машину отбросило прямо перед другими пилотами, и красный болид тут же загорелся. Лауду отправили в госпиталь, и с тех пор «королевские гонки» никогда не возвращались в «Зелёный ад». По иронии судьбы именно Лауда незадолго до проведения Гран-При Германии призывал бойкотировать этап на Нюрбургринге из-за его нулевой безопасности.

Северная петля Нюрбургринга встречает всегда одинаково – битком забитая парковка, офис BMW Ring-Taxi и ресторанчик… Нет, теперь уже не «Зелёный ад» (Der Grune Holle), а Devil’s Diner. И зачем было трогать легендарное название? Да ещё и здание перекрашивать

Но гигантской трассе, построенной по инициативе местных властей в 1927 году, не дали сгинуть в небытие, она не превратилась в зарастающую травой реликвию, как некогда легендарный овал Монцы. В начале 80-х годов Нюрбургринг покинули мотогонки, зато здесь нашли пристанище спортпрототипы группы C – до сих пор абсолютный рекорд времени круга принадлежит Штефану Беллофу, который на Porsche 956 промчался здесь за феноменальные 6 минут 11 секунд.

Это – Porsche 956, на котором Штефан Беллоф и Дерек Белл выступали в гонках спортпрототипов. И именно на такой же машине Беллоф в мае 1983 года промчался по трассе с невероятной скоростью, показав в квалификации «1000 км Нюрбургринга» время 6 минут 11,83 секунды. Однако свой успех закрепить он не смог – лидируя в гонке и показав лучший круг (6:25,91), Штефан разбил свой Porsche в связке Pflatzgarten II

А сейчас Нордшляйфе активно используют автомобильные концерны. Петляющая на протяжении 20 с копейками километров трасса с 300-метровым перепадом высот – идеальный полигон для настройки шасси и двигателя. Неудивительно, что именно отсюда приходит львиная доля шпионских фотографий грядущих новинок. Но основная прелесть Северной петли в другом.

Сама Северная петля практически не менялась за свою более чем 80-летнюю историю и по-прежнему не гарантирует сорвиголовам абсолютно никакой безопасности. Отбойники стоят близко к полотну, да и металлические они далеко не везде. Длина круга современной Нордшляйфе с 1983 года составляет 20,81 километра

Приехав сюда, вы на любой машине всего за 22 евро (за круг) сможете открыть шлагбаум и прикоснуться колесами собственного автомобиля к самому сложному, опасному и пугающему треку в мире. И не имеет значения, подготовленный это Porsche 911 GT3 или дизельный минивэн Volkswagen Sharan – тут хватит места для всех. Ежегодно сюда стекаются миллионы паломников со всего мира, и каждый из них надеется покорить эту трассу, вооружившись неизбежным секундомером.

Парковка у выезда на трассу легко поспорит с музеем или автосалоном. 530-сильный Porsche 911 GT2 и редкий гость в Европе – Chevrolet Corvette – здесь легко соседствуют с древними «Гольфами» с каркасами безопасности, мотоциклами и даже автобусами. Ниже – Suzuki Swift Sport одной из местных прокатных контор. На Нюрбургринге подготовленные машины сдают в аренду несколько фирм. Выбор широчайший – от Suzuki (это самое недорогое предложение) до BMW и Porsche. А вот с автомобилями, взятыми в обычных прокатных конторах, здесь теперь всё жёстко

Это всё проделки маркетологов. Именно они подсадили современное автомобильное сообщество на иглу времени круга. Мощность, разгон, максимальная скорость – всё это меркнет на фоне другого показателя, этакого изобретённого универсального мерила сочетания качеств машины и отваги пилота. Помните, сколько шумихи было, когда щепетильно взращиваемые Porsche вдруг объехал на Нордшляйфе японский «выскочка» – Nissan GT-R? Да что уж говорить о борьбе великих, если даже китайские производители начали обкатывать свои новинки в «Зелёном аду»?

