НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Вентиляция картера: какие проблемы ждут водителя

12 ноября 2024 12:50
Какие неисправности бывают у вентиляции картера и к чему они приводят

Несмотря на свою технологическую простоту и даже архаичность, двигатель современного автомобиля наделен множеством агрегатов, которые прямо влияют на его работу и ресурс. Одним из таких является и вентиляция картера, корректность работы которой может значительно продлить срок службы мотора, а неисправность — оперативно привести в цех моториста. Подробности — в проекте Авто Mail.

Источник: Freepik

Средний возраст автомобиля в России растет уже который год к ряду, перешагнув не так давно отметку в 15 лет. За три пятилетки эпоха «залил свежее масло и забыл» заканчивается, а двигатель начинает требовать к себе внимания. Совсем не обязательно речь идет о переборке, но вложения уже серьезные: переборку «попросит» и стартер, и генератор, и кое-какая подкапотная электрика. К этому моменту уже предстоит заменить и катушки, а высоковольтные провода, а также различные сальники и патрубки, прокладки и, вероятнее всего, радиатор. Проинспектировать дроссель. Подробные инструкции по конкретной марке и модели проще всего найти на профильном форуме, где уже не один десяток автовладельцев этот путь прошли, но, увы, даже там многие забывают о крайне важном, но весьма непопулярном узле, от которого крепко зависит алгоритм работы двигателя — о системе вентиляции картера.

Что такое картерные газы и зачем нужна система их вентиляции?

Какой бы ювелирной не была работа по обустройству цилиндро-поршневой группы, герметичной она не бывает и быть не может. Всегда есть тепловой зазор — в силу алгоритма работы колец на поршнях — поэтому газы из камер сгорания в конечном итоге попадают не только в выхлопную систему, но и в недра двигателя, откуда устремляются прямиком в картер — тазик, где хранится масло. Там они смешиваются с масляными парами, образуя те самые картерные газы. С образованием разобрались — переходим к последствиям.

Источник: legion-media.ru / Авто Mail

А оно — сплошь негативное. Автовладельцу сразу стоит для себя осознать, что картерные газы — явление весьма неприятное, ни к чему хорошему не приводящее. Во-первых, картерные газы имеют самое прямое отношение к сокращению срока полезного действия моторного масла. Чем больше их накапливается в картере — тем быстрее масло теряет свои свойство, окисляется и нуждается в замене. Второй важный момент — давление, которое картерные газы создают в системе. Накапливаясь, они начинают выдавливать резиновые уплотнения, сальники и способны даже выдавить масляный щуп. Чтобы повышенное давление не образовывалось, инженеры придумали PCV — систему вентиляции картерных газов.

Как устроена система вентиляции картерных газов?

Источник: Авто Mail / Volkswagen

Отечественный водитель со стажем отмахнется от проблемы, как от назойливой мухи: в годы развитого социализма экологию еще не придумали и на автомобильный двигатель не натянули, так что картерные газы, ничтоже сумняшеся, выбрасывались непосредственно на улицу по самому короткому пути. Советский автомобилист таких бед просто не знал. Однако все современные автомобили уже оснащены системой вентиляции картерных газов с закрытым контуром: помимо экологического вопроса, она также решает проблему попадания в недра мотора грязи и пыли, чем старая открытая система славилась. Устроена она предельно просто: ключевой элемент — клапан PCV — представляет собой механический узел, шарик с пружинкой, который открывается в момент разряжение воздуха во впускном коллекторе и запускает накопленные картерные газы обратно в камеры сгорания, где они и догорают. Двигатель просто их высасывает сам из себя, тем самым полностью нивелирую проблему. Как только давление уравнивается, клапан закрывается — и так до бесконечности. Ну, почти до бесконечности, ведь иногда система ломается.

Симптомы неисправности системы вентиляции картерных газов

Синий дым при запуске двигателя, нагар на свечах, внезапный и необъяснимый расход масла, нагар в камере сгорания — это совсем не обязательно иссохшиеся маслосъемные колпачки. Это запросто могут быть признаки неисправности системы вентиляции картерных газов. Кстати, следы масла на воздушном фильтре — из той же «оперы». Однажды автовладелец может внезапно заметить, что подлив моторного масла начинает происходить буквально каждый день. Многовато, даже для самых маслопотребляющих двигателей! Открыв капот, невооруженным глазом будут видны многочисленные подтеки масла: из-под сальников, из-под крышки, из всех прокладок и резиновых уплотнений. Кульминацией, конечно, будет масляный щуп, который фонтаном масло «выплюнет» прямо на ходу, параллельно заливая все подкапотное пространство бурой жижей.

Источник: legion-media.ru

Проигнорировав разгорающуюся истерику о необходимости срочно менять мотор, а лучше — весь автомобиль целиком, невзирая на ставку рефинансирования, прейскуранты дилерских центров и ассортимент предложенных транспортных средств, следует выдохнуть и найти причину всех невзгод. С высокой долей вероятности, это будет тот самый клапан PCV: от грязи и времени он просто залип в закрытом положении. Рассохшаяся и праздно болтающаяся трубка, по которой газы и должны попадать «на переработку», лишь подтвердит верность идеи.

Клапан PCV проверить очень просто: если дуть в него с одной стороны — воздух должен проходить, а если с другой — то не должен. Можно прямо ртом — легких для диагностики хватит. Если в это уравнение закрались «переменные» — воздух продувается с двух сторон или наоборот, не продувается ни с одной, то проблема локализована — клапан свое отходил, требуется замена. И тут снова нужно зайти на форумы и внимательно почитать статьи об опыте коллег по несчастью: клапан PCV обычно стоит недешево, но визуально и технически, как правило, ничем не отличается от обычного сапуна, который стоит в разы дешевле. Владельцы Mitsubishi прямо сейчас радостно закивали: они-то давно знают, что к их мотором подходят сапуны от Toyota.

Как починить систему вентиляции картерных газов

Ответ прост: замена клапана PCV, замена всех поврежденных элементов, после чего — «дать гари», «газ в палас», «раскрутить до отсечки», чтобы все «накопления» вылетели естественным путем. Если не поможет — химическая чистка двигателя, в рамках которой прямо в маслозаливную горловину заливаются соответствующие составы, мотор работает на холостых оборотах, после чего масло сливается.

Клапан PCV
Источник: Ozon

Вовремя замеченные «недомогания» системы вентиляции картерных газов уберегут не только от седых волос, но и от лишних трат, вынужденного использования общественного транспорта и семейного дискомфорта. Главное — заметить вовремя, быстро выяснить причину, самому — там не боги горшки обжигают — поменять, даже инструменты зачастую не требуются, руками, чтобы и дальше наслаждаться корректной работой двигателя и долгими годами эксплуатации автомобиля. Оно того точно стоит.