Капитальный ремонт двигателя: все, что нужно знать

28 марта 2025 14:20
Когда мотор автомобиля изрядно изношен, ему уже не помогут присадки, новое масло или замена свечей. Нужен капитальный ремонт двигателя — сложная процедура, но она подарит ему вторую жизнь
Со временем, каждый двигатель требует капитального ремонта
Со временем, каждый двигатель требует капитального ремонта
Источник: BMW

В статье рассказываем, что такое капитальный ремонт двигателя внутреннего сгорания (ДВС), когда он требуется и как проходит. А еще — сколько стоит, можно ли сделать самому и как надолго сохранить его результат.

Что такое капитальный ремонт двигателя автомобиля

Капитальный ремонт — это восстановление двигателя с заменой всех изношенных деталей и, если нужно, фрезеровкой. Его делают для того, чтобы продлить срок службы ДВС и восстановить его изначальные характеристики. Ремонт проводят при критическом износе компонентов двигателя с полной разборкой, очисткой, проверкой на наличие дефектов и заменой изношенных деталей. 

Когда нужен капитальный ремонт двигателя

Капремонт не делают на всякий случай. Это крайняя мера, когда других способов восстановить работоспособность мотора нет. Вот основные признаки того, что двигатель требует серьезного вмешательства:

  • Повышенный расход масла. Если каждые 1000 км вы доливаете больше 1 л масла.
  • Дым из выхлопной трубы. Синий — признак горения масла в цилиндрах. Белый — симптом того, что в камеру сгорания попадает антифриз.
  • Стуки и шумы. Характерное металлическое цоканье из-под капота говорит о проблемах с шатунными вкладышами или распредвалами.
  • Падение мощности. Машина медленно разгоняется, не тянет в гору — значит, компрессия в цилиндрах ниже нормы.
  • Нестабильная работа на холостом ходу. Изношенный двигатель нередко работает неравномерно или глохнет на холостых оборотах.
  • Низкое давление масла. Когда индикатор давления масла загорается, значит, давление падает ниже нормы. Если уровень масла в порядке, то изношен масляный насос.

Если не брать во внимание экстремальные случаи в виде провернутых вкладышей коленвала или пробитой прокладки ГБЦ, то чаще всего капремонт мотора проводят из-за масложора. Его причина: износ маслосъемных колпачков и поршневых колец. 

Основные этапы капитального ремонта двигателя

Капремонт ДВС состоит из нескольких последовательных этапов. Общая конструкция дизельных и бензиновых моторов похожа, так что стадии их капремонта мало чем отличаются. Но есть нюансы, которым нужно уделить больше внимания.

Дизельный двигатель

Дизельные двигатели работают по принципу самовоспламенения топлива. Они имеют более высокую степень сжатия, поэтому у них чаще изнашивается поршневая группа: блок приходится протачивать или гильзовать.

1. Диагностика

Перед началом работ двигатель проверяют. Замеряют компрессию, слушают шумы, смотрят цилиндры эндоскоп, проверяют масло на наличие металлической стружки. Это помогает предварительно оценить объем работ.

Диагностика позволяет оценить какой ремонт нужен двигателю
Источник: Freepik

2. Подготовка к демонтажу

С мотора снимают все навесное оборудование: фильтры, патрубки, генератор, насос ГУР и все остальное. Откручивают болты крепления мотора с КПП.

3. Демонтаж двигателя

Мотор извлекают из автомобиля. Потом его полностью разбирают до последней детали:

  • снимают головку блока цилиндров;
  • извлекают коленвал, поршни, шатуны;
  • снимают помпу и масляный насос.

Все узлы промывают и осматривают. Главная задача — найти все скрытые дефекты.

4. Дефектовка

Каждую деталь оценивают на износ. Некоторые элементы можно восстановить (например, отшлифовать коленвал, расточить или загильзовать цилиндры), другие — только заменить.

5. Ремонт ДВС

Если нужна расточка блока или шлифовка коленвала, то их делают в специальном сервисе, так как допуски составляют десятки микронов. После расточки нужно покупать ремонтные комплектующие:

  • если растачивали коленвал — ремонтные вкладыши;
  • если растачивали поршневую — ремонтные поршни и кольца.

Обязательно нужно отшлифовать привалочную плоскость ГБЦ — это тоже делают в сервисе.

6. Сборка ДВС

Ставят новые вкладыши, кольца, сальники. Обязательно — новую помпу и масляный насос. Двигатель собирают, соблюдая момент и последовательность затяжки болтов — все это есть в инструкции по ремонту авто. Турбину либо восстанавливают, меняя картридж, либо ставят новую. Форсунки и топливный насос высокого давления (ТНВД) проверяют на специальном стенде.

7. Установка двигателя

Собранный двигатель устанавливают обратно. Перед установкой нужно проверить целостность опорных подушек — если они треснули или порвались, то обязательно заменить. После установки монтируют все навесное оборудование, заливают новое масло и антифриз.

Иногда проще и дешевле поставить контрактный двигатель
Источник: Freepik

Бензиновый двигатель

Бензиновые двигатели работают не под такой нагрузкой, как дизельные. При их капремонте нужно учитывать, что если не допускали масляного голодания, то точить блок и коленвал, скорее всего, не придется. В этом случае мотор не демонтируют.

1. Частичная разборка мотора

С ДВС снимают все навесное оборудование, головку блока цилиндров (ГБЦ) и картер с коленчатым валом. Затем оценивают состояние цилиндров и коленвала. Если все в норме, то блок вытаскивать не придется.

