Система подачи топлива автомобиля влияет на ряд показателей: динамику, расход, стабильность работы, запуск двигателя, экологичность. Если инжектор не работает, водитель столкнется с этими проблемами. Разберем признаки неисправности, причины и последствия и как продлить жизнь инжектору.
Что такое топливный инжектор и как он работает
Для корректной работы ДВС во всем диапазоне оборотов нужна правильная подача топлива. Инжектор нужен для точечного впрыска бензина во впускной ресивер или в цилиндр двигателя.
Распыление происходит при помощи форсунок, на которые подается сигнал от электронного блока управления двигателем (ЭБУ). Именно он задает время открытия форсунки. Промежуток открытия измеряется миллисекундами.
Перечислим этапы работы инжектора:
- Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) измеряет объем воздуха, который прошел через него, и отправляет данные в ЭБУ.
- Система рассчитывает количество топлива, которое нужно для правильной работы двигателя. Нормальным показателем считается соотношение 14,7 части воздуха на одну часть бензина.
- ЭБУ подает сигнал форсункам, чтобы те открылись.
Признаки неисправности инжектора
Проблемы в этой системе можно диагностировать по следующим признакам:
- Нестабильная работа на холостом ходу. Из-за того, что в цилиндры поступает неправильная топливно-воздушная смесь (богатая или бедная), двигатель может захлебываться или троить.
- Вибрация двигателя. Когда в один или несколько цилиндров попадает мало топлива, то оно сгорает с малым количеством энергии. В этот момент двигатель становится несбалансированным и начинает дрожать.
- Пропуски зажигания. Если форсунки грязные, то топливо впрыскивается струей, а не туманом. Из-за этого образуется нагар на свечах, и они не могут выдавать искру для поджигания бензина. Такая ситуация вызывает пропуски зажигания.
- Утечка топлива. При такой ситуации двигателю не хватает бензина для стабильной работы.
- Индикатор Check engine. На современных автомобилях все параметры контролирует ЭБУ. В случае некорректной работы или отказа любой системы машина покажет на приборной панели ошибку.
- Черный дым из выхлопной трубы. Если в цилиндры будет поступать много топлива, оно не будет сгорать полностью. Тогда при нажатии газа будет идти черный дым.
Причины, почему может не работать инжектор
Инжектор относят к надежным узлам автомобиля, но есть несколько причин, по которым он может выйти из строя. Больше всего сокращает срок службы некачественное топливо.
1. Забитые форсунки
В процессе эксплуатации автомобиля в форсунках остается много отложений: смолы и лаковые образования. Из-за этого уменьшается их пропускная способность, и двигателю не хватает топлива.
Что делать
Если форсунки загрязнены не сильно, то можно попробовать очистить их самостоятельно. Для этого в бензин добавляют специальные чистящие присадки, которые убирают все отложения.
При сильном загрязнении поможет только чистка на специальном стенде. Форсунки опускают в ванну, и под ударным воздействием ультразвуковых волн частицы отложений вымываются.
2. Окисление или коррозия контактов
Со временем все контакты окисляются. Из-за этого нарушается передача сигнала от ЭБУ к форсункам, и они открываются не так, как нужно.
Что делать
В таком случае нужно почистить все контакты. Для этого необходимо отключить аккумулятор и снять все разъемы. Лучше всего использовать специальные составы. В домашних условиях может помочь изопропиловый спирт. Для очистки нужно смочить ткань и аккуратно протереть контакты, удаляя налет и окислы. Если процедура не помогла, тогда придется менять соединения.
3. Неисправность электромагнитного клапана
Внутри каждой форсунки есть клапан, который отвечает за открытие и закрытие при подаче топлива. Его износ приведет к тому, что он останется в одном положении. Тогда форсунка либо будет постоянно лить топливо, либо не будет открываться.
Что делать
В этой ситуации поможет только замена форсунки на новую. Для того чтобы запчасти служили дольше, покупать стоит у проверенных поставщиков. Так вы сможете избежать поддельной продукции.
4. Некорректная прошивка ЭБУ
ЭБУ управляет всеми системами автомобиля. Если ПО повреждено либо установлено от другой машины, то инжектор будет работать некорректно.
Что делать
Нужно заменить ЭБУ на подходящий именно вашей модели либо скорректировать настройки ПО. Самостоятельно делать этого не стоит. Процедура требует профильных знаний и специального оборудования.
