НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Mazda CX-9. Горячий репортаж из Швеции

9 июня 2008 14:14
Для российского представительства компании Mazda период с 2007 по 2008 оказался на редкость «горячим» и насыщенным событиями. Здесь и начало продаж долгожданного кроссовера CX-7, и замена «страшноватого» пикапа B2500 новой моделью BT-50, и представление обновленной Mazda6, и премьера в сегменте городских автомобилей - Mazda2. Не пришло ли время передохнуть? Нет

Для российского представительства компании Mazda период с 2007 по 2008 оказался на редкость «горячим» и насыщенным событиями. Здесь и начало продаж долгожданного кроссовера CX-7, и замена «страшноватого» пикапа B2500 новой моделью BT-50, и представление обновленной Mazda6, и премьера в сегменте городских автомобилей - Mazda2. Не пришло ли время передохнуть? Нет, и судя по тому энтузиазму, который испытывает Mazda относительно перспектив российского рынка, скучать в ближайшее время не придется никому – ни российскому менеджменту самой компании, ни дилерам, ни автомобильным журналистам. Так что на прошлой неделе мы снова паковали чемоданы и летели в Швецию на презентацию очередной новинки – полноразмерного семиместного кроссовера CX-9, который появится в российских автосалонах уже в сентябре.

Как и в случае с кроссовером CX-7, изначально модель CX-9 была нацелена исключительно на Северную Америку. В Новом Свете ее продажи стартовали еще в начале 2007 года. Однако, учитывая продолжающийся бум на отечественном рынке, появление этого автомобиля в России было, фактически, вопросом времени.

Что ж, попробуем разобраться, насколько удачной оказалась довольно дерзкая попытка Mazda сыграть на нехарактерном для нее рынке полноразмерных внедорожников, представителями которого традиционно являются весьма дорогие автомобили премиум-класса. Что и говорить, соперники подобрались серьезные!

Дизайн

Итак, начнем с самой главной эмоциональной составляющей любого автомобиля – с его внешности. Что ж, в дизайне CX-9 без труда читается прямая преемственность как с младшей моделью CX-7 (если смотреть издалека и в профиль, то можно их и вовсе перепутать), так и с фамильными чертами остальных автомобилей Mazda, созданных в рамках концепции Zoom-Zoom. И основной такой чертой является, конечно, спортивность, выраженная буквально в каждой детали кузова. Это и стремительный силуэт (коэффициент аэродинамического сопротивления – 0,36), и стойки, наклоненные под внушительным углом, и узкие окна, и огромный воздухозаборник, и выступающие колесные арки в духе родстера RX-8, и изящные 20-дюймовые 10-спицевые диски, и зауженные фары. Дополнительный спортивный шарм придают эффектные трапециевидные трубы выпускной системы, украшающие автомобиль сзади.

Несмотря на то, что в целом «девятка» выглядит по сравнению с «семеркой» менее агрессивно и более солидно, все же при взгляде на эту машину создается однозначное ощущение скорости и азарта. А много ли можно вспомнить других полноразмерных внедорожников, вызывающих такие же эмоции? Ну, разве что, Porsche Cayenne и, отчасти, Audi Q7. Конечно, в дизайне больших внедорожников многим нравится именно угловатая брутальность в стиле Jeep Commander или Range Rover. Но есть, несомненно, и такие покупатели, которых все эти рубленые формы уже порядком утомили. Так что для них новая Mazda должна стать неплохой альтернативой.

Но самым большим сюрпризом в дизайне CX-9 является то, что внешне он не кажется огромным – ну, разве что чуть крупнее «семерки». Однако этот автомобиль большой, действительно большой! На данный момент это не только самая длинная Mazda, но и вообще один из самых вместительных автомобилей в своем классе.

Судите сами – длина кузова «девятки» составляет более 5 м (5089 мм, если быть совсем точными), ширина – 1936 мм, а высота – 1728 мм. Для сравнения, длина Toyota Land Cruiser 200 – 4950 мм, Toyota Land Cruiser Prado – 4850 мм, BMW X5 – 4854 мм, Nissan Murano – 4770 мм, Volkswagen Touareg – 4754 мм. По сути дела, с точки размерности кузова, во многом определяющей комфортность салона, конкурентами CX-9 являются разве что такие автомобили, как Mercedes-Benz GL (5088x1920x1840 мм) и Audi Q7 (5086x1983x1737 мм), если не брать в расчет «монстров», вроде Infiniti QX56, Cadillac Escalade или Hummer H2. Впрочем, все эти машины находятся в совершенно ином ценовом сегменте (о ценах и конкурентах мы еще подробно поговорим).

