Можно ли создать идеальный автомобиль? Такой, который по красоте затмил бы закат на Индийском океане. Который потребляет топлива не больше, чем чилийский опоссум во время спячки. Который убаюкает комфортом и позволит промчаться по Северной петле Нюрбургринга за 8 минут. И при этом легко разместит внутри семь пассажиров и кучу багажа. Конечно же, нет! Но все упорно пытаются. И Lexus – не исключение. В Венгрии прошла презентация нового поколения гибридного кроссовера RX 450h.
Совместить несовместимое японцы попробовали с десяток лет назад, когда на дороги вышел первый RX. Он очень интересно выглядел на фоне традиционных для класса SUV «коробок с окнами», впечатлял интерьером и удивлял вполне легковыми повадками. А пять лет назад, уже во втором поколении RX, появилась версия, у которой из выхлопной трубы росли цветы и вылетали бабочки.
Тогда, в 2004-м, «генетики» Lexus впервые скрестили под кузовом RX бензиновый V6 и пару электромоторов с батареями и показали всему миру, что гибрид – это не обязательно мутант с торчащими из ушей хромосомами. Опыт признали успешным (продано 150 тысяч RX 400h), так что появление гибридной версии у новейшего RX было лишь вопросом времени. И, спустя полгода после дебюта третьего поколения кроссовера, когда улеглись страсти по поводу дизайна машины, на рынок выкатили RX 450h.
И, между прочим, выглядит он интереснее бензинового RX 350. Во-первых, фары получили три «кругляша», которые уже стали родовой чертой гибридов от Lexus – точно такими же щеголяет флагманский седан LS 600h. Во-вторых, эмблемы и задние фонари теперь получили немалую толику голубого цвета. Интересно, почему экологов во всём мире называют «зелёными», а автопроизводители используют в своих моделях всё больше слов Blue?
«Голубая» тема здесь и на щитке приборов – он щедро подсвечен сиянием органических светодиодов. Тоже, кстати, реверанс в сторону экологии – у них меньше энергопотребление. Хороший прикол, если учесть, что задние пассажиры в RX 450h вольготно располагаются на... батарее напряжением 288-650 В. Ёмкость аккумулятора осталась прежней, но конструкция изменена для лучшего охлаждения.
В остальном салон идентичен Lexus RX 350 – здесь и классный руль, и эффектно изогнутая центральная консоль, и новый интерфейс, призванный сгладить потерю сенсорного экрана, – контроллер Remote Touch. Последний представляет собой нечто вроде компьютерной мыши. Вполне себе удобный девайс, хотя у некоторых и возникли проблемы с адаптацией. Вероятно, такие люди до сих пор скучают по арифмометру и счётам.
Есть и ещё одна забавная штука. Это двухскоростные стеклоподъёмники, которые замедляют ход стекла, когда оно приближается к крайним положениям. По замыслу создателей, это должно снижать шум и вибрацию и создавать ощущение роскоши и комфорта. Уж не знаю, стоило ли заново изобретать колесо – ведь и в предыдущем RX к этому аспекту не было претензий. Фишка ради фишки или новый тренд?
Но самое интересное тут в другом: нажатие кнопки пуска двигателя и... в ответ тишина! Незачем тревожить без необходимости 3,5-литровый V6, позаимствованный у RX 350, когда в активе два электромотора. Мало того, если не бросаться на педаль газа с остервенением голодного льва, то в первые три километра дороги можно вообразить себя водителем троллейбуса, презрительно взирая на клубы дыма от старого дизельного грузовика. Потом в дело при любом раскладе вступит «пожиратель бензина».
Впрочем, аппетит у него таков, что топ-модели умрут от зависти. Дайте ему напёрсток бензина, и он умчит вас за горизонт. Главное отличие от мотора RX 350 – цикл Аткинсона вместо традиционного цикла Отто. Впускные клапаны у него закрываются позже, что позволяет повысить КПД и снизить температуру отработавших газов. На практике это означает лучшую экономичность, а недостаток момента при малых оборотах и меньшую мощность с лихвой компенсируют электромоторы.
Помимо цикла Аткинсона, к инновациям относятся рециркуляция охлаждённых выхлопных газов и их использование для нагрева антифриза при пуске. Весь этот набор энциклопедических слов выливается в сокращение расхода топлива на 23% в обычных условиях и аж на треть – при низких температурах. Lexus заявляет, что RX 450h в смешанном цикле потребляет всего 6,3 л бензина на 100 км.
