НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Советский минивэн, которым восторгалась английская пресса

4 декабря 2024 14:30
Невеселая история НАМИ-013
Источник: НАМИ

Слизали или не слизали? Вот главный вопрос, который чаще всего задают в контексте советских автомобилей. В этом плане НАМИ-013 — машина уникальная. Это был, по сути, первый оригинальный послевоенный автомобиль, который можно назвать авангардным как по конструкции, так и по стилю. Слизан? Нет, на 100%.

Машину создала группа талантливых дизайнеров и конструкторов НАМИ во главе с Юрием Долматовским. Причем НАМИ-013 стал одним из первых примеров использования вагонной компоновки для легковых автомобилей среднего класса. В начале 50-х вагонная компоновка считалась завтрашним днем всего автопрома, на которую делалась большая ставка.

Задумывалось, что это будет автомобиль заднемоторной компоновки, оснащенный автоматической коробкой передач и независимой пружинной подвеской по кругу. Для НАМИ-013 даже создавали уникальный оппозитный двигатель, но не довели его до ума, и на прототип поставили обычный «победный» двигатель.

Другой интересной особенностью стала несущая конструкция кузова, три ряда сидений. А уж дизайн!

Источник: НАМИ
Источник: НАМИ

Первый вариант, предложенный Долматовским, был отклонён — он показался слишком необычным. В то время не существовало единого представления о том, как должен выглядеть автомобиль вагонной компоновки, и любое предложение воспринималось как смелое. Слишком смелое. Чтобы найти более подходящий вариант, был проведён конкурс среди художников-конструкторов, а затем создан коллективный проект.

Сколько проблем было на испытаниях! Оказалось, что двигатель страшно перегревается — заднемоторная компоновка подкинула проблем. Пришлось разрезать радиатор на две узкие горизонтальные полоски, и расположили их спереди. Длинные трубки для охлаждающей жидкости шли к мотору вдоль всего автомобиля.

В любом случае «ноль-тринадцатый» не попал на конвейер. Минивэн размером с ЗИМ был более простым и маневренным, но высокое начальство рассматривало творчество талантливых дизайнеров НАМИ скорее как носитель агрегатов, а не перспективную машину. НАМИ-013 по-прежнему был не автомобилем, а платформой для испытания агрегатов. Поэтому по окончании испытаний уникальную машину… разрезали автогеном и сдали в металлолом!

Про НАМИ-013 написал даже английский журнал «Мотор». «Серийные русские машины очень консервативны по конструкции, но НАМИ-013 — пример весьма передового технического мышления».

Источник: НАМИ