Виной тому падение продаж, рост цен и ковидный шок, от которого бренду оказалось не так-то просто оправиться. Сказалась, конечно, специфика компании, которая по-старинке собирает небольшим тиражом (менее 8 тысяч штук в год) машины ручной работы.
Эксклюзивность + индивидуальность + эмоции = продажи. Но в эту эффективно работающую формулу с завидной регулярностью вносился понижающий коэффициент (например, повторители поворота от Ford Transit, дефлекторы зеркала и даже ключи от Volvo S80). И даже с этим клиент готов был мириться, но компания постепенно погружалась в технологический и дизайнерский застой. Модельный ряд морально устарел, и DB11 и второе поколение Vantage уже не оправдывали ожиданий.
И вот у компании хватило смелости смести толстый слой пыли, покрывший доспехи былой славы, и снова заявить о себе. Конечно, логичнее было бы сделать это с новой моделью. Мол, король умер — да здравствует король. Но в Aston Martin решили сыграть более тонко.
Формально Aston Martin Vantage 2025 модельного года — это лишь обновление уже существующей модели. Но в ней переработано настолько много, что смело можно говорить о новом автомобиле, кратно лучше прежнего. И в том, что это не пустые слова из пресс-релиза, легко убедиться.
Предыдущий Vantage запомнился вздорным нравом, откровенно устаревшим салоном с серьезными проблемами в эргономике. Его ругали за быстро устающие тормоза и разбалансированную подвеску. Но главное, за что младшему Aston доставалось от души — это за разрыв между ожиданиями и реальностью. Меньше всего хочется «ловить сверчков» и обнаруживать лого массмаркета на деталях в машине за полтораста тысяч долларов.
И вот новый Vantage подорожал аж на 40 000 долларов и таким образом заскочил в нишу конкуренции уже не с Porsche 911, а с ребятами посерьезнее: 911 Turbo, GT3, McLaren Aura и даже Mercedes-Benz AMG GT (с которым его многое роднит). Эти монстры размазали бы его по асфальту, если бы не одно «но». Подорожавшее купе отрабатывает эту немалую разницу в цене буквально на все деньги.
Есть такой классический сюжетный ход в боевиках: главному герою на протяжении всего фильма отсыпают на орехи, он практически гибнет, но перед самым финалом преображается, находит веру в себя, получает максимум вооружения и неудержимым ураганом сметает все на своем пути. Aston Martin Vantage сделал ровно то же самое.
Под его капотом — все тот же 4,0-литровый двигатель V8 с двойным турбонаддувом от Mercedes-AMG, но Aston смогла разработать свою версию мотора. Это не просто перенастроенный стандартный агрегат. Здесь установлены не только более крупные турбокомпрессоры, но и более агрессивные распредвалы, камеры сгорания двигателя обработаны на станке с ЧПУ. Если предыдущий Vantage имел соотношение сжатия 10.5:1, то модель 2025 года показывает уже 8.6:1; идентичное варианту на 605 лошадиных сил в AMG E63 и S63. Однако Aston при прочих равных выдает колоссальные 656 лошадиных сил, став одним из самых мощных вариантов 4.0-литрового V-8 AMG из когда-либо созданных. Мотору придали свое, особенное звучание, более музыкальное и звонкое, чем низкий рокочущий бас той же силовой установки в автомобилях Mercedes.
И хотя разница с предыдущим Vantage в разгоне до 100 км/ч составляет всего одну десятую долю секунды (3,4 сек.), восприниматься новые повадки купе должны совершенно иначе.
Ключевым моментом обновления Vantage стала доработка его алюминиевого шасси. Увеличилась общая жесткость на кручение. Особенно команда инженеров постаралась над критически важными для подвески областями: новая перегородка, дополненная усиленными опорами передней подвески, увеличивает жесткость в передней части на 100 процентов, а в задней части — на 29 процентов благодаря дополнительной распорке. Система электронного усилителя руля перенастроена с учетом этих изменений.
Отталкиваясь от новых характеристик шасси, команда перенастроила каждый аспект подвески. Новая кинематика (по сути, геометрическое поведение подвески под нагрузкой), новые адаптивные амортизаторы Bilstein DTX, перенастроенные пружины и стабилизаторы поперечной устойчивости придают машине большую «цепкость» по сравнению с предыдущим Vantage. Дополняет композицию набор шин Michelin Pilot Sport S 5 той же размерности, что и у более крупного DB12.