Правда, всё это справедливо только в случае экономичного вождения – плавные разгоны, постоянная зарядка батарей и никаких обгонов. Вечером коллеги хвастались друг перед другом сэкономленными нанолитрами, говоря о среднем расходе на уровне 7-8 л на сотню пройденных километров. Мне же оставалось только небрежно брякнуть: «А у меня 13» и на этом дискуссию оборвать.
Разве можно было отказать себе в удовольствии прохватить по великолепным горным дорожкам, тем более, что из-за съёмок наш экипаж был вынужден постоянно догонять караван? Простите меня, товарищи «зелёные», но выбрасывал «мой» Lexus куда больше, чем 148 граммов углекислого газа на километр пути.
Почему? Да потому, что в Lexus вдруг поняли, что пора завязывать с автомобилями для пенсионеров и гламурных дамочек с Рублёвки. И решили привлечь под свои знамёна покупателей, которые не только знакомы с новой коллекцией Ermenegildo Zegna, но и среди ночи смогут вспомнить рекордное время Штефана Беллофа на Нордшляйфе. Ориентировались японцы на немецкие кроссоверы и местных конкурентов в лице Acura и Infiniti.
Только не подумайте, что Lexus выпустил на дороги агрессивную «табуретку», которая скачет на неровностях и выжимает из водителя все соки. RX 450h – компромисс. Но очень удачный! Крены умеренные, а реакции, пусть и слегка смазанные электроусилителем руля, но всё же достаточно быстрые и точные, чтобы уверенно атаковать повороты. И при этом никакого «жесткача» на выщербленном асфальте. Да, это не BMW X5, но зато не придётся вытряхивать позвонки из трусов после каждой поездки.
Причём это справедливо не только для опциональной пневмоподвески, но и для базовой пружинной, которая лишь немного жёстче и не умеет изменять дорожный просвет. Нам пневматика всё равно не достанется – новый RX почти на два центнера тяжелее прежнего и инженеры опасаются, что возросшая нагрузка не лучшим образом скажется на ресурсе при эксплуатации на далеко не идеальных российских дорогах. И это касается как бензиновой модификации, так и гибрида. Не доедут до нас и активные стабилизаторы.
Самое время поговорить о динамике. Правая педаль – в пол, и стрелка левой шкалы немедленно взлетает вверх. Но это не тахометр, а что-то вроде индикатора мощности. При интенсивном разгоне стрелка будет колебаться в зоне Power, при движении с постоянной скоростью переползёт в Eco, а на торможениях перейдёт в Charge, символизируя начало зарядки батарей. Разгон, кстати, в любом случае будет исключительно плавным, а всё потому... что в Lexus RX 450h отсутствует коробка передач в привычном её виде.
Силовая установка Lexus RX 450h суммарной мощностью 299 л.с. устроена таким образом, что роль КПП исполняет планетарный механизм, который плавно распределяет крутящий момент от двигателя внутреннего сгорания и электропривода. И делает это настолько успешно, что можно подумать, как будто в машине трудится вариатор!
При этом имеется ручной режим с шестью «фиксированными» ступенями, который пригождается на извилистых дорожках. Однако наиболее органичен Lexus RX 450h на автобанах. Двухтонная махина играючи достигает максимальных 200 км/ч, но внутри при этом совсем тихо – шумоизоляция отменная!
Как выяснилось позже, инженеры во главе с Такаюки Катсуда (автор предыдущего поколения Avensis и Corolla Verso) уделили немало внимания поведению машины на высоких скоростях. И это чувствуется – Lexus RX 450h уверенно держит прямую и не сбивается с курса при порывах бокового ветра. Вот тут и всплывают все прелести настроек подвески и рулевого управления. Судорожно вцепиться в «баранку»? Это не про него. Расслабляешься настолько, что после включения адаптивного круиз-контроля хоть на «галёрку» пересаживайся.
Жаль, что автопилот в Lexus RX 450h не доступен ни за какие деньги – приходится бороться между желанием порулить или развалиться в пассажирском кресле с вентиляцией, наслаждаясь звучанием аудиосистемы Mark Levinson. Однако постеры с RX 450h никогда не попадут в Лувр, хотя на улицах на него пока и засматриваются. И его не возьмут в эко-марафон, пусть расходу в 13 л при очень активной езде позавидуют даже малолитражки. Идеального автомобиля по-прежнему нет, и поиски будут продолжаться вечно. Но Lexus теперь в числе лучших «ищеек».
Текст: Вадим Гагарин
Фото и видео: Виталий Кабышев, Вадим Гагарин, Lexus