При переходе в новое колено с позиционированием флагманской модели Skoda ясности не прибавилось. Superb подрос и стал более зрелым, но, как и прежде, чехи с немцами относят его к D-классу. А ведь он на два сантиметра перерос Toyota Camry, которая, между прочим, классом выше!
Новый Superb создан по образу и подобию предшественника. То есть, в основу машины опять легла пассатовская платформа (теперь уже шестого поколения), и тоже растянутая. Новичок стал длиннее предшественника на 25 мм и шире на 40 мм. Колеи увеличились, но база оказалась меньше на 25 мм. Думаете, в салоне стало теснее? Напротив. Чудеса? Совсем нет. Просто новая платформа в отличие от старой предполагает не продольное, а поперечное расположение силового агрегата. Он вместе с моторным щитом сместился ближе к носу, и места в ногах у всех разом стало больше.
Плюхаюсь на водительское место. Пух! Шар в лузе. Уставшее тело получило долгожданное вознаграждение, утонув в идеально спрофилированном ложе, и каждой клеточкой начало отсылать благодарственные флюиды его создателям. Удобно, чёрт побери. Фольксвагеновская школа чувствуется сразу. Глубокое сиденье с цепкой комбинированной отделкой (кожа плюс алькантара) и развитой боковой поддержкой традиционно получило широчайшие диапазоны регулировок по всем направлениям.
Под стать «ковшу» и рулевая колонка, диапазоны её регулировок (по двум направлениям) огромны. Так что в Superb одинаково удобно усядутся и коротышки, и великаны. Как там дела с обзорностью? Вперёд и через зеркала – замечательно. Назад не очень. Мешают широченные задние стойки. Без парктроника было бы трудно.
Отделка салона – хайкласс. Солидный, но сдержанный имидж поддерживается мягким и приятным на ощупь пластиком, вставками под дерево и россыпью металлизированных каёмок. Выполнено и собранно всё сверхаккуратно. Из одноклассников интерьер лучше, разве что, только у Nissan Teana.
На прямой и дуге Superb чертовски устойчив. И это закономерно – в основе-то удлинённое пассатовское шасси. ESP – интеллигентка в третьем колене, лишними вмешательствами не досаждает, скольжения гасит корректно, но на закритических «углах атаки» на траекторию машину электроника ставит «на раз». Конечно, если сцепные свойства позволяют.
Жаль, управляемость отменной не назовёшь. На повороты руля Skoda откликается с ленцой, и виной сему комплектные шины Pirelli P Zero, которые, не смотря даже на 45-й профиль, явно «мажут» реакции. Если вы автогурман, большого наслаждения от штатной резины вы не получите. Так может и не надо? Оставьте эти удовольствия своему водителю и отправляйтесь на задний ряд.
То-то же. Здесь оно и удобнее, и уютнее. Пробираться на диван, отформованный для двоих, через огромные проёмы удобно. Кстати, третий седок по центру будет совсем не лишним, места в плечах хватит для всех и ещё останется. Если задвинуть передние сиденья подальше к торпедо, то на освободившейся площадке (иначе не назовёшь) можно устроиться чуть ли не целой компанией, ну или ноги вытянуть. Лимузин! Не иначе.
В базовом исполнении Superb имеет 125-сильный 1.4 TSI, его агрегатируют только с механической коробкой передач. С таким силовым агрегатом в простом исполнении Ambition машину можно купить уже за 790 тыс. руб. Второй по ранжиру – 160-сильный 1.8 TSI (с ним машина у нас была на тесте) можно приобрести как с механической коробкой передач, так и с преселективной семиступенчатой DSG. За них в минимуме придётся отдать 840 и 890 тыс. руб. соответственно. Полноприводный вариант с 1.8 стоит от 920 тыс.
Если хотите экономить на топливе, можете выбрать дизельную версию. Правда, за нее придётся изрядно доплатить. Цены на модификацию с 2.0-литровым 170-сильным мотором, работающим на тяжёлом топливе, стартуют с отметки 990 тыс. руб. Машина будет только в исполнении Elegance.
Всё ещё «ма-ла-ва-та»? Пожалуйста, есть флагманский Superb. Он оснащается V-образной 260-сильной атмосферной «шестёркой» 3.6 FSI. Её мощность реализуется только при помощи автоматической (DSG) полноприводной трансмиссии с подключаемым при помощи электронноуправляемой муфты Haldex IV задним мостом. Доступен такой аппарат только в топовой комплектации Elegance за 1 млн. 509 тыс. руб. О, как!
Мотор 1.8 TSI (в прошлом TFSI) мы хорошо изучили, ещё когда катались на Octavia. Там себя двигатель зарекомендовал отличником. Не ожидали, что он настолько замечательно будет тянуть тяжёлый Superb, который, между прочим, примерно на 250 кг тяжелее. Моторчик, хоть и небольшой, но очень норовистый. Турбонаддув и непосредственный впрыск делают своё дело: 160 сил и 240 ньютон-метров вкусно выглядят не только на графиках, но и в деле.