Потратить 20 евро на посещение местного музея однозначно стоит. Где, например, ещё увидишь вот этот исторический образец. Казалось бы, обычный «190-й» Мерседес. На самом деле, в мае 1984 года в рамках церемонии открытия нового Нюрбургринга (кольца Гран-При) состоялась гонка пилотов Формулы-1 на одинаковых Mercedes 190E 2.3-16. Как можно догадаться по фотографии, выиграл её не особо известный дебютант Айртон Сенна, объехав Ники Лауду, Джоди Шектера, Кеке Росберга и иных не менее титулованных гонщиков. Тогда никто и подумать не мог, что Сенна станет трёхкратным чемпионом

Так или иначе, не мечтают побывать на Нордшляйфе лишь те люди, для которых автомобиль – неодушевлённая самоходная «железка». Я себя к таким не отношу, поэтому был здесь уже дважды, пусть и на машинах, которые не слишком-то отличаются от определения выше. Но в этот раз всё было по-другому, по-настоящему!

Mazda проводит два варианта Zoom-Zoom Challenge. Первый проходит среди российских автомобильных журналистов – по одному от каждого издания, в итоге победителем становится тот, кто быстрее всех проедет круг по трассе на время. Аналогичные условия и во второй группе, но отбор там проходит в несколько стадий, так как выбираются лучшие из клиентов Mazda. К счастью, я в этом сезоне достаточно регулярно ездил в Мячково на трек-дни, поэтому был неплохо подготовлен к борьбе

Почему? Да потому, что на Нюрбургринг я попал, выиграв ежегодное мероприятие Zoom-Zoom Challenge, которое устраивает на автодроме в подмосковном Мячково российское представительство Mazda. Тогда тоже было весело и интересно, не стала помехой даже промозглая октябрьская погода. Сначала мы разминались на трёх участках кольца, выполняя нехитрые упражнения – слалом, прохождение связки поворотов и левой «шпильки» с остановкой базой. То есть, затормозить нужно было так, чтобы конусы, обозначающие финиш, остались между передней и задней осью. В финале – хронометраж и почти полный круг трассы.

Но то была лишь «учебка». Плоское кольцо в Мячково длиной чуть более трёх километров – не чета Нордшляйфе с её миллионом поворотов и 300-метровым перепадом высот. А главное – Северную петлю предстояло покорять уже на новой Mazda3 MPS, а не на двухлитровой версии «трёшки» с автоматической коробкой. Дату вылета я ждал с огромным нетерпением!

Тройку призёров в этом году составили Вадим Гагарин (Авто Mail.Ru), Юрий Ветров (газета «Авторевю») и Василий Заключаев (Autoweek.ru). Приз зрительских симпатий достался Виталию Тищенко (журнал «Top Gear). Так что на Нюрбургринг мы отправились в составе семи человек – четверо журналистов и трое призёров среди владельцев автомобилей Mazda

Свой антураж вносило и расположение нашего отеля - его построили буквально за трибунами «формульного» кольца Нюрбургринга. А рядом – строящийся огромный развлекательный комплекс, где уже функционирует музей и несколько магазинов и скоро доделают самые экстремальные в мире «американские горки». Обещают, что игрушечные поезда будут носиться с совсем не игрушечной скоростью – до 217 км/ч. Да и сама гостиница расположена на улице Штефана Беллофа. В общем, настроение было задано ещё до выезда на трек.

Ещё один интересный образец – разобранный болид Формулы-1 BMW Sauber. Хорошее наглядное пособие для любителей технологичных штучек. Почему здесь именно BMW Sauber? Возможно, просто совпадение. А, может, всё дело в том, что в 2007 году Ник Хайдфельд, пилот команды, проехал по Северной петле три круга на боевой машине F1.07, впервые за 31 год огласив окрестные леса воем формульного V8. Жаль, что это была лишь разовая акция

Но наутро стало не по себе. Дождь! В памяти тут же всплыла картина двухлетней давности, когда я едва не перестарался здесь в похожих условиях. Так что сначала ни о каком «отжиге» не могло быть и речи, на Нордшляйфе нереально скользко в такую погоду из-за накатанной на правильной траектории резины. Наверняка многие попадали на мокрое резиновое покрытие – оно часто встречается на железнодорожных или трамвайных переездах. Так вот, здесь похожая картина. В итоге, дабы не наломать дров, мы начали кататься «паровозиком» за ведущей Маздой Бориса Шульмейстера – профессионального пилота и инструктора Академии спортивного вождения Mazda.