Итак, внушительные размеры в сочетании с отличным дизайном – это первое и несомненно важное достоинство нового кроссовера.

Любопытно, что несмотря на заметную внешнюю схожесть CX-9 с CX-7, с технической точки зрения общего у этих автомобилей немного: если кроссовер CX-7 построен на новой платформе, созданной специально для него, то в CX-9 используется платформа минивэна MPV (автомобили даже производятся на одной и той же сборочной линии), которая, в свою очередь была позаимствована у Mazda6. Таким образом, CX-9 – это не увеличенная версия CX-7, а совершенно другой автомобиль!

Интерьер
Салоны Mazda никогда не баловали покупателей какими-то излишествами. Даже CX-7 стоимостью более $50 000 изнутри выглядит весьма аскетично – такой дизайн скорее подошел бы спорт-кару, нежели кроссоверу, предполагающему хоть какой-то уют для водителя и пассажиров. «Функциональность в сочетании с конкурентноспособной ценой» - вот, видимо, то правило, которым обычно руководствовались дизайнеры Mazda по интерьеру. Однако для «топовой» модели было сделано исключение – салон «девятки» получился вполне респектабельным.

В отделке передней консоли по-прежнему используется, главным образом, пресловутый «жесткий пластик», но из-за более тонкой фактуры выглядит он благороднее, чем, скажем, в CX-7 или Mazda6. Также использованы пластиковые элементы «под дерево» - причем они выглядят вполне органично и не оставляют ощущения неумелой имитации и дешевизны. Ручки дверей оформлены «под алюминий», в верхней части дверей используются кожаные вставки. Неплохо смотрится и приборная панель с фирменными маздовскими «колодцами» циферблатов, заключенными в серебристые оправы. Качество проектирования, изготовления и сборки – отличное, ширина швов между элементами интерьера минимальная. В общем, можно сказать, что салон выглядит лучше, чем он реально стоит.

Нельзя не отметить очень удобные передние кресла с отличной боковой поддержкой, электрическими регулировками и подогревом, а также широченный подлокотник, являющийся частью напольной консоли и разделяющей места водителя и переднего пассажира. Казалось бы, не самый важный элемент - но как он располагает к вальяжности и отдыху за рулем! Напольная консоль, кстати, проходит достаточно высоко, чуть выше уровня коленей водителя, так что доступ к ручке селектора автоматической коробки передач исключительно удобен – она всегда под рукой, не нужно никуда тянуться. В отличие от CX-7, рулевая колонка регулируется как по высоте, так и по вылету.

Впрочем, все это не так важно по сравнению с главным ощущением, которое оставляет салон – с ощущением простора! Места хватает всем – независимо от роста и комплекции водителя и его пассажиров. Удивительно, но даже на третьем ряду, который на других автомобилях обычно предназначен для детей, спокойно усаживаются два человека с ростом 180 см (мы специально проверяли), причем размеры салона и регулируемые кресла второго ряда позволяют устроиться с максимальным комфортом. Еще бы, по пространству для ног у CX-9 лучший результат в классе! Добавьте к этому еще и трехзонный климат-контроль (штука нелишняя для такого объема салона), а также аудиосистему BOSE с 10 динамиками – и в комфорте путешествия можно не сомневаться.

С багажником тоже все в порядке: при сложенных сиденьях третьего ряда его объем составляет 928 л, а длина пола – 1243 мм. Если же сложить еще и второй ряд, то объем багажного отделения достигает целых 1900 л при длине пола 2092 мм. И хотя маловероятно, что владелец CX-9 станет перевозить на своем автомобиле холодильник или стройматериалы для дачи, в случае чего сделать это можно без каких-либо проблем.

Так что запишем еще один плюс в актив CX-9 – аккуратный и очень просторный салон. С точки зрения дизайна и используемых материалов это, конечно, не Porsche и не Mercedes-Benz, но определенная скромная изысканность уже налицо.

В движении
Ездовые качества CX-9 также оставили самое приятное впечатление.

