НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Революция ОСАГО: теперь без ГИБДД

1 марта 2009 10:20
Начиная с 1 марта в России начнут действовать новые правила ОСАГО. По словам страховщиков, это будет самое серьезное изменение системы «автогражданки» с начала ее работы

Начиная с 1 марта в России начнут действовать новые правила ОСАГО. По словам страховщиков, это будет самое серьезное изменение системы «автогражданки» с начала ее работы. Итак, вот что нас ждет: «европротокол» и прямое возмещение убытков.

Начнем с более простого. С прямого возмещения убытков. Благодаря этой системе в случае ДТП у невиновного водителя будет возможность обращаться за компенсацией в свою же собственную страховую компанию, где он и приобретал полис ОСАГО. Предполагается, что в этом случае человек станет гораздо ответственней подходить к выбору страховой компании, да и сами страховщики начнут уже по-другому общаться с клиентами. Ведь нынешняя система ОСАГО предполагает, что вы фактически покупаете полис не для себя, а «для того парня». И, по большому счету, водителям наплевать на имидж страховщика и на то, как четко он выплачивает компенсацию. Но сейчас ситуация изменится.



Однако, по словам представителей самих страховых фирм, в ближайшее время они могут столкнуться с большим количеством проблем при работе по системе прямого возмещения убытков. Самая главная связана с тем, что до сих пор в России нет единой системы оценки повреждений при аварии. И поэтому может возникнуть ситуация, когда ваша страховая компания будет оценивать ущерб, предположим, в 40 000 руб., а по методике второй компании авария будет стоить только 15 000 руб. Но, на самом деле, это будет проблема самих страховщиков, поэтому водители от прямого возмещения убытков только выиграют (к тому же помните – если вы недовольны своей страховой компанией, то вам никто не помешает обратиться в компанию виновника ДТП, как это делалось до сих пор).

Помните еще и вот о каком моменте – воспользоваться системой прямого возмещения убытков (как и «европротоколом») смогут только те водители, которые купят полис ОСАГО после 1 марта 2009 года.

Теперь перейдем к «европротоколу». Главная его особенность заключается в том, что с марта 2009 года водители смогут не вызывать ГИБДД на небольшие аварии. Однако здесь есть масса нюансов. Для начала нужно помнить о том, что воспользоваться «европротоколом» можно будет лишь при одновременном соблюдении нескольких условий: в аварии участвовало только два автомобиля, нет пострадавших, сумма ущерба у «невиновного» автомобиля не превышает 25 000 руб. Кроме того, водители должны быть полностью согласны с тем, кто был виновником ДТП. Причем, в их показаниях не должно быть никаких расхождений даже в мелочах. В противном случае страховая компания может отказать в возмещении ущерба (если водители спорят на тему «кто прав, кто виноват», то нужно однозначно вызывать ГИБДД).

Много вопросов вызывает сумма в 25 000 руб. Действительно, очень часто оценить «на глазок» стоимость ущерба очень сложно. Поэтому, если есть сомнения в том, что ремонт будет стоить меньше указанной суммы, то лучше все-таки вызывать инспектора. Помните также и о так называемых «скрытых повреждениях». Ведь иногда бывает, что на первый взгляд сломан только бампер однако, при ремонте выясняется, что менять нужно и многие другие элементы. И если окажется, что ремонт стоит, скажем, 35 000 руб, то страховщики заплатят вам только 25 000 руб., а остальные 10000 руб придется взыскивать с виновника ДТП уже через суд. А заниматься длительным судебным процессом из-за мелких сумм многие, наверное, не будут.

Почему же выбрана именно сумма в 25 000 руб, ведь по нынешним временам это совсем немного (у некоторых машин одна фара стоит дороже)? По словам страховщиков, эта сумма вполне оправдана. Оказывается, в прошлом году средняя стоимость выплаты по полисам ОСАГО составила 15 000 руб. И 25 000 руб. способны покрыть подавляющее большинство аварий, которые происходят в России.

Есть ли подводные камни в «европротоколе»? Разумеется, и их немало. Для начала стоит повторить еще раз – «европротоколом» вы сможете воспользоваться только в том случае, если выполнены все (!) вышеназванные требования (2 авто, водители согласны, нет пострадавших, 25 000 руб.). Однако, если хотя бы у одного участника ДТП есть полис КАСКО, то, скорее всего, гаишника все-таки вызывать придется. Хотя тут все зависит от правил страховой компании, где покупался полис КАСКО, ведь некоторые допускают аварии, где сумма ущерба меньше $500 или, скажем, поврежден только один элемент. Помните – КАСКО это не ОСАГО. Это две совершенно разные вещи.

Но даже если вы выполнили все требования по «европротоколу», то и в этом случае страховщики могут отказать в выплате. Дело в том, что компании будут опасаться наплыва мошенников – опыт Франции показал, что количество попыток обмануть страховые компании значительно выросло сразу же после введения «европротокола». Поэтому страховщики, наверняка, будут требовать предъявить на осмотр машину виновника ДТП. А если второй водитель откажется приезжать в страховую компанию? Или он уже успел отремонтировать свой автомобиль?

А в случае отказа страховых компаний компенсировать ущерб водитель останется лишь с одним бланком, который, по сути, он сам же и заполнил. И для суда этого может быть явно недостаточно.

В общем, подавляющее большинство экспертов страхового рынка советуют пока не пользоваться «европротоколом», и оставить это дело на долю «экспериментаторов», которые не боятся сталкиваться с возможными проблемами. И, наверное, только через полгода, а может и позже, когда все нюансы работы по «европротоколу» будут отлажены, можно будет не вызывать ГИБДД на небольшие аварии. Ведь «европротокол», как и система прямого возмещения убытков, не является обязательным к выполнению. По словам страховщиков, это не более, чем дополнительный бонус. А воспользоваться им или нет, каждый решает сам.

И помните – новые правила будут доступны только для тех, кто купит полис после 1 марта!