Участок Pflatzgarten I – достаточно опасное место. Хорошо виден небольшой трамплин впереди. Если перед ним не сбросить скорость, то можно оказаться в гостеприимном бетонном отбойнике. Но дальше ждёт испытание покруче – Pflatzgarten II с резким спуском вниз. Машина «разгружается» и её легко можно «потерять». Если уж Штефан Беллоф не удержал там свой Porsche 956, то что говорить о рядовых водителях? Поэтому руль в том месте нужно держать строго прямо и желательно не терять голову

К слову, по Северной петле я намотал немало кругов в компьютерных симуляторах, но с первых же метров я понял – нужно начинать с нуля. Не помог и опыт прошлых поездок, мой накат составлял ничтожные 8 кругов за два визита. Так что я сделал очень верный шаг, предложив составить компанию опытному Юре Ветрову из «Авторевю», серебряному призёру мячковских соревнований.

Несмотря на то, что Борис Шульмейстер (он участвовал на Нордшляйфе в длинных гонках серии VLN и намотал здесь не одну сотню кругов) ездил не на MPS, а на двухлитровом седане Mazda3 с «механикой», темп он поддерживал такой, что иногда нам приходилось ждать отставшие экипажи. Всё стало ясно, когда Борис под занавес прокатил нас на MPS, показав, где мы «сливаем» основные секунды – даже с тремя пассажирами он промчался гораздо быстрее любого из нас

Пока Борис рассказывал по рации о тонкостях прохождения разных поворотов и развлекал нас меткими шутками, дождь кончился, но на скорое высыхание трассы надежды не было. Стоило дождаться, пока наша «машина безопасности» свернёт в «боксы» и прибавить темп, как тут же стало ясно – шины ни к чёрту! Штатные Dunlop SP Sport 2050 категорически не любят влагу – наш красный хэтчбек так и норовил навязать свою волю. То снос, то занос, а на разгоне всё внимание – передним колёсам, на которые обрушиваются 380 ньютон-метров. Какой тут секундомер, на треке бы удержаться.

А вот за такой «машиной безопасности» мы бы уже удержаться не смогли. Поэтому пусть этот Mercedes SL55 AMG стоит себе дальше в музее. За ним – болиды McLaren, BMW Sauber и Toyota, этакий формульный уголок

Хорошо охлаждают пыл и жёлтые флаги, которыми усердно машут маршалы каждые полчаса. Вот стоит в «Ласточкином хвосте» спортивный Mercedes 190E, щедро полив асфальт антифризом из разбитого радиатора, парой кругов позже – Honda Civic Type-R в первой же связке поворотов. В этом и есть главная опасность подсыхающей трассы. Едешь по «сухой» траектории, а за перегибом – влажно!

Эвакуаторы по Нордшляйфе ездят чаще, чем автобусы в час пик! Виной тому, конечно, и погода, но основная беда – собственная горячность. Особенно, если думаешь, что уже знаешь трассу. Мотоциклистов, кстати, в дождь вообще на «Петлю» не выпускают

От ненужного риска нас удержала загоревшаяся лампа – бензин кончается! Немудрено. В таких режимах Mazda3 MPS плохим аппетитом отнюдь не страдает, кушая по 20-25 литров на сотню километров. Итак, на заправку. Не забыли «заправить» и собственные «баки». Обед, кстати, был по-армейски быстрым – не хотелось терять время, находясь в таком месте. И тут из-за туч появилось солнце!

Асфальт начал стремительно подсыхать, чему, конечно, способствовал и аншлаг на трассе – воскресенье. И мы поехали. Пара кругов и есть первый выход из 10 минут, а ведь Юре мешал и трафик, и жёлтые флаги. Значит, есть возможность улучшать. Меняемся местами. Шлагбаум, ретардер из конусов и я выхожу на длинную прямую. Мост, включаю секундомер.

Пожалуй, первое, что будут менять в машине владельцы новых Mazda3 MPS – это шины. Если в сухую погоду они ещё хоть как-то пытаются удержать мощный хэтчбек на трассе, то в дождь на них ездить нужно очень осторожно

К слову, во время «туристских дней» здесь нельзя использовать весь круг целиком – организаторы перекрывают почти трёхкилометровую прямую Dottinger Hohe. Поэтому все фанаты, которые тут катаются, используют так называемое время BTG (bridge-to-gantry), то есть от моста до балки, обозначающей финиш. Не стал исключением и я. А особенно мне хотелось проехать круг даже не 10, а 9 минут. Благо, что машина для этого подходила наилучшим образом.

