«Это безумие». Не то, чтобы боссы BMW не знали, что происходит: они сами приняли решение запустить дорогую и выходящую за рамки привычного рекламную кампанию. Но идея была какая? Позвать именитых и модных экшн-режиссеров вроде Гая Ричи, Тони Скотта и Вонга Карвая, и снять со звездами первой величины серию ярких короткометражек с Клайвом Оуэном и BMW в главной роли.
Но проект «The Hire» вышел из-под контроля. А виной всему едва-едва прославившийся фильмом «Сука-Любовь» режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту (это потом он снимет «Бердмэна», «Вавилон» «Выжившего»). Вместо бодрого боевичка мексиканец снял душераздирающую драму «Пороховая бочка» по мотивам резни в Агуас Бланкас. А ведь именно эта короткометражка должна была стать визитной карточкой не просто новой модели BMW, а радикально новой. Другой тип кузова, другая философия, другой имидж. Компания и так шла на определенный риск, фактически конструируя себе новую продуктовую нишу, а тут вместо разудалого промо — кровавое высказывание о бесчеловечности и цене правды. Впрочем, спустя четверть века оказалось, что этот фильм — единственное, что наполняло ту рекламную кампанию смыслом. А новый BMW X5 стал бестселлером.
1999 год. Автопроизводители уже вовсю заигрывают с «как бы внедорожными» автомобилями, но до нынешнего кроссоверного безумия еще далеко. На американском рынке доминируют переделанные из пикапов супердредноуты вроде Chevrolet Suburban, а в Европе только-только начинают толкаться с седанами в представительском классе Land Rover Range Rover и Mercedes-Benz ML. И тут BMW, поставивший на поток производство элегантных седанов и спортивных купе, выставил на этот ринг своего поединщика X5.
BMW X5 (E53) — одна из тех моделей, которая вначале меняет компанию-производителя, а потом — весь рынок. Пока еще не устоялось слово «кроссовер», новый для марки тип кузова обозвали Sport Activity Coupe и представили на автосалоне в Детройте в начале 1999 года. И это был не просто еще один внедорожник. Это было заявление. Декларация, что роскошь и производительность могут сосуществовать в высоком и прочном автомобиле. Это был риск, отход от всего, с чем ассоциировался BMW. И этот риск окупился с лихвой.
Однако нельзя сказать, что в появлении BMW X5 не было логики. Еще 1994 году концерн BMW купил Land Rover у компании British Aerospace за более чем 800 миллионов фунтов. И хотя группа Land Rover показала рост продаж на треть в течение года после сделки, компанию продолжали раздирать внутренние проблемы. По немецким стандартам, у англичан на заводе вообще творилось черт знает что: липовые отчеты о продажах, плохая эффективность производства и ставшее уже легендарным «качество». И все это уже начинало бросать тень на престиж собственно марки BMW. Но при всем этом у британцев был один козырь, которого не было у баварцев: колоссальный опыт в производстве внедорожников. Потребовалось несколько лет, чтобы компания смогла переработать этот интеллектуальный капитал в конкретную модель. Ею стал BMW X5.
До E53 термин «люксовый внедорожник» был химерой. Это должен был быть автомобиль с несущим кузовом, полным приводом, независимой подвеской и мощными двигателями. И X5 сочетал комфорт и удобства седана BMW с практичностью и повышенной проходимостью внедорожника. Некоторые решения новинка разделила с Land Rover L322, вышедшим на год позже, в 2001 году. В частности, систему помощи при спуске и систему управления двигателем на бездорожье. В процессе работы в BMW опирались на знания и опыт сотрудников Rover Group. И при этом у нового автомобиля было одно качество, которое до этого практически не встречалось в серийных машинах для бездорожья.
В отличие от основных конкурентов, автомобиль был построен не на раме, а с несущим кузовом. Забавно, что какое-то время этот параметр стал чуть ли не основополагающей характеристикой, отличающей «кроссовер» от «внедорожника». Есть рама — «тру проходимец», нет рамы — «паркетник». Однако, именно такой подход к конструкции дал BMW X5 то, что у конкурентов и не водилось. Несмотря на высоту и большой дорожный просвет, E53 блестяще управлялся. Отзывчивое рулевое управление, мощные двигатели и острая подвеска превзошли ожидания. BMW X5 доказал, что можно владеть просторным семейным автомобилем, на котором при желании можно уверенно и «с огоньком» проходить повороты.
