Мы помним эту великую битву: STI против Evolution. В те былинные времена, когда автомобили мерялись не размерами экранов, а ездовыми характеристиками, «Митцу» и «Суба» бились друг с другом насмерть, как Пересвет с Челубеем. И оба пали в поединке. Но хочется потомкам быть похожими на своих великих пращуров.
Еще в 2021 году, когда была представлена новая Subaru WRX, клиентам дали понять: STI не будет. Но со временем что-то все-таки закололо в области сердца, и автопроизводитель выкатил специальную версию tS. И это скорее плохо, чем хорошо.
Это общая болячка современного автопрома: чехарда обозначений, которые непонятно что обозначают, в которых легко запутаться. В современной номенклатуре спортивных моделей Subaru вместо STI — вариации на тему в виде GT, TR и tS.
Новый шильдик tS — откровенно издевательский. Он впервые появился на прошлогодней Subaru BRZ tS, и означает «Tuned by STI». Маленькая t, видимо, намекает на то, насколько мало было сделано для машины по сравнению с полноценными STI прошлых лет.
WRX tS действительно, не слишком отличается от «обычной» WRS. И все же, машине есть что предъявить в свое оправдание. Иронично, но это не сам мотор, не победоносно воющая турбина. Это, дамы и господа… тормоза.
Черт возьми, одни сделали особую версию WRX, единственной улучшенной динамической характеристикой которой является замедление.
Новое оборудование — это шестипоршневые передние и двухпоршневые задние тормоза, как у TR, но теперь суппорты окрашены в золотой цвет, что является отсылкой к STI. Золотых колес нет. Можете сами покрасить.
Да, в tS все еще используется вязкостный центральный дифференциал, десятилетиями проверенная, невероятно простая конструкция, которая все еще удивительно эффективна в обеспечении фиксированного распределения крутящего момента 50:50 между передними и задними колесами.
Все еще есть и фирменная система векторизации тормозов Subaru, которая помогает WRX блестяще проходить повороты любой сложности на торможении.
Но, опять же, все это разделяется с базовым WRX.
Второе значительное изменение в спецверсии — это доработанная подвеска. И это больше, чем просто типичный ход с заменой пружин на более жесткие. tS оснащен новым набором адаптивных амортизаторов, настроенных на три режима: Comfort, Normal и Sport.
Эти режимы учтены в наборе из пяти режимов вождения: Comfort, Normal, Sport, Sport Plus и Individual. В каждом из них подвеска постепенно становится жестче, дроссельная заслонка острее, а рулевое управление более четким.
Цифровые доработки затронули и активный комплекс безопасности Subaru, известный под фирменным обозначением EyeSight. С прошлого года он, кстати, предлагает адаптивный круиз-контроль даже с механической коробкой передач.
Ну и по мелочи: черные зеркала, антенна и задний спойлер, серые колесные диски диаметром в 19 дюймов, идущие комплектом с шинами Bridgestone Potenza S007.
Зато «колоссальный прорыв» в цифровых технологиях: впервые в WRX появилась настраиваемая цифровая приборная панель. Этот экран диагональю 12,3 уже несколько лет как знаком японским водителям других моделей Subaru, оформлен в стиле STI. Но, вопреки ожиданиям, замена аналоговых приборов не встретила понимания у фанатов марки. Их олдскульность, впрочем, ожидаема: в прошлом году Subaru отчиталась, что 83 процента покупателей WRX выбирают механическую коробку передач. Это самый высокий процент продаж комплектации «на ручке» на американском рынке (второе место занимает Mazda MX-5 Miata и третье — John Cooper Works Mini, преодолевшие барьер в 50%). Для понимания: всего в США машины с «механикой» составляют меньше 2% от рынка продаж.
Вывод: Subaru WRX — машина для людей, ценящих олдскул. Может ли она хоть в какой-то мере оправдать ожидания тех, кто уже имел опыт вождения STI?
Нет, не может. Уже знакомый двигатель объема 2,4 литра (275 л.с. и 350 Нм) по-прежнему вызывает нарекания из-за «подтупливающей» турбины. Измененная кривая открытия дросселя в tS немного компенсирует этот недостаток. Мотор не такой громкий, как былые STI, да и в целом машина чуть более комфортна для поездок на дальние расстояния. Благо что кресла Recaro Performance с развитой боковой поддержкой, обшитые материалом Ultrasuede, позволяют пережить долгое путешествие с приемлемым комфортом.
Но давайте сменим гнев на милость и посмотрим на этот автомобиль трезвым взглядом. Даже базовая WRX хороша в том, что касается управляемости и удовольствия от вождения. tS — вносит немного больше остроты в ее повадки. А мощность мотора… кажется, тут снова надо понять специфику целевой аудитории. Есть такие машины, которые продают в расчете на то, что владелец сразу же полезет копаться в ее нутро, чтобы выжать больше прыти. И все они знакомы нам по ревущим аббревиатурам. А США — все еще страна дешевого и злого тюнинга. Примерно половина всех проданных «горячих» версий Subaru рано или поздно попадает на доводку и апгрейд.
И, самое забавное, что этот апгрейд чаще всего ограничивается залитой «злой» прошивкой, увеличивающей динамику машины. А подвеска и тормоза остаются нетронутыми — до первого раза, пока водитель не осознает, что они не справляются с высвобожденной мощью прокачанного аппарата. И вот в таком ракурсе версия tS выглядит логично, будто специально созданная «навырост», под будущие экзерсисы с мотором. В пресс-релизах, конечно, такое никогда не напишут. Но, может быть, на то и расчет.