Вид на прямую Dottinger Hohe. Вот та конструкция с надписью Audi R8 V10 и обозначает финиш. После чего спокойно сбрасываем скорость и заезжаем на пит-лейн. Сделано это из соображений безопасности – за 2,8 километра можно развить огромную скорость и не вписаться в первую связку поворотов. К тому же, так легче контролировать движение на трассе и оперативно перекрывать её в случае аварии или вылета

Мой первый «боевой» круг был испорчен происшествием с прокатным Suzuki Swift Sport, что лишний раз свидетельствует, насколько опасно тут обгонять. Догнал я красного «колобка» уже на спуске к Hatzenbach I, а дальше нам предстояло пройти весьма сложный участок. Пилот Suzuki сбросил скорость, ушёл правее и... прямо передо мной начал «захлопывать калитку». Экстренное торможение, руль влево, выскакиваем на траву. Обошлось, хотя разошлись в полуметре! Просто в последний момент он, видимо, передумал меня пропускать в этом месте и решил сделать это в следующем повороте.

Бетонный отбойник в повороте Breidsheid выглядит весьма красноречиво. А все потому, что выглядит он более пологим, чем есть на самом деле. Проверять его на прочность мы благоразумно не стали

Скорость потеряна, в нужный ритм пришлось входить ещё пару минут, да и нужно было подождать, пока колёса очистятся от травы и грязи после вылета. К тому же, в самом медленном повороте трассы, Wehrseifen, «разложилась» BMW M3. Повреждения не критичные, пострадавших нет, но жёлтый «сектор» начался аж на самом начале спуска в Metzgesfeld. В результате, пока убирали BMW, а мы обменивались впечатлениями, время стремительно шло к закрытию трассы – в этот день всё кончалось в 16.00.

Скоростные дуги – вот где раскрывается отлично настроенное шасси новой MPS. Особенно чувствуется, как подыгрывает задняя ось. А в более медленных поворотах радует работа самоблокирующегося дифференциала

К счастью, с резиной всё в порядке и она не перегревалась даже на сухом асфальте. Конечно, было уже достаточно холодно (ноябрь!), покрышки очень жёсткие, но главное – на Нордшляйфе нет «затычных» поворотов, а в скоростных мы ехали не настолько быстро, чтобы использовать их потенциал на все 100 процентов. Не зная трассы, как-то не хочется вслепую атаковать на перегибах на скорости под 200.

Легендарная Caracciola Karussell – пожалуй, самый узнаваемый поворот Северной петли. Крутой «бэнкинг» получил имя Рудольфа Караччиолы, знаменитого немецкого пилота и первого победителя на этой трассе. Здесь у Mazda3 MPS сходила с ума система стабилизации, поэтому приходилось её отключать

Запомнить трассу очень непросто – на это уйдёт никак не меньше 40-50 кругов. До знаменитой «Карусели» участки ещё узнаваемые. К тому же, много прямых, за которые мозг успевает «остыть». А вот дальше – сущий кошмар. Спуск, подъём, куда дальше? Влево! Нет, вправо! Господи, когда же он кончится? Поэтому, чтобы каша в голове окончательно не овладела всем мозгом, мы ездили по 2-3 круга, а затем менялись местами. Итак, остаётся два моих последних круга в тот день и полчаса до закрытия.

Стоит отметить, что за целый день (а это примерно по 18 кругов на каждой машине) ничего с «нашими» Маздами не произошло – ни технических поломок, ни аварий. Так что испытание Нюрбургрингом они выдержали хорошо, что, впрочем, неудивительно – на Нордшляйфе не раз замечали предсерийные прототипы новой MPS

Начало хорошее – нет ни мотоциклистов, да и пропустить пришлось лишь парочку Porsche. В машине трое – я, Юрий Ветров и мой знакомый Костя из Mazda3-клуба (ребята устроили пробег по Европе и заодно заскочили на Нюрбургринг). Но лишний вес MPS-ке нипочём – тяга у мотора великолепная. Не возникло претензий и к тормозам. Да и шины реабилитировались, позволяя держать хороший темп.

