Водители предпочитают плавность хода и комфорт при езде. Появление вибрации настораживает, вызывает беспокойство. Давайте разберемся, когда она не представляет опасности, а когда требуется немедленное посещение автосервиса. Своим мнением по этому вопросу поделился Роман Тимашов, директор по послепродажному обслуживанию ГК «АВТОДОМ» (Алтуфьево).
Основные причины появления вибрации и шума двигателя автомобиля при работе кондиционера
Наличие вибрации может быть первым звоночком, сигнализирующим, что нужно обратить внимание на свой автомобиль. Чтобы справиться с проблемой, нужно знать, чем вызваны такие изменения. Лучше проверить состояние машины сразу. Это поможет сохранить комфорт при езде, предотвратить сложные поломки, сэкономить время и деньги на ремонте. Вибрация может появиться по разным причинам.
Несбалансированный компрессор
Такое случается при его неправильной установке, изношенных подшипниках, заводском браке. Со временем балансировка вращения частей нарушается, и появляется хорошо ощутимая тряска. В этом случае выручит ремонт или замена компрессора.
Износ подушек двигателя
Они удерживают мотор в стабильном положении, не давая ему вибрировать. При деформации подушки не справляются с этой задачей. Двигатель может смещаться, а при включении кондиционера будет шум. Осмотрите и замените, если это необходимо, подушки. Так вы устраните вибрацию и предупредите повреждения узлов автомобиля.
Неправильная установка ремня
Еще одна частая проблема. Ремень привода может быть:
- ослаблен;
- закреплен с перекосом;
- слишком натянут.
В итоге система работает неравномерно и происходят колебания. В таком случае следует подтянуть ремень или заменить его, если он вышел из строя.
Роман Тимашов называет износ приводного ремня одной из самых «шумных» причин. На втором месте в этом списке стоит неисправность муфты.
Деформация крыльчатки вентилятора
Крыльчатка отвечает за создание воздушного потока и его циркуляцию. Если лопасти повреждены, они вращаются неравномерно, что приводит к появлению небольшой вибрации. Деформацию крыльчатки вызывают:
- механические повреждения;
- попадание посторонних предметов;
- истекший срок службы детали.
Если причина вибрации в этом, придется или заменить крыльчатку, или отремонтировать вентилятор.
Низкий уровень хладагента
Если нет утечек, количество хладагента уменьшается через шланги и соединения. При снижении объема охлаждающего вещества компрессор начинает работать с дополнительной нагрузкой, что приводит к возникновению колебаний.
«Проверяйте периодически уровень хладагента, — советует Роман Тимашов. — Норма зависит от модели автомобиля и определяется производителем. В среднем это 350—500 г для малолитражек и 900—1200 г для авто с двумя испарителями. Дозаправка требуется каждые 2—3 года».
Почему еще может идти сильная вибрация руля и двигателя в машине при включении кондиционера
Есть и другие факторы, которые могут повлиять на поведение автомобиля и двигателя при включении кондиционера. Автослесари выделяют три наиболее распространенные группы причин.
1. Поломка роторной или спиральной поршневой группы
Поршневая группа отвечает за сжатие хладагента и обеспечивает его циркуляцию по системе. Если она выйдет из строя — возникнет вибрация. Причиной поломки могут быть:
- естественный износ, который вызовет потерю герметичности или деформацию;
- недостаточное количество смазки приводит к сильному трению;
- попадание мусора или грязи и, как следствие, повреждение поршневой группы;
- перегрузка системы, то есть частая работа на высоких оборотах, перегрев компрессора.
При неисправности нужно менять поршневую группу. Если поломка слишком серьезная, потребуется новый компрессор.
2. Износ шкива коленчатого вала
Шкив отвечает за передачу вращательного движения от двигателя к кондиционеру. Если он не рабочий, появляется вибрация. Выход из строя могут спровоцировать:
- Перегрев двигателя. Часто приводит к повреждению резиновой демпферной части, которая смягчает колебания. В результате шкив теряет амортизирующие свойства.