E53 X5 был технологическим чудом. У него были уже упоминавшаяся система контроля спуска с горы, адаптивный круиз-контроль, навигационная система — все эти опции были передовыми в то время. Интерьер был простым, функциональным, но при этом породистым и совершенно в общем стиле бренда. В отличие от нынешней цифровой эпохи с трендом на автогаджеты, E53 создавали во времена, когда автопроизводители выделяли свои люксовые автомобили качеством материалов и сборки. И BMW X5 первого поколения запомнился именно таким.
В 2000 году в США было продано более 25 тысяч единиц BMW X5. Несмотря на это, машину поначалу не приняли. Не сказать, что прямо мешали с грязью, скорее, высказывали недоумение: что это такое? Для кого этот автомобиль? Кому вообще может потребоваться роскошь вдали от дорог — участникам элитного сафари? Да и на фоне других моделей BMW машина смотрелась громоздко. Это сейчас мы понимаем, насколько филигранную работу проделали дизайнеры, чтобы сделать такой тип кузова меньше всего похожим на кирпич и при этом чтобы он не производил впечатление универсала, вставшего на цыпочки.
Кроме того, первые же тесты принесли досадную весть: внедорожные качества новой машины оказались так себе. Базовый двигатель 4.4 никаких откровений не делал, а последовавший за ним трехлитровый агрегат (переделанный из двигателя 2.8) так и вообще был слабоват, а ожидаемой экономии топлива давать не хотел. Едва ли не единственная страна, где новый BMW был безоговорочно принят «на ура» — это не страна, впрочем, а континент.
В Австралии BMW X5 присвоили звание «Лучший люксовый внедорожник года». В России… сейчас это покажется чем-то нереальным, но его тоже поначалу не оценили. До «Бумера-2» Петра Буслова, поставившего и на этой модели сомнительное с точки зрения маркетинга элитно-криминальное клеймо, оставалось еще пять лет.
В общем, прием был прохладный. И тогда кому-то пришла в голову светлая мысль — обратить недостаток модели в ее преимущество. Хорошо, это машина не для того, чтобы забираться туда, куда Макар телят не гонял. Зато это будет самый добротный автомобиль на все случаи жизни.
Ага, кивнули инженеры, и в 2002 году выпустили версию BMW X5 c новейшим бензиновым V8 объемом 4,6 литра мощностью в 347 л.с. Теперь у них были хотя бы формальные основания заявить, что эта машина лучшая, а именно — самый быстрый серийный внедорожник в мире. А у вас есть возможность полюбоваться на него (со звуком!) в несмонтированном исходном видео, снятом для рекламного ролика BMW.
Серийный, так как еще в 2000 году в Женеве был представлен 700-сильный монстр BMW X5 Le Mans с мотором V12, построенный в единственном экземпляре. Но это был демо-кар не на продажу, а чтобы показать всем, что такой тип кузова способен на многое прежде всего на асфальте. За рулем — двукратный победитель гонки «24 часа Ле-Мана» Ханс-Йоахим Штук.
К 2002 году и публика попривыкла, и сам по себе рынок дорогих внедорожников стал устаканиваться (не без поддержки того же Range Rover). И… жизнь стала налаживаться.
E53 обернулся колоссальным коммерческим успехом для BMW. Было продано более 600 000 единиц по всему миру, автомобиль завоевал немало наград и признаний. E53 X5 был не просто автомобилем — это было культурное явление. Он изменил наше представление о внедорожниках, о роскоши и о самом BMW.
В 2003 году модель прошла первый рестайлинг. Технических обновлений было не так много: новая развлекательная система получила цветной дисплей, заработала полноценная GPS-навигация по миру, которой было уже удобно пользоваться. А вот что было куда важнее обновленная линейка двигателей. Дизельный мотор, самый востребованный в Европе, прибавил в мощности с 184 до 218 л.с. А в топовом исполнении машину взбодрили, оснастив новым двигателем V8 объемом 4,8 л, увеличив мощность до 360 л.с. Наконец, BMW X5 получил 6-ступенчатую АКПП вместо старой «пятиступки».