Новейшая интегрированная система управления автомобилем от Bosch использует векторизацию тормозов, управляемый электроникой дифференциал повышенного трения и адаптивные амортизаторы Vantage, которые отрабатывают полученные от ЦП команды. Аппаратная часть хороша: электронный дифференциал может переходить в состояние полной блокировки за 135 миллисекунд. А новые карбон-керамические тормоза очень долго способны выдерживать перегрев, не снижая своей эффективности.
А дальше за дело взялись компьютерщики. Электронные системы обновленного Aston Martin — это головокружительный набор аббревиатур. Инерциальный измерительный блок 6D-IMU отслеживает движения Vantage в шести осях, в то время как программа Integrated Brake Slip Control (IBC) активно управляет тормозным усилием каждого колеса, обеспечивая оптимальный угол поворота и положение при входе в поворот, что называется Brake Slip Vectoring (BSV). Integrated Traction Control (ITC) объединяет тормоза, выходную мощность двигателя и электронный дифференциал для контроля проскальзывания колес, в то время как Traction Slip Vectoring (TSV) оптимизирует проскальзывание колес для достижения желаемого угла поворота. В итоге получился один из самых послушных и лояльных водителю Aston Martin за всю историю марки.
Однако при этом обновленная модель остается воплощением дерзкого, буйного характера, каким и должен быть Vantage. Многоступенчатая система контроля тяги настроена так, чтобы позволять себе всяческие хулиганства, оставаясь в неведении, что все эти заносы и скольжения остаются под четким контролем электроники, хотя свое присутствие она никак не выдает. По сравнению с предшественником автомобиль не потерял в комфорте и даже прибавил в удобстве. Звукоизоляция стала лучше, поведение машины — более предсказуемым. Хотя, справедливости ради, на дорогах общего пользования единственный режим, в котором машину разумно использовать, — это самый мягкий, «Sport». Остальные — «Sport +» и выше хороши для трек-дней, в формате повседневной езды они вынут из владельца всю душу.
Vantage требует больше усилий и концентрации от водителя, чем многие другие автомобили, но вознаграждает за это совершенно уникальным опытом. Возможно, это лучший дорожный Aston Martin, во всяком случае из тех, что пригодны для повседневной эксплуатации.
Салон претерпел переработку не менее серьезную, чем мотор или подвеска. Да, не обошлось без донорских элементов, но это не копеечные детальки от фургона, а вполне себе респектабельные заимствования у топовых Mercedes’ов, такие как сенсорные клавиши на руле.
Приборная панель приобрела цельный, законченный вид. Теперь информационно-развлекательная система управляется десятидюймовым сенсорным экраном вместо морально устаревшего несенсорного дисплея. Экран также был перемещен ниже в центральной консоли. С точки зрения безопасности, может, и не самое правильное решение, поскольку экран стал ниже области обзора, но зато он идеально вписался в новый интерьер.
Впрочем, консервативный Aston Martin очевидно со скрипом согласился на эти новшества. Даже современная развлекательная система обладает довольно ограниченным функционалом, свойственным устройствам прошлого десятилетия. Есть нарекания на удобство цифровой оболочки, что, опять-таки в сочетании с низким расположением экрана, может создавать трудности для водителя во время езды.
В то же время в салоне купе осталось достаточное количество тумблеров и клавиш — массивных, ребристых, металлических, добротных. Еще один плюс — клавиши селектора КПП признаны неудобными, и, не мудрствуя лукаво, управление коробкой сделали на мерседесовский манер — подрулевой «кочергой». Так что переработанный салон вполне можно назвать компромиссным. И, самое главное — он, наконец, не скрипит! Удивительно про такое писать, но, судя по тому, что на это обратили внимание сразу в нескольких обзорах по обе стороны океана, это важное достижение за плюс 40 тысяч долларов к цене.
Обычно обзоры начинают с облика машины, но тут стоит на нем закончить. Увеличенная радиаторная решетка создает впечатление, что этому зверю нужно вдыхать как можно больше воздуха, чтобы работать, а карбоновый сплиттер почти прижат к асфальту. Боковые прорези по обе стороны от решетки разбивают визуальную массивность предшественника, а более крупные фары, вдохновленные Valkyrie, связывают всю переднюю часть воедино. Резкие складки на капоте и боках плавно переходят в кузов, как будто они были изначально нарисованы смелыми мазками кисти, подчеркивающими движение вперед. Сзади заметный спойлер и тонкие задние фонари еще больше отличают Vantage от любого другого автомобиля на дороге.
Да, это действительно похоже на триумфальное возвращение. Пусть Vantage — младший брат в семействе Aston Martin, но сейчас именно он ближе всего по духу к устоявшемуся образу машины марки. По крайней мере, классический Джеймс Бонд за рулем этого спортивного купе смотрелся бы весьма органично.