Новая Mazda3 MPS вызвала немало интереса на Нюрбургринге. Люди подходили, спрашивали, заглядывали в окна, ходили вокруг. А один немец на MPS предыдущего поколения даже пытался гоняться с нами на подъёме от Bergwerk – видимо, чтобы сравнить динамику. Впрочем, он быстро понял, что это ничем хорошим не закончится и перестал создавать опасную ситуацию

А главное – Mazda3 MPS сменила гнев на милость. Сумасшедшая на скользком покрытии (из-за резины и особенностей трассы), она буквально преобразилась на сухом асфальте, радуя понятными и правильными реакциями. Если прежняя MPS могла и наказать за ошибки, то новая только поможет исправить. То что надо для незнакомого трека!

В позитивном настроении мы долетели до Metzgesfeld... а там горит жёлтый светофор! О, нет! Неужели опять? Снова тащимся практически километр до Wehrseifen, но нет ни маршалов с флагами, ни эвакуатора, ни разбитой машины. Чёрт подери, они просто забыли его погасить! Да ещё и этот песок в Schwalbenschwanz, которым засыпали антифриз из того Мерседеса. Отсечка времени – 9 минут 15 секунд.

Вдаваться в подробности отделки интерьера на этот раз не было времени, поэтому оценивали исключительно водительский инвентарь – руль, педали, сиденья и ручку КПП. К «баранке» у меня претензий не возникло, хотя коллеги жаловались, что сечение тонковато, а вот сиденьям на гоночной трассе явно не хватает боковой поддержки. Хорошо хоть, что они обтянуты цепкой тканью. Кроме того, у нас не всегда быстро втыкалась вторая передача. А вот приборы понравились – информативные и не перегруженные ненужной информацией. И пассажиров не укачивает. Правда, это может быть заслуга уже вестибулярного аппарата

К шлагбауму подъезжаю с вновь загоревшейся «бензиновой» лампой. Едем? Давай, на круг хватит! Разгон, мост, секундомер. Машин почти нет, люди уже разъезжаются с парковки, это наш шанс. Только перед началом спуска к Aremberg немного помешал Гольф. Но и без того скорость перед началом торможения переваливает за 220.

Aremberg прошёл отлично! «Лисья нора», 5 бордюров, взлёт вверх к Adenauer Forst, режу слева, торможение, левый, правый, снова разгон... Перед Metzgesfeld светофор уже не горит, погасили (не прошло и 2 кругов!), впереди начинает маячить Mini Cooper S Cabrio. После Kallenhard он уходит правее, пропускает, обхожу. Спускаюсь к Wehrseifen, торможу, вторая, выхожу, газ в пол, третья... а машина не разгоняется!

Подходит ли Mazda3 MPS для покорения «Зелёного ада»? Вполне! Мощный и тяговитый мотор не киснет на многочисленных подъёмах, отлично настроенное шасси и абсолютно прогнозируемое поведение сведут к минимуму борьбу с машиной, позволяя сосредоточиться на трассе. Главное – поменять покрышки и не забывать поглядывать на уровень бензина в баке

Ровно в том же месте, где стояла разбитая BMW М3, у меня начало отливать топливо! Пятая передача, климат-контроль отключаем и снижаем скорость до 80. Вот и Mini проехал мимо, водитель смотрит на нас с немым вопросом. А у нас вопрос явный: «Неужели мы снова израсходовали 60-литровый бензобак?!» Обидно до ужаса всё шло как по маслу, и мой «штурман-хронометрист» подтвердил, что из «девятки» бы точно выехали...

Хорошо, что хватило топлива до парковки и потом до заправки. Но в тот день я потерял шанс зафиксировать выход из 9 минут, времени бы уже не хватило. Была бы трасса была сухая с самого утра... Конечно, ужин в культовом ресторане Pistenklause в самом Нюрбурге, где все стены украшены автографами пилотов и морем гоночных фотографий разных лет, сгладил моё расстройство. Утром был туман и ливень, который продолжался весь день, так что нам ещё повезло с погодой накануне. И главное я понял, что болен. Болен от того, что начал понимать эту трассу и теперь мне хочется вернуться туда как можно скорее. Жаль, что победители Zoom-Zoom Challenge не могут второй раз претендовать на призы. Но я обязательно что-нибудь придумаю.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Mazda