Капли или струйка воды из выхлопной трубы действительно выглядят непонятно и пугающе: казалось бы, откуда ей там взяться? Однако причина этого явления самая обычная: для ее разъяснения хватает знаний физики в объемах средней школы.
При подготовке материала нас консультировал опытный водитель и автомеханик Сергей Марков.
Откуда берется вода в выхлопной трубе автомобиля
Чаще всего вода в выхлопной трубе образуется путем конденсации. Разогретая выхлопная система после остановки автомобиля остывает не сразу и неравномерно, а в выхлопных газах всегда содержится небольшая часть водяных паров. При охлаждении вода из пара оседает на стенках выхлопной трубы и глушителя: образуется конденсат.
Небольшое количество воды в выхлопной системе образуется постоянно, в этом нет ничего страшного. В осенне-зимний сезон конденсата становится больше: во-первых, из-за влажной погоды, а во-вторых, он не успевает высыхать
Причины, почему из глушителя капает вода
Зимой и осенью вода из глушителя капает чаще и интенсивнее, но и летом система может подтекать. Вот несколько причин, по которым из выхлопной системы течет вода.
1. Образование конденсата
Самая частая и безопасная причина. Накопившийся внутри конденсат не успевает испариться, пока машина прогревается, и выхлопные газы выталкивают его наружу. Иногда вода не просто капает, а вылетает из выхлопной трубы крупными брызгами. Это нормально.
2. Вода из катализатора
Как мы с вами знаем, на решетке катализатора оседают токсичные вещества из сгоревшего топлива. Реакция проходит с образованием углекислого газа и водяных паров, которые оседают на стенках глушителя в виде конденсата и со временем вытекают через выхлопную трубу.
3. Вода из топливного бака
Это признак некачественного топлива, чреватый гидроударом цилиндров двигателя и, как следствие, серьезным ремонтом.
Последствия скопления воды в выхлопной трубе
Как ни парадоксально звучит, вытекающая из глушителя вода – это хорошо. Гораздо опаснее жидкость, остающаяся внутри выхлопной системы и приводящая к коррозии. Глушитель ржавеет, в нем появляются отверстия, не предусмотренные конструкцией, и постепенно он выходит из строя.
Зимой процессы коррозии глушителя протекает медленнее, но появляется другая опасность. При очень низких температурах замерзший конденсат способен разорвать глушитель изнутри: как мы помним из школьных уроков физики, при замерзании вода увеличивается в объеме.
Проблемы, вызываемые коррозией глушителя:
- Снижение производительности. Ржавый глушитель ограничивает выход выхлопных газов, тем самым препятствуя эффективной работе двигателя;
- Загрязнение окружающей среды: увеличивается выброс токсичных газов;
- Риск возгорания. Искры, вылетающие из отверстий глушителя, способны воспламенить сухую траву, торф и другие горючие материалы;
- Утечка вредных газов в салон. Угарный газ и другие токсичные вещества из неисправного глушителя могут попадать напрямую в салон автомобиля, отравляя водителя и пассажиров;
- Излишний шум, вредный как для водителя, так и для окружающих.
Как избавится от воды в выхлопной трубе
Полностью избавиться от воды в выхлопной системе не получится, да это и не нужно. Наша задача – помешать ей накапливаться внутри глушителя. Есть несколько способов сделать это.
- Хорошо прогревать автомобиль перед стартом, чтобы вода в выхлопной системе полностью испарилась;
- Осенью и зимой хотя бы раз в месяц погонять автомобиль на высоких оборотах не менее часа. Тогда вода в выхлопной системе полностью испарится. Кратковременные поездки в режиме старт-стоп проблему не решают, а только усугубляют: растаять конденсат успевает, а испариться – нет;
- Использовать только качественное топливо с проверенных АЗС;
- Утеплить глушитель негорючим (это важно!) изоляционным материалом;
- Правильно проложить выхлопную систему. Если глушитель вашего автомобиля ржавеет чаще, чем ему положено по регламенту, вероятно, проблема в неправильно установленной выхлопной системе, где скапливается лишняя вода;
Некоторые водители с целью борьбы с жидкостью в выхлопной системе просверливают дрелью дырку. Очень не советую это делать. Да, вода перестает скапливаться, но вокруг отверстия рефрактор моментально начинает ржаветь и выходит из строя за 2-3 года. К тому же, через дырку в подкапотное пространство (а оттуда в салон) попадает ядовитый и неприятно пахнущий выхлоп. Чтобы сократить объем воды в системе, поставьте качественный глушитель с защитой от коррозии и перфорированным сердечником.
Мнение эксперта о воде в выхлопной трубе
Итоги материала подводит автомобильный эксперт Сергей Марков:
Вода, капающая из выхлопной трубы – это естественный процесс, в котором нет ничего страшного. Даже наоборот: вытекающий прозрачный конденсат – один из признаков, что с автомобилем всё в порядке. Беспокоиться нужно начинать, когда жидкость становится непрозрачной, оставляет налет или сопровождается выхлопом серого или голубого цвета.
Принимайте меры по борьбе с жидкостью, скапливающейся в выхлопной трубе, меняйте глушитель по мере износа, и выхлопная система будет надежно служить вам долгие годы.