2. Ремонт деталей ДВС

Делают капитальный ремонт ГБЦ. Он включает:

  • замену изношенных клапанов и их направляющих;
  • замену всех маслосъемных колпачков;
  • притирку клапанов;
  • шлифовку плоскости основания ГБЦ.

Параллельно покупаются новые поршневые кольца, вкладыши, комплект всех прокладок, желательно — шатунные болты. 

3. Сборка мотора

Мотор собирают в обратном порядке. Если двигатель турбированный, то проверяют турбину и, по результатам, либо восстанавливают, либо меняют. Также меняют прокладки форсунок и уплотнители свечных колодцев в крышке ГБЦ.

Если есть износ поверхности цилиндров или капремонт проводят из-за того, что провернуло вкладыши коленвала, то мотор придется снимать. Тогда его ремонтируют по максимуму: с расточкой и подбором ремонтных деталей.

Для удобства ремонта двигатель достают из машины
Источник: Freepik

Можно ли сделать капитальный ремонт двигателя своими руками

Теоретически — да. Практически — лишь частично. Для этого нужны:

  • специальный инструмент (например, микрометр и динамометрический ключ);
  • опыт в сборке двигателей — одна ошибка и мотор может заклинить;
  • расточка и хонинговка. Они выполняются только на специальном фрезерном оборудовании.

Опытные автовладельцы нередко самостоятельно делают только частичный капремонт: снимают мотор, разбирают, а блок и ГБЦ отвозят в сервис для восстановления. Потом собирают, как конструктор, и устанавливают под капот.

Цены на капитальный ремонт двигателя в автосервисе

Стоимость зависит от модели авто и объема работ. Примерные цены в 2025 году в таблице.

* Дальневосточные владельцы японских авто обычно не занимаются капремонтом. Им быстрее, проще и дешевле купить и установить контрактный мотор.

Цены указаны для бензиновых двигателей. Для дизельных — на 20–30% выше.

Как продлить жизнь двигателю после капремонта

После капремонта важно соблюдать определенные рекомендации. Они помогут продлить срок службы двигателя и не «положить» его сразу после ремонта:

  • меняйте масло по регламенту: первая замена — через 1000 км;
  • обязательно проведите обкатку двигателя: первые несколько тысяч километров нельзя крутить двигатель выше 3000 оборотов;
  • следите за системой охлаждения: контролируйте уровень антифриза и температуру ДВС, чтобы предотвратить перегрев двигателя;
  • контролируйте давление и уровень масла: в первое время масло будет уходить — это нормально.

«Чтобы продлить ресурс двигателя после капремонта, в первые 2000—3000 км необходимо избегать резких нагрузок, плавно разгоняться и ограничивать обороты. Это позволяет избежать перегрузки новых деталей из-за слишком сильного давления и дает возможность им притереться.

Рекомендуется провести первую замену масла через 1000—1500 км, а затем менять его строго по регламенту. При этом следует использовать только рекомендованные для конкретного двигателя масла. 

Также после капремонта двигателя особенно важно заправлять автомобиль только качественным топливом на проверенных АЗС. Новые детали более чувствительны к примесям, которые могут засорять элементы системы. 

Необходимо следить за системой охлаждения, поддерживая в исправном состоянии радиатор и термостат, используя антифриз хорошего качества. Регулярная проверка зазоров клапанов, состояния ГРМ и своевременная замена фильтров помогут избежать неожиданных поломок. Кроме того, важно не допускать перегрева двигателя и его работы на пределе мощности», — советует Павел Пикин, директор департамента маркетинга FEBEST.

Мнение эксперта

Павел Пикин также рассказал о целесообразности капремонта моторов:

«Ремонтопригодность двигателя зависит от его конструкции. Классические моторы, как правило, поддаются восстановлению, тогда как современные, сложные агрегаты, чаще требуют замены. Это связано с технологией производства и материалами, которые делают ремонт затруднительным или нецелесообразным.

Ремонтопригодные двигатели: это чугунные блоки (Toyota 3S-FE, Mitsubishi 4G63 — их можно растачивать и устанавливать поршни ремонтных размеров), алюминиевые блоки с гильзами (Renault K4M, Honda K20 — гильзы можно менять), моторы с цепным ГРМ (BMW M54, Toyota 2GR-FE) и без сложных фазовращателей (VW 1.6 MPI, Toyota 2AZ-FE) — их простая конструкция облегчает ремонт.

Алюминиевые блоки без гильз (BMW N52, VAG 1.8 TSI), современные турбомоторы с тонкостенными блоками (Ford 1.0 Ecoboost, Mercedes M270), двигатели с интегрированными ГБЦ (Toyota 1KR-FE, Smart 0.6) и моторы с большим количеством электроники (Mazda Skyactiv, BMW B48) сложно поддаются ремонту и, как правило, требуют замены.

Современные моторы все чаще проектируются с расчетом на замену, а не на ремонт. Если двигатель исправен, но масло уходит в пределах допустимого расхода — это особенность конструкции. Однако если расход резко увеличился, стоит проверить компрессию, вентиляцию картера и состояние поршневых колец».

Главное о капитальном ремонте двигателя машины

Выделим ключевые моменты, связанные с капитальным ремонтом двигателя:

  • Капремонт нужен при сильном износе или повреждении компонентов двигателя.
  • Основные этапы: диагностика, разборка, замена или восстановление деталей, сборка.
  • Ремонт дизельных и бензиновых моторов имеет свои особенности, которые связаны с конструкцией и принципом работы.
  • Самостоятельный капремонт не рекомендуется из-за сложности процесса и необходимости специального оборудования.
  • Стоимость ремонта зависит от региона, типа ДВС, марки автомобиля и объема работ.
  • После ремонта нужно соблюдать рекомендации по обкатке для продления срока службы двигателя.