- Неправильная натяжка приводного ремня. Увеличивает нагрузку на шкив и способствует его быстрому износу.
- Неисправности подшипников. Вызывают нестабильное вращение коленчатого вала, а это гарантирует не только вибрацию двигателя, но и увеличенный расход топлива.
- Загрязнения. Грязь, пыль, даже мелкие камушки могут накапливаться на шкиве и вызывать со временем поломки.
Обеспечить нормальную работу системы кондиционирования помогут регулярная диагностика в автосервисе и своевременная замена шкива.
3. Проблемы с подшипником компрессора
От подшипника зависит плавное вращение компрессора. Если оно нарушается, тряски не избежать. Колебания появляются по разным причинам:
- Недостаточная смазка. Она со временем выдавливается, и подшипник работает «на сухую».
- Низкий уровень хладагента. Повышенная нагрузка компрессора приводит к дополнительному трению.
- Неправильная установка подшипника (недостаточно плотная или с перекосом). Нарушает баланс и вызывает вибрацию.
- Перегрев компрессора. —Такое случается при высокой температуре окружающей среды. В результате подшипник деформируется.
Эта проблема может привести к поломке всей системы кондиционирования. Нужно проверить степень износа подшипника, наличие механических повреждений и люфтов. При их обнаружении надо устранить неисправности или заменить расходник на новый.
Штатные причины вибрации
Такие колебания незначительны и не оказывают серьезного влияния на состояние автомобиля. Они возникают при разных обстоятельствах:
- На холостом ходу. Особенно часто случается при запуске холодного двигателя, когда система еще недостаточно прогрета. Мотор испытывает сильную нагрузку, из-за которой и возникают перебои. Вибрация в таком случае едва ощутимая, не сопровождается посторонними шумами. Проходит сама, так как электронный блок управления (ЭБУ) корректирует частоту вращения коленвала. Если же колебания слишком резкие, стоит насторожиться, так как это говорит о более серьезных причинах: неправильной настройке двигателя, износе подушек, проблемах с системой зажигания.
- На высоких оборотах. Характерно для бюджетных авто, где встречается некачественная балансировка. При включении вентилятора повышается нагрузка на мотор, и ощущается вибрация. Это не считается проблемой. Но если вам не нравится небольшая тряска, перепрошейте блок управления. Колебания исчезнут, а обороты на холостом ходу увеличатся на 100 об/мин.
- На машинах с АКПП. Едва заметная вибрация возникает, когда автомобиль готов к движению (рычаг в положении D), но водитель удерживает педаль тормоза. Это объясняется тем, что двигатель работает на минимальных оборотах, а при включении кондиционера нагрузка на него возрастает. Но стоит отпустить педаль тормоза, обороты мотора увеличатся, мощность перераспределится, и вибрация исчезнет сама по себе.
Роман Тимашов к штатным причинам вибрации относит любые факторы, связанные с повышением нагрузки: включение обогрева, щеток стеклоочистителя, освещения. Все это оказывает нагрузку на двигатель внутреннего сгорания (ДВС). Но волноваться не стоит. Как правило, электронный блок управления отрабатывает повышение нагрузки увеличением оборотов.
Причины вибрации в результате поломок
Автокондиционер — устройство сложное. Любая вспомогательная деталь способна дать сбой, что тоже вызывает вибрирование ДВС, салона и руля. Перечислим, что чаще всего выходит из строя.
- Электромагнитная муфта. Это происходит из-за повышения давления в контуре системы, заклинивания компрессора, изношенного подшипника, который нужно менять через каждые 70—100 тыс. км пробега.
- Радиатор-конденсор. При нормальной работе давление фреона составляет 12—15 бар. Но если соты загрязнены или пробиты, давление возрастает. Особенно это актуально, когда на улице от +30 °C.
- Терморегулирующий вентиль. Ломается из-за нарушения регулировки, попадания в систему грязи, воды или воздуха. Поможет продувка фильтра-сеточки, замена запорной иглы, настройка терморегулятора на стенде.
- Осушитель. Это фильтр-ресивер, предотвращающий попадание воды в систему кондиционирования. Со временем его свойства ухудшаются. Поэтому менять фильтр нужно каждые пять лет.
