В начале ноября в Сочи прошел национальный отбор международных соревнований G4 Challenge.
Многие спрашивают, что значит эта аббревиатура, а расшифровывается она как Global 4x4. Экстремальные соревнования, в которых участвуют 18 стран мира. Официально свою историю G4 берет с 2003 года, неофициально - с 80-х, когда Land Rover устраивал знаменитые соревнования Camel Trophy. Времена меняются, титульный спонсор - сигареты, стали не актуальны, зато здоровый образ жизни в почете. Кто, как не Land Rover, автомобильная марка, с которой неизбежно ассоциируется дух приключений, мог организовать подобное мероприятие?
Если вы считаете, что в соревнованиях G4 можно действовать, руководствуясь поговоркой «сила есть, ума не надо», то сильно ошибаетесь. Силовые приемы подходят лишь к немногим испытаниям, но наибольшее значение оказывает расчет, везение и сообразительность. Недаром среди четырех победителей оказался только один профессиональный спортсмен. Остальные трое обладают совсем неспортивными профессиями: практикующий психолог, закончивший МГУ, выпускник банковской академии и государственного института управления и даже разработчик микроэлектроники, работающий в НИИ! Кстати, если все журналисты жили в комфортабельной гостинице, то участники коротали ночи в палаточном лагере, который был разбит на берегу горной реки в лесу.
Компания Land Rover вполне могла бы не просто искать лучших из лучших, среди спортсменов-легкоатлетов, а устраивать подобные соревнования для своих клиентов. Учитывая, что мероприятие вышло весьма зрелищным и экстремальным, среди бизнесменов и "белых воротничков", наверняка нашлось бы достаточное количество желающих поучаствовать.
Знаменитый южный курорт Сочи стал городом, в котором сошлись 15 девушек и 21 мужчина, победители пяти региональных туров, проходивших в Екатеринбурге, Красноярске, Санкт-Петербурге, Москве и Ростове-на-Дону. Сочинский финальный этап российских соревнований длился четыре дня, при ясном небе и отличной погоде.
Стоит отметить, что даже для журналистов, многое повидавших и привыкших к всевозможным шоу, масштабность происходящих соревнований вызывала удивление.
Задания, которые предстояло пройти мультиспортсменам можно разделить на три типа: выносливость, ловкость и вождение автомобиля. Например, нужно преодолеть участок бездорожья максимально уверенно и безопасно.
Остановимся на внедорожных способностях Land Rover. Для автомобильных журналистов давно ясно, что формулы «самого лучшего автомобиля» не существует: один хорошо справляется с бездорожьем, другой быстро и комфортно передвигается по асфальту, третий вместителен, четвертый экономичен, пятый роскошный... Идеальных автомобилей, как и людей не существует, потому, что у всех разные потребности. Однако компания Land Rover стремится удовлетворить все потребности разом. Линейка ее внедорожников - престижные, вместительные автомобили с незаурядными драйверскими возможностями, как на асфальте, так и за его пределами, а современные дизельные моторы оказываются на удивление экономичны.
Несмотря на то, что все внедорожники Land Rover обладают доступным интерфейсом и отличной эргономикой, очень важно уметь чувствовать габариты и правильно выбирать траекторию. Водителю не обязательно обладать навыками езды на бездорожье, в этом ему поможет фирменная система Terrain Response, изменяющая в зависимости от условий покрытия алгоритм работы усилителя руля, чувствительность педали газа и дорожный просвет с помощью пневмоподвески.
Если с автомобильными испытаниями автожурналистам все было ясно, то со спортом немного сложнее. В первое же утро организаторы устроили G4 среди журналистов. Я начал со скалолазания. На меня надели страховочную систему и велели спускаться с 20-метровой скалы. Сразу возникло очень много вопросов к страхующему альпинисту, к веревке, трущейся о камни и к теории вероятности. Следующее испытание – пролететь на «тарзанке» над ущельем. Подвох заключался в том, что до конца доезжали только самые упитанные, мне же пришлось ловить веревку и тянуть себя к скале.