Несмотря на соответствие экологическим нормам стандарта Евро-4, двигатель чрезвычайно отзывчив на нажатия педали газа. TSI дарит хорошую тягу уже с 2500 оборотов, а к верхнему пределу диапазона он входит в азарт и обеспечивает такой поток ускорения, какого от него совсем не ожидаешь. Управлять тягой одно удовольствие.
Разгон до 100 км/ч у Superb с этим мотором занимает 8,5 с. Что ж, ставим зачёт. Второй – за небольшой расход: выше 16,7 л (по паспорту 10,4) и интенсивном городском трафике расходометр не показывал. Что, много? Помнится у Camry расход с 2,5-литровой «четвёркой» и МКПП в таком режиме подбирался к 18 литрам. И она, кстати, медленнее. Спринт с места до 100 км/ч Camry выполняет за 9,6 с. Кстати, чехи допускают применение 92-го бензина. Но мы заливать низкооктановое топливо не рекомендуем. TSI, имеющие высокую степень сжатия и высокую форсировку, порой даже на некондиционном 95-м под нагрузкой на низких оборотах начинают детонировать. Так что за бензином глаз да глаз.
В помощь двигателю информативное, но длинноходное (традиция уже) сцепление и чёткий механизм выбора передач. Кстати, несмотря на неплохую динамику, гонять на Superb не хочется. Статус, вкупе с убаюкивающей шкодовской аурой, не располагают.
В тестовом экземпляре мы продегустировали практически все доступные для Superb опции, включая биксеноновую активную головную оптику, развитый мультимедийный комплекс с жёстким диском и «навигацией», двухзонный «климат»... Даже замечательный автоматический парковщик Park Assist у нас был. Для применения в Москве софт «навигации» ещё «зеленоват» – многие улицы в базу просто не внесены. А парковочный автопилот, который устанавливается на многие модели Volkswagen, традиционно себя показал с лучшей стороны. Что ещё? Девять подушек безопасности, как приятное дополнение – зонтик в качестве дополнительного оборудования и, конечно же, пятая шайтан-дверь по имени TwinDoor, которая определяет принадлежность Superb сразу к двум кланам – хэтчбеков и седанов.
На ней остановимся поподробнее. Дверь эта необычная, состоит она из двух сегментов. Если из «трюма» нужно достать пару обувных коробок и ноутбук, можно распахнуть лишь крышку багажника. Пассажиров этим вы даже не побеспокоите, сквозняков они не почувствуют, уличных звуков не услышат. Другое дело, если понадобится загрузить крупногабаритный груз. Здесь уже можно поднять пятую дверь целиком – в этом случае она откинется вместе с задним стеклом.
Подобные двухсегментные двери имеют многие кроссоверы и внедорожники. Оригинально и удобно – не поспоришь. Но сложно. И дорого. Думается, на воплощение этой идеи в жизнь ушла не одна сотня инженеро-часов.
Технологию TwinDoor Skoda запатентовала. Но одно дело патент, и совершенно другое – трудности при разработке и внедрении в производство. А их было немало. Первая и главная связана с кузовом. Он, как видно, большой и тяжёлый, так что отсутствие подоконной поперечины и силовых элементов, соединяющих боковины, пришлось компенсировать массивными задними стойками и дополнительными пространственными усилителями в нижней части.
Две другие трудности – уплотнители и электромеханические замковые соединения. С ними инженеры и технологи повозились основательно. Но видно, что не зря. Хлопать всем этим хозяйством при закрывании нет необходимости. Крышку можно лишь прикрыть, на «базу» её посадят умные электродоводчики.
Обилие интересных технологий и новшеств, повышающих удобство, – это, безусловно, замечательно. Но каков же вывод? По совокупности параметров Superb кладёт на лопатки многих своих конкурентов. Предоставляемые им комфорт и пространство, уровень инжиниринга, имеющий, кстати, немецкие корни, и оснащённость делает его чрезвычайно привлекательным. Дизайн, впрочем, тоже. Чех по возможностям однозначно интереснее, нежели Hyundai Grandeur, Toyota Camry и Ford Mondeo. Но вот цена! Многих она может отпугнуть!
Наш, к примеру, экземпляр со 160-сильным TSI стоит 1 млн. 110 тыс. руб. Camry с V6 и автоматической трансмиссией в очень неплохом исполнении можно купить за чуть меньшие деньги – 1 млн. 90 тыс. Teana по цене, опционалу и исполнению, в принципе, сопоставима. Но если вы обратите свой взор в сторону японских конкурентов, лишитесь козырей, которыми может щеголять только Superb. А их у немецкого чеха предостаточно. Возьмите, к примеру, тот же автоматический парковщик или русифицированную «навигацию». А замечательное пассатовское шасси? Его у конкурентов нет.
Согласимся, имиджевости Superb не хватает. Чешские гены очень чувствуются. Чувствуется и субординация, которую маркетологи блюдут в соответствии с табелью о рангах концерна. Одно скажем точно. Superb – машина на уровне, с ненавязчивым имиджем, но очень сбалансированная и добротная. А с чего ей не быть на уровне? Конструктив-то и качество исполнения фольксвагеновские.
Виталий Кабышев
Технические характеристики Skoda Superb