Его предшественников нам представлять не надо: Duster первых двух поколений до сих пор верой и правдой служит своим хозяевам. Выносливый, неприхотливый, проходимый даже более, чем можно было ожидать. Особенно если резина удачно подобрана. Автору этих строк доводилось пробираться на «Дастере» и через пески, и в распутицу, и по разбитым дорогам. Да, он не жаловал владельца хорошей шумоизоляцией, дорогими материалами, мощными моторами и мультимедиа-экраном размером с разделочную доску, но это от него и не требовалось. Он, как хорошие джинсы: никаких рюшечек, но в какую грязь ни залезь, постирал — и полный порядок. А если уж кому важен экстерьер посолиднее, можно было приобрести клон с логотипом Nissan.
Когда были представлены первые изображения нынешнего, третьего поколения Duster, могло показаться, что от прежней машины останется одно воспоминание: слишком уж стильно-цифровой. Ладно, кого мы обманываем: на российском рынке, действительно, о нем остается только вспоминать. Но по причинам, предельно далеким от маркетинговых. Будем надеяться, что это не навсегда, и попробуем Duster «на зубок»: что изменилось и в какую сторону. Тем более что на европейском рынке это до сих пор самый доступный полноприводный кроссовер.
Традиционно Duster принято делить не по комплектациям, а по моторам: они кардинально влияют на то, какой это автомобиль. Базовый — литровый малыш мощностью в 99 л.с., агрегатированный шестиступенчатой механикой EDC. Мотор уже известный, и его главная заслуга в том, что это простой и дешевый в производстве мотор, который позволяет удерживать низкую стартовую цену. Затем идет мягкий гибрид объемом 1,2 литра мощностью 128 л.с. Наконец, самая интересная и по совместительству мощная установка — полноценный гибрид 1,6 с отдачей в 138 л.с., с которым автомобиль выскакивает в разгоне за 10 секунд: 9,9 сек. по официальным данным. И то только в переднеприводном исполнении: версия 4×4 тяжелее и потому медленнее. С этим мотором доступна только четырехступенчатая АКПП. А на мониторе вы можете видеть, какой жизнью живет силовая установка: отдает мощность на батарею, на колеса или заряжается в режиме рекуперации.
Машина доступна в переднеприводном исполнении и с четырьмя ведущими колесами. Во втором случае за проходимость придется расплачиваться немного более тесным багажником, под полом которого требуется больше места для узлов трансмиссии.
Базовая комплектация Essential, по сути, предлагает мотор, кузов и стальные штампованные колеса 16-го диаметра. Expression уже разжилась всем, что нужно в базе современному автомобилю, включая легкосплавные диски 17 дюймов, камеру заднего вида, 10-дюймовый экран мультимедиа. Большой сенсорный экран поставляется с навигацией, подключенной к интернету, спутниковым радио, экранами для отключения различных систем безопасности и совместимостью с Apple CarPlay и Android Auto. А топовых комплектации две — в зависимости от того, как вы планируете использовать автомобиль. Expression больше про бездорожье и приключения, однако речь не о шноркеле или лебедке, а об эстетике: большие колеса и элементы кузова, подчеркивающие внедорожный облик. Насколько низковатый профиль на 18-дюймовых колесах сочетается с грязевыми ваннами — вопрос открытый. Зато есть Journey — это параллельная спецификация, ориентированная на комфорт, а не на преодоление рек.
Философия машины не поменялась. Это по-прежнему неприхотливый транспорт, который доставит вас к месту назначения, даже если по пути попадется небольшой брод. У него высокий дорожный просвет в 22 см, угол въезда 31 градус, угол съезда 36 градусов.
Да, он не отделан кожей единорога, зато любые последствия пребывания детей в салоне оттираются тряпочкой. А пластик настолько жесткий и прочный, что для того, чтобы нанести ему какие-то серьезные повреждения, надо очень постараться. При этом это его качество умудрились обыграть дизайном: прямые линии и четкие грани будто подчеркивают некую грубость характера. Такой вот heavy duty на европейский манер. Наконец, если по пути кроссовер обо что-нибудь поранился, чтобы подлечить его, не придется продавать почку. Словом, дешевый аппарат сугубо практического назначения.
Кстати, о практичности. В машине нашлось место такому остроумному решению, как система U-clip. Это такой универсальный крепеж, размещенный в нескольких местах по салону и в багажнике. А именно, там, где они могут пригодиться, чтобы разместить дополнительный подстаканник или фонарик. Меняется одно на другое буквально одним движением.
Несмотря на полностью новый, более граненый кузов, Duster в профиль остается узнаваем. При этом его кузов приятно напоминает концепт-кар. Особенно хорошо обыграна световая подпись головной оптики: горизонтальный пунктир и элементы, обыгрывающие логотип компании (двойное «D», больше похожее на «Х») настолько перетягивают на себя внимание, что даже не сразу замечаешь, где у машины фары. При этом машина не выглядит «безглазой». И это хорошая новость. Автомобиль либо будет достойно стареть, не теряя актуальность долгое время, как Isuzu VeHi Cross или BMW i8, которые по сей день выглядят очень достойно. Либо со временем он станет забавным образчиком ретрофутуризма, что в целом тоже хорошо. Dacia стремится быть максимально экологичной; 20 процентов пластика в новом Duster изготовлено из переработанных материалов, включая некоторые элементы внешней отделки (вы даже можете заметить выштампованный знак на пластиковом обвесе машины).
Считается, что владельцу такой машины чужды любые драйверские амбиции. Пусть так, но это не значит, что машина должна вести себя на дороге так, как будто ее подвеска сделана из водяного матраса. И вот тут неожиданный сюрприз: автомобиль ведет себя предельно адекватно как на пересеченной местности, так и на дороге, даже на высоких скоростях. Конечно, и скорости эти «не те», и крены дают о себе знать, но ощущается новое поколение лучше и комфортнее предыдущего. На нем уже не страшно зайти в поворот чуть быстрее, чем черепашьим шагом. Но главный психологический сдерживающий фактор остался неизменным. Это шумы. Они отовсюду: мотор как будто стоит в салоне и работает особенно шумно, когда подзаряжает батарею. Его перебивает шум колес об асфальт, а если в соседней машине кто-то разговаривает с опущенным стеклом, то, чтобы его услышать, можно свое окно и не открывать. Здесь экономия заметна в полный рост. Справедливости ради, понятно, почему пожертвовали именно ей: редкий водитель будет «низко летать» на Duster.
Предыдущие поколения прекрасно справлялись со своей базовой задачей — быть минималистичным автомобилем за минимальные деньги, но с полным приводом. Удешевление цифровых компонентов и ужесточившиеся требования к безопасности автомобилей в Европе позволили добавить кроссоверу опций, о которых раньше машина и не могла мечтать. Например, беспроводную зарядку или полностью цифровой экран приборной панели. Но при этом Duster удалось удержать планку идеального сочетания цена-качество в самом конкурентном низком ценовом сегменте. При этом получив стильный, приятный глазу и серьезный экстерьер. В общем, он остался верен себе, став только лучше. И поэтому отсутствие этой машины на российском рынке особенно досадно.