На железнодорожных переездах появится больше автоматических камер для вынесения штрафов — Минтранс намерен расширить список оснований для их установки. Комплексами фото- и видеофиксации будут оснащать переезды, где за год произошла хотя бы одна авария, а также нерегулируемые пересечения с железной дорогой — без дежурных и шлагбаумов. Установка и обслуживание оборудования ляжет на плечи железнодорожников. Общие их затраты в течение шести лет превысят 3 млрд руб., подсчитали в Минтрансе.
На портале regulation.gov.ru опубликован проект постановления правительства с правилами монтажа и использования автоматических камер на железнодорожных переездах. Подготовленный Минтрансом документ заменит четырехлетней давности постановление № 1504 на ту же тему. Ведомство намерено расширить список оснований для установки комплексов фиксации нарушений.
Сегодня камеру ставят, если на переезде в течение трех лет произошло более двух ДТП, в которых погибли люди или были ранены более пяти человек. Минтранс же предлагает размещать комплексы «в приоритетном порядке» на переездах, где в течение года произошло хотя бы одно ДТП с поездом, либо на переездах, которые не обслуживаются дежурным и никак не регулируются (например, заграждениями или шлагбаумами). Камеры будут передавать фото- и видеоматериалы в ГИБДД для формирования так называемых «писем счастья». Максимальный штраф за нарушения на переездах, напомним, составляет 5 тыс. руб.
По данным ГИБДД, за девять месяцев 2024 года в России произошло 127 аварий на железнодорожных переездах, и это на 8,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В них погибли 52 человека, ранены — 154. Самые резонансные в этом году ДТП на переездах произошли 1 апреля (столкновение поезда с автобусом в Ярославской области, погибли 7 человек), 9 июля (столкновение поезда с легковой машиной в Запорожской области, погибли 5 человек) и 29 июля (в Волгоградской области в результате столкновения с грузовиком сошли с рельсов девять пассажирских вагонов, пострадало более 140 человек).
Минтранс не сообщает, сколько камер уже установлено на переездах. По данным МВД, сейчас в России действуют 14,6 тыс. железнодорожных переездов, из них 7,9 тыс.— регулируемые, со световой сигнализацией, шлагбаумами и т. д. Дополнительные камеры Минтранс предлагает размещать за счет владельцев путевой инфраструктуры — это ОАО РЖД, ФГУП «Крымская железная дорога», АО «Акционерная компания “Железные дороги Якутии”» и другие профильные организации. «Затраты субъектов регулирования на соблюдение обязательных требований за шесть лет… составят более 3 млрд руб.», — сказано в материалах к проекту. Для РЖД это небольшая сумма, сообщил «Ъ» научный руководитель Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. Но железнодорожники, по его словам, обычно выступают против возложения на них «непрофильных» затрат. В РЖД ситуацию не комментируют.
«На практике такой подход будет способствовать более упорядоченной и эффективной эксплуатации комплексов», — считают в организации. ОКО также поддерживает идею Минтранса ставить камеру на переезде сразу после первой аварии.
Эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман обращает внимание на другую норму постановления — о том, что владелец автодороги должен ставить знак предупреждения о камере за 150−300 м до зоны контроля. Господин Шухман напоминает: согласно ПДД, в населенных пунктах такое предупреждение можно ставить только на въезде, а некоторые железнодорожные переезды расположены внутри населенных пунктов. В результате может возникнуть конфликт норм разных постановлений, предполагает господин Шухман. Обсуждение документа продлится до 29 ноября.
Дискуссии об ужесточении контроля на железнодорожных переездах ведутся весь год. В феврале ОАО РЖД направило правительству предложение ввести уголовную ответственность для водителей, по вине которых произошло столкновение с поездом. О дальнейшей судьбе проекта не сообщалось. В конце лета свои идеи по снижению аварийности представила Генпрокуратура (см. «Ъ» от 9 сентября).
Ведомство предложило ОАО РЖД оснастить места пересечения путей «устройствами, препятствующими несанкционированному проезду». Также Генпрокуратура считает необходимым включить в практическую часть водительского экзамена обязательные маршруты с переездами для проверки навыков их пересечения. Еще ведомство призывало «скорректировать» порядок оборудования переездов автоматическими камерами, что и намерен теперь сделать Минтранс.
Иван Буранов