НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Почему машина дергается на малых оборотах: 5 основных причин

25 октября 2024 10:46
Вы сели за руль автомобиля, завели двигатель, тронулись, но вместо плавного движения машина начала дергаться на малых оборотах. Такая ситуация не всегда связана с серьезной неисправностью. Часто решить ее можно самостоятельно
Автомобиль может дергаться на малых оборотах по разным причинам
Источник: Freepik

Все неисправности в автомобиле можно разделить на две группы: механические и электрические. Механические можно увидеть, осмотрев автомобиль, для диагностики проблем с электрикой нужно специальное оборудование. Разберемся, почему машина дергается на малых оборотах и что делать в такой ситуации. В этом нам поможет владелец ремонтной мастерской Валерий Скориков.

Причины, из-за которых машина дергается на малых оборотах

В современных машинах есть большое число датчиков, которые влияют на работу двигателя. Они подают данные в электронный блок управления (ЭБУ), который регулирует работу узлов автомобиля. Если какой-то датчик неисправен, данные в ЭБУ придут либо искаженные, либо вообще не придут. Из-за этого работа двигателя будет нестабильной.

Механические поломки, которые влияют на плавность хода автомобиля могут произойти:

  • в дроссельном узле;

  • коробке передач;

  • сцеплении;

  • тормозной системе;

  • элементах подвески.

Разберем основные причины нестабильной работы двигателя.

1. Топливная система

Первое, что нужно проверить, — поступает ли горючее в нужном количестве. Если по какой-то причине двигателю не хватает топлива, рывки на малых оборотах гарантированы. 

«Основными проблемами в топливной системе могут быть неисправный насос, забитый фильтр, повреждение топливной магистрали, засорившиеся форсунки», — прокомментировал эксперт.

Некачественное топливо тоже может негативно сказаться на работе двигателя. Несоответствующее октановое число, разбавленное горючее, некачественные присадки, грязь — все это встречается в топливе.

2. Зажигание

Когда топливо попадает в цилиндр, его нужно поджечь. Для этого нужна искра. Она может пропасть из-за того, что свечи перестали работать, например появился нагар или просто закончился ресурс. Еще одной причиной слабой искры могут быть старые или поврежденные высоковольтные провода. 

«Если искра слабая или ее нет, топливо не будет поджигаться в цилиндре. Это может привести к разным последствиям: от нестабильной работы двигателя до капитального ремонта», — прокомментировал Валерий Скориков.

Низкое напряжение в бортовой сети тоже влияет на стабильность работы двигателя. Если количество электричества, которое выдает генератор, будет ниже рекомендованного, то топливо будет плохо поджигаться. 

3. Подача воздуха

Чтобы топливо загорелось, нужен воздух. Если его будет мало, бензин будет сгорать не полностью. Двигатель начнет «захлебываться». 

«Если часть топлива не будет сгорать, то в цилиндрах будет образовываться нагар. В дальнейшем это может привести к замене свечей, прогару клапанов и другим повреждениям двигателя», — рассказал эксперт.

Воздух проходит через воздушный фильтр, воздуховод, дроссельную заслонку и впускной ресивер. Если что-то загрязнено, воздух не сможет попасть в двигатель в нужном объеме.

4. Коробка передач

Поломка в автоматической коробке передач тоже может сказаться на плавности движения автомобиля. Это может быть механическая неисправность, например выход из строя гидротрансформатора, проблема с гидроблоком или просто изношенность деталей. Или поломка, которая связана с электроникой. Неправильные указания блока управления приведут к рывкам и дерганному ходу автомобиля.

5. Датчики

В автомобиле есть несколько датчиков, которые влияют на работу двигателя:

  • Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). По его показаниям блок управления понимает, сколько топлива сейчас нужно двигателю.

  • Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). Показывает, насколько сильно водитель жмет на педаль газа. Благодаря этому ЭБУ корректирует все системы в соответствии с тем, какая отдача нужна от двигателя.

  • Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Нужен для того, чтобы синхронизировать зажигание и впрыск топлива.

«Проблема с датчиками в том, что они не всегда отправляют ошибку на панель приборов. Если один из них стал работать некорректно, но показания от него все-таки приходят, то „чек“ может не загореться», — прокомментировал Валерий Скориков. 

Ошибки на панели приборов
Источник: Freepik

Что делать, если при езде машина дергается на малых оборотах

Если машина стала вести себя нестабильно, дергаться на низких оборотах или плохо набирать скорость, прежде всего нужно прекратить движение. 

1. Обратитесь в автосервис

Если вы не готовы самостоятельно ремонтировать автомобиль, то лучше обратиться в автосервис. Часто оказывается гораздо дешевле отдать автомобиль квалифицированным мастерам, чем исправлять ошибки самостоятельным ремонтом.

2. Проверьте систему подачи воздуха

Откройте капот и внимательно послушайте. Если где-то в системе есть подсос, вы услышите характерный свист всасываемого воздуха. Из-за этого ДМРВ будет отправлять неверный сигнал, и машина будет дергаться. Если проблема в этом, достаточно заменить испорченный воздушный патрубок.

Откройте корпус воздушного фильтра и посмотрите на его состояние. Если фильтр засорен, двигателю не будет хватать воздуха. Кроме рывков автомобиля на малых оборот, это приведет к увеличенному расходу топлива. Если фильтр будет слишком грязный, то машина просто не заведется.

Нелишним будет проверить состояние дроссельной заслонки. Во время эксплуатации автомобиля на дросселе появляется масляная пленка. На ней остаются частички пыли и грязи. Со временем пропускная способность дроссельной заслонки ухудшается, механизм становится более тугой, забиваются зазоры для холостого хода и малых оборотов.

