Два полноценных гоночных дня ралли-рейда «Шелковый Путь» проходили по территории России. И, наконец, сегодня гоночная колонна пересекла границу с Казахстаном.
Легковой зачет. Как и ожидалось, конкурентов у Volkswagen на этой гонке пока нет. Немецкая команда настолько сильнее остальных участников, что соревноваться им приходиться лишь друг с другом. И иногда с трассой.
Как известно, в ралли-рейдах принят раздельный старт. Между пилотами, начинающими гонку, всего лишь две минуты стартового промежутка. И когда ты стоишь где-либо в средине трассы, первый звук, который ты слышишь, принадлежит именно двигателям Volkswagen. Затем, с разницей в две минуты, пролетают остальные пилоты немецкой команды. Лишь спустя долгие десяток-другой минут ожидания можно увидеть их ближайших преследователей.
И хотя Volkswagen предоставляет всем своим четырем пилотам одинаковые автомобили, борьба ведется все же между двумя спортсменами - катарцем Насером Аль-Аттией и знаменитым раллистом Карлосом Сайнцом. Сегодня все было так же. Насер Аль-Аттия стартовал первым, вслед за ним умчался испанец. В утренней части этапа протяженностью 116 км Насеру удалось не только приехать первым, контролируя своего преследователя, но и оторваться в общем зачете от Сайнца еще на минуту и 6 секунд.
Во второй половине гонки Сайнц немного улучшил свое положение, отыграв около трех секунд, за счет того, что катарец, привыкший к самым различным песчаным пустыням, банально заблудился в русских березках.
Так что на данный момент первые четыре места прочно закрепились за командой Volkswagen. Среди тех, кто имеет шансы оказаться в первой пятерке турнирной таблицы, значится лишь Кристиан Лавией. Впрочем, французскому гонщику постоянно приходится «отбивать атаки» своих преследователей Маттиаса Кале и Алексея Беркута, которые занимают соответственно 6 и 7 места в классификации ралли.
Принципиальная дуэль продолжается и в грузовой категории между Владимиром Чагиным и Жераром Де Роем. Экипаж команды «КамАЗ-Мастер» одержал победу на двух сегодняшних СУ и закрепился на верхней строчке в общем зачете. На первом этапе пилот КамАЗа отобрал у Де Роя 17 секунд, а на втором одержал еще более убедительную победу, оторвавшись от голландского экипажа на 2 минуты 34 секунды.
А теперь давайте задумаемся, за счет чего же достигается такое преимущество у того же Volkswagen? Это самая представительная команда на ралли. Более пятидесяти человек обслуживающего персонала, несколько грузовиков, автомобили поддержки и техпомощи. Когда на бивуак после гоночного дня заезжает боевой автомобиль, на него со всех сторон, словно муравьи, набрасываются механики самых разных специализаций. Менее чем за полчаса они умудряются разобрать автомобиль практически полностью, протереть тряпочкой каждую «косточку» подвески, каждый клапан двигателя. Еще час, и автомобиль уже полностью собран! Все происходит с истинной немецкой четкостью и аккуратностью.
Бивуак разделен на сектора, в грузовиках техподдержки, как в армейской тумбочке, идеальный порядок. Неудивительно, что на трассе у автомобилей Volkswagen нет технических проблем. Соседним же лагерем с Volkswagen стоит туркменская команда. Ее легковое подразделение обслуживается французами. Может быть, им не хватает немецкой пунктуальности, а, быть может, туркменские пилоты немного по-иному пилотируют свои Nissan Patrol. Но факт остается фактом – механики работают все ночи напролет. И когда вчера первые участники уже выезжали на старт гонки, измученные техники все еще прикручивали головки блоков цилиндров.
Грузовое же подразделение туркменов обслуживается... КамАЗом. Дело в том, что непосредственно к данному мероприятию камазовцы продали несколько грузовиков 2005-2006 года выпуска. Таким образом, челнинцы убили сразу же двух зайцев. Обеспечили своих механиков дополнительным заработком, и исключили туркменов из списка конкурентов. Техника-то почти на голову хуже той, на которой ездит заводская команда КамАЗ.
Вообще, команда Туркменистана, рожденная за полтора месяца (!!!) до начала ралли-рейда «Шелковый Путь», собиралась «с миру по нитке». Из сорока претендентов было выбрано семнадцать кандидатур, двенадцать из которых сели «за баранку». Пилотов искали везде, среди дальнобойщиков, досаафовцев и остальных более-менее знакомых с техникой людей. Единственный профессиональный автогонщик, который теперь пилотирует КамАЗ, выступал на... картах! Вот это взлет карьеры и весовой категории! Но, к чести руководства команды, а особенно тренеров с того же КамАЗа, на пристрелочной гонке в Астрахани туркменская команда обставила всех конкурентов, показав отличные результаты. Вот только заводских КамАЗов там не было...
Самой большей проблемой для прессы является ориентирование на местности. Дело в том, что никому не разрешено использовать навигаторы, а точек чекпойнтов у организаторов не выпросишь ни за какие коврижки. Таким образом, приходится подключать не только собственную интуицию, а также знания того что «мох растет на северной части дерева», но и местное население.
Обычно день журналиста на ралли-рейде (напомню, мы находимся здесь по приглашению команды Volkswagen) выглядит примерно так. В четыре утра подъем. Почему так рано, спросите вы? Этот вопрос возникает у каждого из нас ранним утром. Но ответ достаточно прост: гонка стартует приблизительно в семь утра, а до этого времени нужно успеть доехать до спецучастка, всеми правдами и неправдами найти хорошую точку для съемки, обработать сотню-другую советов местных жителей (часто взаимоисключающих), расставить оборудование. А ведь гонщики двигаются по трассе с бешеной скоростью, да и трассы у них «напрямик», а у журналистов «в объезд». И если проснешься на полчаса позже, то легко все пропустишь. Никаких обедов, и даже иногда ужинов. Некогда! Ведь за день ты выступаешь и пилотом, и штурманом, и корреспондентом, и фотографом, и информационным стендом для любопытного местного населения. Как живут в таком ритме те же механики, работающие вообще без перерывов, остается загадкой.
Надо добавить еще, что бивуак - это не тихое, романтическое место с тентами и легкой музыкой. Тут работают двигатели! Причем все, которые имеются в наличии. По лагерю разъезжают квадроциклы организаторов, молотят генераторы, ревут проверяемые двигатели болидов. И так всю ночь напролет. Кому удается «вырубиться» часа два - счастливчик. Не знаю, может быть со временем гонки придет привычка спать с работающим прямотоком возле уха. В остальном же лагерь, каждый раз разбиваемый на аэродромах, оборудован великолепно. Столовые, душевые, пресс-парк с Интернетом и прочие блага цивилизации... Но боже, как оглушительно работают авиационные двигатели грузовых лайнеров!!!
Глеб Хойт
Фото автора