Audi RS3 с момента своего появления — зверь очень специфический. Компактный и в меру практичный автомобиль в кузове седан или хэтчбек, превращенный сумрачным немецким гением в космический аппарат, разгоняющийся до 100 км/ч за 3,6−3,7 сек, но при этом не пытающийся убить владельца. Причем вот этот последний фактор — «не убий» — стал в рестайлинге еще более заметным. И тут маленький парадокс: некоторым потенциальным покупателям это может не понравиться.
Но прежде чем объяснить, в чем дело, обратимся к цифрам.
При объявленной в Германии цене от 66 тысяч Евро его главные конкуренты — Mercedes-AMG A45, BMW M2 и, если желаете сэкономить, чуть более дешевый и чуть менее мощный, но близкий по духу Volkswagen Golf R.
Обновленный Audi RS3 — это лебединая песня легендарного мотора 2,5 TFSI, который выпускался без малого полвека. Сейчас это единственная массовая модель, у которой под капотом трудятся пять цилиндров. Без изменений: турбированный 2,5-литровый двигатель по-прежнему развивает 394 лошадиных сил и 500 Нм крутящего момента.
Все так же он работает в паре с семиступенчатой коробкой передач с двойным сцеплением и стандартным полным приводом Quattro. И с учетом все более жестких норм по выбросам, Audi пошла искать другие способы улучшить RS3.
Изменения тонкие, но значительные. Адаптивные амортизаторы, управляемый электроникой задний дифференциал, система распределения тормозных усилий и рулевое управление подверглись перенастройке.
Особое внимание было уделено заднему дифференциалу и распределению тормозных усилий, которые значительно влияют на баланс управляемости на каждом этапе прохождения поворота.
Для понимания: система Quattro RS3 может передавать 50 процентов мощности на заднюю ось. Дальше она по умолчанию раздается симметрично. Но управляемый электроникой задний дифференциал способен перенаправить полученный момент ПОЛНОСТЬЮ на любое из двух колес. Такая система позволяет RS3 быстро корректировать вектор движения в поворотах и при скольжении.
В сочетании с более агрессивной программой распределения тормозных усилий, вся эта электронно-механическая симфония помогает удерживать именно тот угол поворота автомобиля, который вы задаете рулем. Audi перенастроила эту программу, чтобы обеспечить большую стабильность, особенно для уверенного входа в повороты. На картинке видно, насколько велика разница с предшественником 2021 года.
И вот тут появляется повод для брюзжания у тех, кто все еще ностальгирует по временам, когда в street-legal спортивных машинах единственным помощником водителю был гидроусилитель. Даже со всеми выключенными системами и дифференциалом, настроенным на максимальное смещение назад (в фирменном обозначении «RS Torque Rear»), Audi RS3 не спустят с электронного поводка. Вмешательство систем распределения тормозных усилий и крутящего момента теперь постоянно. Оно может быть незначительным, никогда более — отсутствующим. Сказывается новый уровень требований к безопасности, которого раньше не было.
И тут надо признать: брюзжание автомобильных староверов не только бессмысленно (назад не отыграют), но и беспочвенно. Потому что…
Помните, что один из главных конкурентов Audi RS3 — это BMW M2? Так вот, год назад «эмка» проехала «Зеленый ад» Нюрбургринга за 7 минут 38,71 секунды, установив рекорд в своем классе. Это тот редкий случай, когда хвастаются тем, у кого короче — время прохождения круга. И вот в нынешнем году, еще до официальной премьеры, закамуфлированная RS3 с тем же мотором, но с вышеперечисленными изменениями в подвеске и электронике прохватила по легендарному кольцу на целых 5 секунд быстрее! От просмотра записи, как это удалось пилоту-испытателю Фрэнку Стипплеру, дух захватывает.
Но кроме того, что Audi RS3 — это очень быстрый и верткий автомобиль, это также замечательное средство передвижения. Адаптивная подвеска, которая и раньше была неплохой, обрела как будто еще больший диапазон от предельно жесткой до почти что A3-образно комфортной. Она передает достаточно информации вашей пятой точке, чтобы напомнить, что это все еще спортивный автомобиль, но легко поглощает трещины и более крупные неровности. На данный момент — это вершина оптимизации хода подвески в зависимости от режима, скорости и состояния дороги.
Стихия этой машины, конечно, не город. А хайвей, загородная трасса, извилистый серпантин — в общем, что угодно, только не толчея в пробках. В идеале — гоночный трек, на котором можно раскрыть весь потенциал автомобиля.
На ощущение комфорта также прекрасно работают тихий салон и богатый набор опций: проекционный дисплей, четкий 10,1-дюймовый экран информационно-развлекательной системы, 12,3-дюймовая приборная панель. За дополнительные деньги можно заказать карбоновые сиденья- «ковши» RS, обшитые кожей Nappa. Вы не поверите, но в Audi создали целый отряд химиков, которые нагревали все элементы салона в лаборатории, чтобы удостовериться, что все они издают правильный запах. То есть RS3 — это автомобиль, который теперь еще и пахнет новой машиной не просто так, а в строго просчитанных пропорциях!
А вот к новому рулю придется привыкать: не столько к его форме, обрезанной не только снизу, но и сверху, сколько к сенсорам на его спицах вместо кнопок. Хорошо, что сохранились механические клавиши управления климат-контролем. Есть нарекания на подстаканники: мелковаты, высокие стаканы лучше не ставить (особенно учитывая характер машины): опрокинутся. Троим седокам сзади будет тесно: сказывается и чисто геометрическая компактность машины, а также весьма выраженный тоннель трансмиссии. И пространством в багажнике пришлось пожертвовать, сократив его по сравнению с базовым A3 на 100 л., чтобы дать место умной системе полного привода. Но, учитывая, что речь идет о машине — рекордсмене «Зеленого ада», эти претензии, конечно, смехотворны. И еще раз: это последний шанс купить автомобиль с знаменитым пятицилиндровым мотором 2,5 TFSI, который почти 50 лет дарил людям настоящий драйверский кайф.