Второе поколение под индексом E70 появилось в 2007. И это уже была совершенно новая машина. Если изначально BMW X5 строился на базе пятой серии E39, то его преемник уже заимел собственную платформу.
Автомобиль увеличился в габаритах и получил семиместное исполнение. Облик машины тоже поменялся: это было детище Криса Бэнгла в том стиле, который окрестили «языками пламени». Меньше динамики, больше мускулистости и брутальности. И, в отличие от самой скандальной работы дизайнера, BMW E65, труп которого не пинал только ленивый, X5 второго поколения оказался весьма харизматичным. Линейка двигателей, хоть и слегка поменялась, никаких новых позиций не содержала: машину можно было выбрать с дизельным или бензиновым мотором в диапазоне от 235 до 255 л.с.
2010 год. Фейслифт BMW X5 второго поколения был настолько осторожным, что десять отличий найдут разве что самые преданные фанаты марки, ну и еще те, кто сменил свой трехлетний X5 на такой же, только рестайл. Изменилось обозначение (в названии модификации стали указывать xDrive). К тому же, именно тогда в салон X5 стали устанавливать новую систему iDrive.
А вот основной карнавал творился под капотом. С одной стороны, производителя буквально душила необходимость утрамбовать расход топлива в нормы Euro 5. С другой — хотелось снова заявить о себе погромче, да чтобы разница в мощности мотора и ощущалась, и выглядела весомой. Так в линейке двигателей появился бензиновый агрегат мощностью свыше 400 л.с.
Именно это поколение показало самые лучшие продажи с момента запуска модели в серию. Рестайл E70 продержался в производстве 4 года. Но главные достижения еще были впереди.
В 2014 году BMW X5 предстал перед зрителями в новом виде. Кузов с индексом F15 стал чуть более элегантным, чуть менее агрессивным внешне. Это был автомобиль, начиненный технологиями под самую завязку. Адаптивные ксеноновые фары уже стали просто базовым оборудованием, вершиной инженерной мысли в светотехнике стали новая светодиодная технология. Информационно-развлекательная система могла похвастаться 10-дюймовым экраном, управляемым сенсорной консолью или тачпадом, на котором, приноровившись, можно было вводить символы как бы в рукописном режиме. Технология довольно быстро изжила себя, но на тот момент это была опция буквально космической крутизны.
Впервые в третьем поколении инженерам позволили отойти от изначальной идеологии модели. В линейке появилась заднеприводная версия с двухлитровым мотором. На удивление, продажи такой «урезанной» версии оправдали себя. Забавный факт: многие владельцы даже не подозревали, что привод именно задний, благодаря глубоко интегрированной системе стабилизации. Но царем горы стал, конечно, мотор модификации xDrive50i AWD с отдачей в 450 л.с. И на его фоне весьма скромно заявила о себе первая гибридная 315-сильная версия X5 40e. Хотя, задним числом, можно понять, что именно она открыла этот электрифицированный ящик Пандоры.
С каждым последующим поколением BMW совершенствовал рецепт X5, обеспечивая требуемые управляемость и динамику, несмотря на то, что сам автомобиль становился все крупнее и тяжелее. И, конечно, технологическим (а не хронологическим) венцом творения стал BMW X5 M. На момент следующей смены поколений в мире было продано более 2,2 миллионов автомобилей BMW X5.
В 2018 году пришел и на пять лет остался с нами BMW X5 четвертого поколения (G05). Еще сильнее подорожавший, он задрал планку так высоко, что дотянуться до нее могли только избранные производители. И при этом в сегменте премиальных внедорожников было по-настоящему тесно. Надеяться только на лояльных марке клиентов было нельзя. Снизу подпирали невесть как взявшиеся ребята с Востока, а со всех боков поджимали соотечественники. Кроме того, довольно серьезным фактором стало то, что этот, изрядно подорожавший класс, неожиданно догнал премиальные машины начального уровня. И вот тут стало по-настоящему горячо. И если в начале века риском было предлагать что-то новое, то сейчас главная опасность — не перестараться с консерватизмом. И BMW X5 появился в новом виде: агрессивном и спортивном.