Во-первых, очень порадовал 3,7-литровый 6-цилиндровый атмосферный двигатель MZI V6 с изменяемыми фазами газораспределения и мощностью 277 л.с. Никаких «спортивных подхватов» от него ожидать не приходится, да и в целом характер у него более спокойный, чем у «взрывного» турбомотора MZR, используемого на CX-7, однако тяги вполне хватает для уверенного разгона «до сотни» за 8,5 сек. Неплохой результат для более чем двухтонной машины! Очень умеренными оказались и аппетиты этого двигателя – при движении по трассе (причем в довольно «рваном» режиме, с резкими ускорениями) средний расход бензина составил у нас около 16-17 л на 100 км. В общем, это примерно соответствует топливной экономичности CX-7.

Кстати, несмотря на то, что Mazda упорно называет мотор MZI собственным детищем, на самом деле она лишь производит его на своих мощностях. Авторство же агрегата принадлежит компании Ford, а двигатель «в девичестве» называется Duratec 37 (Cyclone). И это скорее плюс, чем минус. Несмотря на противоречивую репутацию своих автомобилей, по части двигателей Ford – признанный авторитет.

Вторым приятным сюрпризом стала автоматическая 6-ступенчатая коробка передач японской компании Aisin. Это, определенно, один из лучших «автоматов», на которых нам приходилось ездить. Обычно АКПП критикуют за задержки при переключении, но здесь этого нет и в помине. Коробка точно и вовремя реагирует на педаль акселератора, и при резком ускорении практически мгновенно переключается на пониженную передачу (пару раз у нас получалось заставить ее «перепрыгнуть» с 6-й аж на 2-ю). Несмотря на наличие ручного режима, попробовали мы его исключительно из любопытства – настолько четко и логично работала автоматика.

Очередным несомненным достоинством CX-9 является подвеска, настроенная на сочетание управляемости и комфорта, близкое к идеальному. С одной стороны, в поворотах автомобиль четко выдерживает траекторию и не проявляет тенденции к раскачиванию, с другой – подвеска тихо и мягко «проглатывает» дорожные неровности и выбоины. Несмотря на заметно меньшую жесткость подвески по сравнению с CX-7, «девятка» остается весьма «собранной» машиной, позволяющей при желании ездить быстро и с азартом. Способствует этому и «острый» руль, и великолепные, просто отличные, тормоза. Несмотря на свои размеры и вес, CX-9 совсем не оставляет ощущения неповоротливой валкой «баржи» с невнятным рулевым управлением, как это часто бывает с его «одноклассниками». В общем, достойный продолжатель рода Zoom-Zoom!

А вот что расстроило – так это качество шумоизоляции. Вообще, это какой-то злой рок Mazda: о проблеме известно давно, и на каждой презентации компания торжественно заявляет, что уж в этой-то модели проблемы с шумом точно решены. А машины почему-то... продолжают оставаться шумными! К сожалению, история в точности повторилась и на этот раз. Как и в CX-7, звук мотора в салоне CX-9 практически не слышен (а на высоких оборотах он скорее доставляет удовольствие), но вот монотонный гул, создаваемый шинами, по-прежнему проникает в салон. Конечно, все познается в сравнении: этот звук совсем не похож, например, на тот вой от «раздатки» «Нивы», из-за которого в салоне невозможно разговаривать. Однако шумоизоляция автомобиля премиум-класса могла бы быть и получше.

Бездорожье
Протестировать внедорожные качества CX-9 нам, к сожалению, не удалось. Во-первых, в Швеции установилась сильная засуха, и найти хоть какую-нибудь грязь было просто невозможно. А во-вторых, все проселочные грунтовые дороги в этой стране почему-то оказались перекрытыми шлагбаумами. Так что нам оставалось удовлетвориться лишь имитацией вывешивания колеса в придорожной канаве (в этот момент возле нас остановился Saab с тремя девушками, которые с озабоченными лицами поинтересовались, не пострадали ли мы и не нужно ли вызвать полицию для оказания помощи).

Но в общем-то и без тестов результат предсказуем – система полного привода с «электронной муфтой» без изменений перекочевала на CX-9 с «семерки» и полноприводной «шестерки». И хотя Mazda называет свой кроссовер «внедорожником», это все же автомобиль с весьма скромными вездеходными задатками. Ведь в арсенале CX-9 нет понижающего ряда, межосевой и межколесных блокировок, ни даже дифференциала повышенного трения. А одна лишь антипробуксовочная система, способная в некоторых случаях подтормаживать проскальзывающие колеса, беспомощна против вывешивания (которое вполне вероятно на серьезном бездорожье из-за относительно короткоходной подвески).