Закончив со скалолазанием, мы переместились в лес, чтобы заняться спортивным ориентированием, которое включало в себя определение точек по GPS-навигатору, карте и определению азимута. Если привычный спутниковый навигатор в городе довольно детально показывает улицы, кафе и прочие ориентиры, то в нашем туристическом навигаторе была только стрелка с указанием направления: «Зюйд-зюйд-вест, 600 метров». Принцип ориентирования – найти максимальное количество точек за минимальное количество времени, после чего вернуться на базу. Последнее для некоторых стало проблемой. Леса и склоны в Сочи оказались практически джунглями. Пройти напрямую через заросли травы, ручьи и овраги просто невозможно, приходиться огибать рельеф, увеличивая расстояние в два, три раза.
Ориентирование для нас стало тяжелым заданием, чтобы перевести дух и восстановить силы многим приходилось делать остановки. Лично меня во время соревнований не покидало ощущение сюрреальности. На дворе октябрь, а здесь практически тропики, на небе ни облачка, температура моря почти 20 градусов и невероятно красивая природа. Мы даже и не догадывались, что в окрестностях Сочи столько захватывающих мест. Не забывайте, что вся эта красота в сочетании с невероятными физическими нагрузками. И если журналисты могли отлынивать и сачковать, то участники сражались за первое место изо всех сил. Напомним, что в Сочи приехали сильнейшие участники со всей России.
Не стоит забывать, чтобы покорить G4, нужно быть не только ловким и умелым, но и сообразительным. Нам было предложено несколько заданий на инженерную смекалку. Первое: в наличии три веревки, трех, пяти и семи метровой длины, три полена и металлический ролик. За время из этого нужно из этого смастерить лебедку, чтобы приподнять пень. Еще одно задание – приподнять рычагом двухтонный Defender, чтобы вытащить из-под него рамку. Под вечер мы переместились в лагерь G4, где были приготовлены веревочные задания. Для преодоления препятствий нужно использовать мышечную силу рук и иметь хороший вестибулярный аппарат. Большинство конструкций очень неустойчиво, стоит сделать одно неверное движение, и падение неизбежно. Самым сложным этапом оказалась веревочная лестница, подвешенная горизонтально и канаты, разнесенные по деревьям под углом 45 градусов.
Выполнив свою программу, следующие дни мы наблюдали, что такое G4, по полной программе. Дополнительно к нашим приключениям добавились такие дисциплины, как «каньонинг» (спуск по руслу горной реки с применением альпинистского снаряжения) и велокросс. Конечно, самым сложным заданием стал каньонинг. В течении четырех дней спортсмены спускались с многометровых скал, переплывали ледяные озера и реки, прыгали с водопада и бежали, бежали, бежали к финишу, не забывая отмечаться на контрольных точках. Интригу вносила тайна. До конца соревнований, никто, кроме судей не знал, кто идет на каком месте. Тем зрелищней получились соревнования, и тем приятней было видеть, что спортсмены и спортсменки не плакали от досады, а от души поддерживали своих коллег.
G4 Challenge по праву можно назвать борьбой с самим собой. Только пересилив собственный организм и найдя грань своих физических способностей, возможно победить. Лучшими в Сочи стали: Наталья Абрамова, Иван Петров, Елена Бондарь и Артем Ростовцев.
Эти ребятам в феврале следующего году поедут в Англию, где будут представлять интересы России, и, по словам инструкторов, они имеют все шансы стать победителями! После английского отбора, заключительный этап пройдет в самом редконаселенном регионе планеты - в Монголии. В мае 2009 года степи, горы и экстремальный климат одной из самых больших пустынь мира Гоби ждет участников Land Rover G4 Challenge. В качестве приза победителям достанется возможность передать автомобиль Land Rover в дар Обществу Красного Креста своей страны. Также компания Land Rover планирует собрать 1 млн. фунтов стерлингов в поддержку Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.