По существу вопроса я также попросила высказаться Николая Зарубина, инструктора автошколы «Перекресток», преподавателя курсов контраварийного вождения.
Виды желтой дорожной разметки и что они означают
Главная цель желтой разметки — обозначить дорожные зоны с особым режимом движения. Она может дублировать дорожные знаки или использоваться самостоятельно. Поговорим подробнее о том, что означает каждый конкретный вид разметки.
Сплошная желтая линия
Сплошная желтая полоса у края дороги, вдоль обочины (также известная в ПДД как Разметка 1.4) обозначает зону, в которой запрещена остановка транспортного средства. Может сопровождаться соответствующим знаком.
Прерывистая желтая линия
Пунктирная линия вдоль края проезжей части (она же Разметка 1.10) обозначает зону «Стоянка запрещена». Разметка действует аналогично соответствующему дорожному знаку: водитель имеет право остановки на короткий срок (чтобы разгрузить авто, принять или высадить пассажиров), а на долгое время (больше 5 минут) транспортное средство оставить нельзя.
Зигзагообразная линия вдоль обочины
Если желтый зигзаг идет по краю дороги, он обозначает зону остановки общественного транспорта. В этой зоне, а также за 15 метров до и после нее, запрещены некоторые маневры: остановка (а тем более стоянка), езда задним ходом и разворот. В Правилах дорожного движения такая линия обозначена как Разметка 1.17−1.
Зигзагообразная линия поперек проезжей части
Если желтая зигзагообразная линия (или Разметка 1.17.2) проходит поперек проезжей части, она обозначает место остановки трамвая. В этом случае линий всегда две, они проходят параллельно друг другу и ограничивают зону, по которой пассажиры проходят на обочину, высадившись из трамвая, или идут на посадку. По своим функциям такая разметка дублирует дорожный знак «Место остановки трамвая». В этой зоне для транспортных средств действуют такие же ограничения, как и для зигзагообразной линии вдоль обочины.
Квадрат с пересекающимися по диагонали желтыми полосами
Квадрат с диагональными желтыми полосами (для друзей «вафельница», в официальных документах Разметка 1.26) ограничивает зону перекрестка, где запрещена остановка. Если водитель видит, что выезд с перекрестка впереди или в направлении поворота занят другими транспортными средствами, он обязан остановиться перед зоной разметки.
Комбинированная разметка
Иногда на дороге можно встретить комбинированную разметку, из двух цветов. Что она означает, и как на неё реагировать?
Желто-белая разметка
Такой вид разметки можно встретить на пешеходном переходе: интервалы между белыми полосами традиционной «зебры» заполняют желтой краской. По правилам и ограничениям желто-белый переход ничем не отличается от обычного: желтый цвет используется затем, чтобы зона пешеходного перехода стала более заметной для водителей. Желто-белые переходы используют в местах ограниченной видимости и там, где от водителя требуется повышенное внимание: например, в зоне школ и других детских учреждений.
Желто-черная разметка
Ученые доказали: сочетание желтого и черного цветов лучше всего различается человеческим глазом и максимально привлекает внимание. Поэтому в местах движения транспорта эта комбинация используется для сигнальной разметки: обозначения наиболее опасных мест. Сигнальная разметка, как правило, вертикальная: наносится не на проезжую часть, а на бордюры и столбики.
Желто-черная разметка бывает постоянной и временной. Постоянная сигнальная разметка наносится, например, на бордюры у контрольно-пропускных пунктов (где водитель должен замедлить движение или остановиться), или на опасные углы в крытых парковочных площадках. В эти цвета окрашивают столбики и дорожные блоки, выставляемые на месте аварийных работ на проезжей части.
Чем отличается желтая разметка от белой
В российских ПДД белая дорожная разметка считается основной: большинство указательных и ограничительных линий нанесено белым цветом. Желтая разметка выступает ей в помощь: используется на участках, где нужно привлечь внимание водителя.
Если искать различия между желтой и белой разметкой, я бы добавил, что желтой разметкой обозначаются только запреты: на остановку или стоянку, выполнение некоторых маневров, и тп.. В свою очередь, белая разметка может быть как запретительной (например, двойная сплошная линия), так и указательной: обозначения направления поворотов, и тп).
Какой цвет в приоритете
Согласно нашему законодательству, белая и желтая разметка равнозначны: ни один цвет не имеет приоритета. Поэтому на дороге желтые и белые линии никогда не противоречат друг другу: желтая разметка дополняет белую.
На дороге также можно встретить оранжевую разметку. Она всегда временная, наносится рядом с местом дорожных работ, если они требуют изменения схемы движения. Оранжевая разметка имеет абсолютный приоритет перед белой и желтой, но действует только во время проведения работ. Обычно её наносят нестойкой краской, и к окончанию ремонта она благополучно стирается.
Штрафы за нарушение разметки
Поскольку желтая дорожная разметка полностью дублирует существующие дорожные знаки, штрафы за её нарушение аналогичны штрафам за несоблюдение требований дорожных знаков:
Разметка | Дорожный знак | Сумма штрафа (руб) | ||
1.4 | Сплошная желтая линия | «Остановка запрещена» | Стандартный | 1 500 |
В Москве и Санкт-Петербурге | 3 000 | |||
1.10 | Прерывистая желтая линия | «Стоянка запрещена» | Стандартный | 1 500 |
В Москве и Санкт-Петербурге | 3 000 | |||
1.17.1 | Зигзаг вдоль обочины | «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» | Стандартный | 1 000 |
В Москве и Санкт-Петербурге | 3 000 | |||
1.17.2 | Зигзаг поперек проезжей части | «Место остановки трамвая» | Стандартный | 1 000 |
В Москве и Санкт-Петербурге | 3 000 | |||
1.26 | Квадрат с пересекающимися по диагонали желтыми полосами | «Выезд на перекресток» | 1 000 |
Мнение эксперта о желтой разметке на дороге
Что думают о желтой разметке опытные водители, эксперты по безопасному вождению? Отвечает Николай Зарубин:
Некоторые водители считают желтую дорожную разметку излишней: мол, зачем она нужна, если есть дорожные знаки, которые выполняют те же самые функции? Мое мнение такое: желтая разметка более яркая и наглядная, чем знаки. Она всегда находится в поле зрения водителя, особенно неопытного, который иногда забывает посмотреть по сторонам и увидеть дорожный знак. Так что инициатива хорошая. Статистики у меня на руках нет, но думаю, что с момента введения желтой разметки безопасность на наших дорогах возросла.