Цена и конкуренты
Вот мы и подошли к самому интересному – к цене. Итак, CX-9 будет поставляться в Россию всего в двух комплектациях, имеющих лишь одно различие – наличие или отсутствие люка на крыше. Цена «топовой» комплектации составит 1 582 000 рублей (т.е. около $67 000). Много это или мало?

По словам директора по маркетингу российской Mazda Андрея Глазкова, конкурентов у CX-9 на рынке нет. И по-своему он прав – найти такой же большой внедорожник за сравнимые деньги объективно невозможно. Ближайшим конкурентом по размерам кузова является Audi Q7, которая даже в минимально возможной комплектации стоит на $27 000 дороже. Где-то в той же ценовой нише находятся и Mercedes-Benz GL, и Land Cruiser 200. Мягко говоря, разница есть, так что вроде бы получается, что цена у CX-9 очень заманчива.

Но, к сожалению для Mazda, далеко не все покупатели ставят во главу угла именно объем салона. Более того, третий ряд сидений на самом деле вообще мало кому нужен. И если слегка снизить требования к размеру (даже оставив в качестве обязательного условия три ряда сидений), то количество альтернатив резко увеличивается: Ford Explorer (цена максимальной комплектации – 1 514 000 руб.), Mitsubishi Pajero 5D (комплектация 3,8 Instyle – 1 582 188 руб.), Toyota Land Cruiser Prado (максимальная комплектация - 1 641 000 руб.), Nissan Pathfinder (максимальная комплектация – 1 574 000 руб.), Cadillac SRX (комплектация с двигателем 3,8 л – 1 636 209 руб.). Причем большинство из этих автомобилей обладают куда более мощным внедорожным потенциалом, чем «неженка» CX-9.

Кроме того, деньгами, конечно определяется многое, но далеко не все. Безусловно, когда мы говорим о сегменте бюджетных автомобилей, вопрос цены очень важен: для человека, выбирающего между какой-нибудь Lada Priora и Daewoo Nexia, даже разница в 10 000 руб. может оказаться решающей. Однако в случае с премиум-классом огромную роль играет еще и психология. Ведь помимо цены и технических характеристик покупателя люксового автомобиля очень беспокоят вопросы статуса, престижности. К тому же, маловероятно, что человек, готовый выложить за автомобиль $67 000, собирается расстаться со своими последними деньгами. Скорее всего, лишние $5000-10000 не сделают для него особой погоды. А в этом ценовом диапазоне уже появляются такие интересные варианты, как, например, Volvo XC90 с двигателем 3,2 л или Volkswagen Touareg с V6 FSI. И хотя по своим ходовым качествам и размерности эти автомобили будут немного уступать CX-9, с точки зрения имиджа они на голову выше.

Козырем Mazda могла бы стать богатая комплектация, однако здесь японцам пока похвастаться нечем. В отличие от CX-9, предназначенной для американского рынка, российская версия кроссовера откровенно «пустовата»: здесь нет ни большого многофункционального дисплея с GPS-навигацией, ни датчика слепых зон, ни возможности подключения телефона через Bluetooth, ни парктроника с камерой. И даже «свет» у российской комплектации CX-9 штатно может быть только галогенным. Получается, что если покупатель хочет «ксенон» или навигацию, то ему придется раскошеливаться на комплектующие третьих фирм - что сразу же делает цену CX-9 менее привлекательной.

Все это совершенно не означает, что автомобиль получился неудачным. Напротив, у него масса достоинств – это и отличный дизайн, и комфортный просторный салон, и великолепные «драйверские» качества, и высокая безопасность (5 «звезд» NHTSA в тестах на фронтальный и боковой удар). Определенно, своих денег автомобиль стоит. В конце концов, не даром же в этом году он получил в США премию «Внедорожник года» (по версии авторитетного журнала Motor Trend). Но и конкурентов у CX-9 предостаточно - на одном просторном салоне «выехать», скорее всего, не получится. Тем более, что в скором времени ожидается появление на российском рынке кроссовера Hyundai Veracruz, который наверняка выступит в том же ценовом сегменте, что и CX-9.

В общем, прогнозировать продажи CX-9 пока сложно. Впрочем, есть хороший индикатор интереса к новой модели. Это очереди в дилерских салонах. Например, еще до начала поставок CX-7 очереди на этот кроссовер растянулись почти на полгода. Повторится ли этот успех с CX-9 - покажет ближайшее будущее.