Российский авторынок: что происходит с продажами?

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала результаты продаж новых автомобилей в октябре 2014 года
Тимофей Исаев

Российский авторынок продолжает оставаться в тяжелой ситуации: начиная с июня этого года продажи в России постоянно снижаются, а по итогам десяти месяцев в нашей стране было продано 1 991 312 новых автомобилей — это на 12,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Впрочем, именно тогда, когда, казалось бы, шансы на быстрое восстановление почти исчерпаны, российскому авторынку бросили спасательный круг, и имя ему — утилизация.

Как свидетельствует статистика Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), продажи новых автомобилей в октябре 2014 года в России составили 211 365 автомобилей. Это — на 9,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но то, что в другое время показалось бы катастрофой, в данных условиях представляется весьма неплохой ситуацией — ведь в сентябре 2014 года автомобильный рынок просел на 20,1%, а в августе — сразу на 25,8%!

«Нельзя сказать, что продажи в октябре были выдающимися, но это шаг вперед по сравнению с очень слабым результатом предыдущих месяцев, — поясняет председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер. — Причиной относительного улучшения является комбинация эффекта программы утилизации, поддерживающей продажи автомобилей российского производства, и резкое ослабление курса рубля, что кратковременно повысило спрос на автомобили импортного производства. Стимулирующий эффект этих двух факторов является временным, но в настоящий момент несет в себе достаточный потенциал для улучшения статистики продаж в ноябре», — добавляет он.

Неудивительно, что новая программа утилизации, в которую включили и механизм trade-in, действительно пользуется популярностью у россиян. Так, с начала её действия в сентябре этого года было продано 100 тысяч новых автомобилей, а лишь за первую неделю ноября программой воспользовалось примерно 18 тысяч человек. А некоторые производители, такие, как АвтоВАЗ и Nissan, уже успели исчерпать выделенные квоты и не без поддержки властей получить новые и продлить программу.

Изменила программа утилизации и расклад сил в ТОП-10 самых продаваемых марок в России. Если по итогам сентября все без исключения производители показывали исключительно отрицательную динамику продаж, то в октябре две марки — Lada и Mitsubishi — прибавили по 1%, показав результат в 37 788 и 7 124 проданных авто, Skoda продала 7 440 автомобилей или на целых 5% больше, чем за тот же месяц годом ранее. Неплохой результат в условиях кризиса!

Но действительно похвалить стоит УАЗ. Пусть этот производитель и не вошел в десятку самых продаваемых марок в России, зато в октябре 2014 года продажи автомобилей из Ульяновска выросли аж на 75% до 6 843 автомобилей! Фантастика, которая легко объясняется... запуском обновленного UAZ Patriot (об этом автомобиле читайте в нашем материале «УАЗ: обновление или смерть»).

Интересно и то, что главные «неудачники» по продажам в октябре... практически не поменялись! Так, из входящих в ТОП-20 автобрендов больше всех в прошлом месяце пострадала марка BMW — продажи сократились на 39% по сравнению с октябрем 2013 года, до 2460 автомобилей. А ведь и сентябрь был для «баварцев» крайне неудачным — минус 46% или 2400 проданных автомобилей. Продолжилось падение продаж также у Chevrolet (-37% по сравнению с октябрем 2013 года или 9181 реализованных авто), Ford (-34%, 5288) и Opel (-29%, 4695). А марка одних из самых доступных автомобилей Daewoo вообще показала минус 69% и вылетела из 20 самых популярных в России!

Если же брать список самых любимых моделей россиян, то в октябре изменения в нем были минимальны. Первая троица в лице Lada Granta (16 807 проданных автомобилей), Hyundai Solaris (10 569) и Kia Rio (7100) осталась без изменений. Следом за ними идет набравшая популярность Lada Largus (6 561), а замыкает пятерку самых популярных автомобилей Renault Logan с результатом 6556 проданных машин.

В общем, существующее положение вещей дает хотя бы лёгкий, но повод для оптимизма: пусть не без помощи государства, но российский рынок начинает потихоньку восстанавливаться. Самое главное в данной ситуации — не обмануть себя напрасными надеждами: ведь, по мнению экспертов агентства «Автостат», дна российский рынок достигнет не сейчас, а в первом квартале 2015 года, когда программа утилизации закончится. И что будут делать автопроизводители тогда? Предоставим этот риторический вопрос им на размышление...

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РОССИИ ПО МАРКАМ

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ В РФ ПО МОДЕЛЯМ