Желая сэкономить, многие автомобилисты обращались за помощью не к официальным дилерам, а к серым автосалонам или частным лицам, которые оформляли авто через брокеров, которые в последующем предоставляли таможенникам поддельный инвойс — так называется сопроводительный документ, который служит основанием для оплаты услуг продавца покупателем. И в нём указывалась заниженная стоимость машины. Здесь важно уточнить, что таможенный сбор, таможенная пошлина и НДС берутся именно от таможенной стоимости (основы начисления) транспортного средства.
Россияне охотно раскупали дешевые иномарки, думая, что смогли обхитрить государство, но вовсе не задумывались о последствиях содеянного. Разница между стоимостью у дилеров и таких предложений доходит до 1,5 млн рублей, что и привлекало покупателей. При этом Таможенная служба в течение трёх лет после ввоза транспортного средства имеет право проверять документы на соответствие требованиям. В случае выявления занижения таможенной стоимости автовладельцу доначисляют пошлины, НДС и пени.
Теперь же многие автовладельцы сталкиваются с тяжёлыми финансовыми последствиями. По данным журнала, в интернете есть сотни жалоб россиян, которые не ожидали дополнительных затрат. Схема поддельных инвойсов оказалась особенно популярной при ввозе китайских автомобилей.
В качестве примера можно привести случай, когда владелец нового китайского кроссовера получил от таможни счёт на 734 464 рубля за занижение стоимости. Судебное разбирательство длилось почти год, но в итоге добавило к этой сумме 639 806 рублей в виде пени, что увеличило общую задолженность до более чем 1,3 млн рублей. Вывод в подобной ситуации может быть только один — при покупке автомобиля не нужно надеяться на сиюминутную выгоду.