- Дроссельная заслонка. Часто страдает от скопления грязи и отложений, что мешает ей нормально открываться и закрываться. Постоянно нужно осматривать и чистить не только заслонку, но и все элементы, управляющие ею: электрические моторы, тросы, подшипники.
- Клапан вентиляции картерных газов (ВКГ). Наиболее подвержена поломкам мембрана, из-за чего клапан остается в стабильном положении (открыт или закрыт) и не может обеспечить нужный поток газов. Приходится менять или мембрану, или весь клапан.
Роман Тимашов не рекомендует при поломках заниматься ремонтом самостоятельно: «Причины разные, и определить их может только мастер. Вибрацию вызывают износ и заклинивание навесных агрегатов или приводного ремня, внутренняя неисправность компрессора, поломка моторчика вентилятора охлаждения. Для выявления неисправности используется специальное оборудование. В гараже провести диагностику не всегда возможно».
Профилактика проблем с вибрацией двигателя, руля и всего салона авто
Любую проблему легче предупредить, чем устранить. Для этого Роман Тимашов рекомендует чаще заглядывать в автосервис: «В качестве профилактики проблем с вибрацией двигателя, руля и всего салона автомобиля стоит придерживаться простого правила — регулярные визиты на СТО».
Но некоторые профилактические мероприятия вы можете выполнять сами:
- Регулярно проверяйте работу компрессора кондиционера: не допускайте перегревов, посторонних звуков. Диагностику нужно проводить не реже раза в год. Желательно весной — перед началом использования кондиционера.
- Осматривайте ремень привода на наличие трещин, износа и провисания: при необходимости отрегулируйте его натяжение. Проводите осмотр каждые 10—15 тыс. км пробега.
- Следите за уровнем хладагента, особенно если заметили снижение производительности кондиционера.
- Наблюдайте за работой двигателя: при его вибрации или смещении проверьте фиксацию подушек. Делать это нужно через каждые 20—30 тыс. км пробега или хотя бы раз в год.
- Очищайте всю систему охлаждения каждые 60 тыс. км пробега. Если же вы эксплуатируете автомобиль в условиях повышенной запыленности, рекомендуется проводить очистку чаще.
Эти простые советы позволят не допустить серьезных неприятностей и исключить вибрации в результате поломки узлов автомобиля.
Советы эксперта
«При включении кондиционера оказывается дополнительная нагрузка на двигатель, плюс включается вентилятор охлаждения, поэтому даже в полностью исправном автомобиле можно услышать работу компрессора и вентилятора. Также при включении кондиционера могут повышаться обороты двигателя, что тоже влияет на шум», — делится своим опытом Роман Тимашов и советует сильно не волноваться.
Но не стоит полностью игнорировать появление тряски в салоне автомобиля, потому что это может быть признаком поломок: «При исправной системе сильной вибрации быть не должно. Если она появилась, необходимо посетить сервисный центр. Там специалисты осмотрят приводной ремень на предмет износа, крепления основных навесных агрегатов, а также подушки ДВС, радиаторов и вентилятора».
Рекомендуемые действия при появлении вибрации при включении кондиционера в машине
Многие водители не знают, что делать при появлении вибрации. Волноваться не стоит. Просто выполните несколько простых действий:
- Понаблюдайте, когда появляется вибрация: на холостом ходу, на низких оборотах, на высокой скорости?
- Остановите автомобиль, если проблему заметили в дороге, и выключите кондиционер. Это предотвратит возможные повреждения системы.
- Осмотрите видимые элементы системы кондиционирования: компрессор и ремень привода. Убедитесь, что нет заметных повреждений, трещин или износа.
- Проверьте подушки двигателя. Если они изношены, то потребуется их замена.
Если самостоятельный осмотр не дал результатов, обращайтесь в сервисный центр. Квалифицированные механики проведут профессиональную диагностику и устранят неисправности намного быстрее и безопаснее. Только не забывайте потом о регулярном техническом обслуживании, это продлит срок службы вашего автомобиля.