Можно, конечно, сколько угодно спорить о том, насколько уместны спортивные нотки в автомобиле, который по габаритам превосходит иные микроавтобусы. Но, несмотря на серьезные перемены в облике, машину клиенты приняли весьма благосклонно. Кроме того, BMW X5 снова представал ни много, ни мало, сгустком передовых технологий. Лазерные фары, десятки взаимодействующих друг с другом электронных систем помощи в управлении и безопасности, анализирующие сотни параметров по сотне раз в секунду, новейшая информационно-развлекательная система с экранами для передних и задних пассажиров, аудиосистемы hi-end класса и прочая, прочая, прочая.
В 2022 году случилось невероятное: BMW X5 стал самым продаваемым автомобилем немецкой марки в Северной Америке. Опередить баварца в сегменте дорогих автомобилей удалось только Lexus RX. То есть, расчет снова полностью оправдался.
400-сильные дизели (в том числе и в заднеприводном исполнении) и 530-сильный гибридный M50i стали настоящими суперхищниками мегаполисов. Не то, чтобы в них был какой-то практический смысл, скорее, они воздействовали на единственную эмоцию — чувство превосходства. И с новым обликом M-версии этот трюк удавалось провернуть играючи.
И вот наступил 2023 год. На таком старте уже можно было немного и сбавить накал. Небольшой рестайлинг, радиаторная решетка с подсветкой, измененные фары и ходовые огни. Даже представленный заранее iDrive 9 поколения обновленной версии не достался.
Зато традиционно обновились моторы: от трехлитрового с отдачей в 375 л.с. до V8 мощностью в 523 л.с.
25-летие модели BMW решило отпраздновать специальной версией X5 Silver Anniversary Edition. Она отсылает к изначальной концепции автомобиля и эксплуатирует тему внедорожного приключения. Это лимитированная версия xDrive40i выпускается для США в количестве 1000 (или около того) штук.
Вот это «около того» немного настораживает. Неужели сам производитель не уверен в том, что распродаст спецверсию в таком скромном тираже? Тем более, что вложений она почти не потребовала: это просто набор опций, сформированных в один пакет, в обычное время доступных за доплату. Вот, собственно, и весь юбилей. Сравните с той рекламной феерией, которая была на старте. Может, дело в том, что в США у BMW X5 что-то поломалось, и за прошлый год после рекордного 2022-го у них продажи просели на почти что 12% до 72 500 экземпляров?
А что дальше? BMW уже готовит очередное, пятое по счету поколение под индексом G65. До запуска внедорожника в серию еще как минимум пара лет, а BMW пока не раскрывает всех деталей. Но некоторая информация для размышления уже есть.
Следующее поколение BMW X5 примет стилистические решения, вдохновленные концептом Neue Klasse X, который дебютировал в этом году. Он сохранит традиционные пропорции классического внедорожника. Но, по всей видимости, обрастет современными элементами, свойственными сейчас электромобилям: выдвижные дверные ручки, отсутствие раструбов выхлопных труб во всех моделях, кроме М, а также их имитаций.
Следуя общему тренду, количество мелких деталей на кузове будет сведено к минимуму, доминировать будут четкие линии, граненые формы, чистые борта без россыпи пластиковых акцентов.
Скорее всего, никаких аналоговых приборов в салоне мы больше не увидим. Экран с великой долей вероятности будет выполнен единым, перетекающим из приборной панели в мультимедийный тачскрин. Который, кстати, может раскинуться на всю ширину машины — до пространства перед пассажиром.
Интрига — в количестве физических кнопок и тумблеров. Поддастся ли BMW тренду на минимализм или сохранит некий баланс между использованием экрана и реальных переключателей? Кто знает. С одной стороны, «пылесосить» кнопки в салоне стараются все производители, с другой — для премиального сегмента характерна консервативность, которая становится отличительным отличием дорогих и благородных машин.
Также BMW X5 получит функции, которые мы уже видели в старшей модели — X7. Например, автоматические двери. С высокой степенью вероятности будет реализован и проекционный дисплей Panoramic Vision.
Наконец, вероятнее всего, изменятся обозначения конкретных комплектаций. Еще в начале этого года BMW объявила, что уберет букву «i» из названий своих бензиновых моделей. Изначально компания использовала ее, чтобы отличать автомобили с впрыском топлива от карбюраторных, теперь же она обозначает только электромобили. Итак, будущие электрические модели будут называться iX5. В чем нет сомнений, так это в том, что BMW сохранит название X5.