5. Износ или повреждение уплотнительных колец
Как и большинство механизмов в автомобиле, форсунки нужно обслуживать. Если уплотнительные кольца высохли или повреждены, будет подсос воздуха в цилиндры. Из-за этого инжектор подаст недостаточно топлива.
Что делать
Для исправления этой ситуации нужно купить ремкомплект для форсунок и заменить все кольца.
6. Механические повреждения
Трещины, деформация корпуса или поломка мест соединения контактов приведет к тому, что форсунка перестанет работать. Такие последствия вызывают долгая работа при высокой температуре или сильная вибрация.
Что делать
При механических повреждениях поможет только замена.
Для диагностики и устранения проблем с инжектором нужно обратиться к квалифицированному специалисту, так как работа с системой впрыска требует специальных знаний и оборудования.
Последствия неисправности инжектора
Неисправность инжектора приводит к различным последствиям. Часть из них может вызвать серьезные поломки и существенные траты.
- Повышенный расход топлива. Из-за неправильной дозировки топлива автомобиль начинает потреблять больше бензина. Это связано с тем, что двигатель пытается компенсировать потерю мощности большим количеством бензина. Кроме увеличения трат на заправку, это повышает износ топливного насоса, фильтров и форсунок.
- Потеря мощности. При неисправном инжекторе подача топлива будет нарушена и эффективность сгорания станет ниже. Это приведет к снижению мощности и увеличению времени разгона. Это опасно тем, что вам может не хватить времени для завершения маневра, из-за чего произойдет аварийно опасная ситуация.
- Повреждение катализатора. Длительная езда с неисправным инжектором может привести к разрушению катализатора из-за большого количества несгоревшего топлива. Если это произойдет, то частицы могут попасть в цилиндры ДВС. В результате потребуется капитальный ремонт.
- Загрязнение свечей зажигания. Слишком большой впрыск топлива вызовет образование нагара на свечах. Из-за этого могут появиться пропуски зажигания, которые также могут привести к дорогому ремонту двигателя.
- Нестабильная работа двигателя. Для его правильной работы нужна корректная топливо-воздушная смесь. Если ее состав будет отклоняться в большую или меньшую сторону, это приведет к вибрациям, хлопкам из выхлопной трубы или сильному шуму.
При первых признаках проблем с инжектором нужно провести диагностику с помощью специального сканера.
Профилактика неисправностей топливного инжектора
Для того чтобы инжектор не доставлял водителю проблем и долго работал, достаточно соблюдать несколько рекомендаций.
- Качественное топливо. Заправляйтесь только на проверенных сетевых заправках. Там горючее проходит контроль качества. Низкокачественный бензин содержит в себе различные примеси, воду и мусор. Все это значительно сокращает срок службы инжектора.
- Регулярное обслуживание топливной системы. Она тесно связана с инжектором. При регулярной замене фильтров грязь и ржавчина из бака не попадут в инжектор.
- Профилактическая очистка. Периодическая очистка инжектора помогает предотвратить образование отложений в форсунках. Для этого в топливный бак добавляют специальные присадки.
- Регулярная работа двигателя. Если машина долго стоит, то могут рассохнуться уплотнительные кольца, из-за этого возникнет подсос воздуха. При длительном простое может появиться коррозия на внутренних элементах, что приводит к засорению системы.
- Диагностика и обслуживание. Регулярная диагностика спасет от неожиданных поломок в системе питания. Производители рекомендуют проводить обслуживание и чистку инжектора при пробеге 120 тыс. км. Из-за низкого качества топлива лучше сократить эту дистанцию в два раза.
Отзыв эксперта
О том, как сохранить работоспособность инжектора, рассказал Валерий Скориков, владелец СТО, моторист с 35-летним стажем:
«К сожалению, в нашей стране не очень хорошо следят за качеством топлива. Из-за этого возникает много проблем. Если говорить про систему впрыска топлива, то прежде всего это засорение форсунок. Обычно чистить их нужно при пробеге 30 тыс. км, но многое зависит от условий эксплуатации. В крупном городе, когда автомобиль часто работает в пробках, лучше сократить расстояние между чистками до 20 тыс. км. Если затянуть, то, вполне вероятно, что ультразвук не спасет и придется менять.
Еще рекомендую проводить диагностику датчиков вместе с заменой масла, то есть каждые 10 тыс. км. Не стоит полагаться на индикатор на приборной панели. Пока датчик передает хоть какую-то информацию, ошибки не будет».