3. Проверьте систему зажигания

Проверить искру в автомобиле несложно. Нужно выкрутить свечу зажигания, надеть на нее бронепровод, приложить свечу к двигателю и сделать несколько оборотов стартером. В этот момент должна появиться искра. Удобнее это делать вдвоем — один держит, а второй крутит.

«Когда проверяете наличие искры, обязательно соблюдайте меры предосторожности. Напряжение, которое подается на искру, может убить человека. Держите провод только за изоляцию», — посоветовал Валерий Скориков.

Внешнее состояние свечей тоже может сказать о неисправностях в двигателе. Черный нагар, масляный налет или изменение цвета свечи сигнализируют о том, что в двигателе есть неисправность.

4. Проверьте топливную систему

Машина будет дергаться, если двигателю не хватает топлива. Прежде всего проверьте, есть ли горючее. «Поплавок» в баке может зависнуть в одном положении, и на панели приборов будет показано, что топливо есть. На самом деле в баке его может не быть. Залейте литров 5—7 и проверьте, исправилась ли ситуация.

Если машина продолжает дергаться, возможно стал хуже работать топливный насос. Он не успевает накачать нужное давление в системе, и форсунки подают малое количество бензина. Еще одной причиной неработающего топливного насоса может быть отсутствие питания. Посмотрите реле бензонасоса и предохранитель: если они целы, проблема в проводке.

«Подается горючее в двигатель или нет, можно проверить на топливной рампе. Там есть штуцер, и если на него нажать, то должен брызнуть бензин. Если при нажатии сухо или топливо вытекает, то насос качает недостаточно», — поделился советом эксперт.

Во время эксплуатации автомобиля стенки бака ржавеют. Чистота бензина на многих заправках тоже оставляет желать лучшего. Весь мусор из бака забивает топливную систему: фильтры, магистрали, форсунки, рампу. Эта ситуация решается только заменой элемента.

5. Проверьте датчики

Проверить работоспособность датчиков можно несколькими способами. Самый простой — запустить самодиагностику автомобиля. После этой процедуры на панели приборов высветится код ошибки. Расшифровку кода можно найти в интернете. 

Второй способ, который доступен каждому владельцу, — прочитать ошибки с помощью портативного сканера. У подавляющего большинства машин есть разъем OBD II, с помощью которого можно узнать показания ЭБУ. Сейчас продается множество устройств, которые подключаются к этому разъему и с помощью приложений выводят всю информацию на экран телефона. Стоят сканеры недорого, в хорошем качестве — до 2000 рублей. Чтобы узнать, какой датчик не работает, рядовому водителю вполне хватит функционала бесплатных приложений.

«Маленькие сканеры, которые подключаются к телефону, — возможный выход из ситуации. Но помогут они только в том случае, если что-то сломалось полностью и есть постоянная ошибка. Например, если у датчика изменилось сопротивление или он отправляет некорректные показатели, то тут все-таки нужны знания и опыт для правильной диагностики», — рассказал Валерий Скориков.

Автосканер для диагностики автомобиля
Источник: Freepik

Профилактика поломок в двигателе автомобиля

Уверенность за рулем — один из основных критериев хорошей поездки. Для того чтобы у вас не возникало неприятностей на дороге, которые связаны с работой двигателя, соблюдайте эти правила: 

1. Строго следуйте всем рекомендациям завода-изготовителя. Это увеличит срок службы автомобиля и убережет от лишних трат.

2. Меняйте масло в двигателе и фильтр каждые 5—10 тыс. км. Замена масла не дает образовываться нагару и другим отложениям в двигателе.

3. Не забывайте очищать систему охлаждения и менять антифриз каждые два-три года или после пробега 60 тыс. км. Перегрев приводит к капитальному ремонту или замене мотора.

4. Заправляйтесь топливом с рекомендованным октановым числом и на проверенных заправках. Качественное горючее не будет забивать систему.

5. Ежемесячно проводите профилактический осмотр всего автомобиля. Лучше заменить незначительную запчасть и уберечь себя от дорогостоящего ремонта.

6. Регулярно меняйте воздушный фильтр и чистите дроссельный узел. Двигатель должен «дышать» легко. Нехватка воздуха может вызвать повышенный расход топлива, загрязнение свечей и другие неисправности.

7. Используйте оригинальные запчасти и расходники. У дешевых подделок маленький ресурс — такая деталь может сломаться в самый неподходящий момент.

8. Старайтесь ездить плавно. Агрессивная манера езды повышает нагрузку на двигатель и сокращает срок службы. 

Советы и рекомендации эксперта

Наш эксперт дал несколько советов о том, что делать, когда автомобиль дергается на низких оборотах. По словам Валерия Скорикова, такое поведение машины редко связано с серьезным ремонтом, но что-то делать самому можно только в случае полной уверенности в своих знаниях.

«Основной совет, который могу дать, — делайте все по своим возможностям. Много раз приезжали машины, которые владельцы пытались чинить сами, но эти попытки вызывали еще большие поломки. Старайтесь браться за ремонт того, в чем точно уверены. Соблюдайте меры безопасности, так как в машине много источников возгорания. Делайте фотографии всего, что собираетесь разбирать, потом будет значительно легче собрать обратно», — прокомментировал эксперт.

Если не уверены в своих силах, обратитесь в проверенный автосервис для качественного ремонта
Источник: Freepik

Что нужно запомнить на случай, если машина дергается на малых оборотах 

Если вы начали движение и машина дергается, не стоит паниковать. Ситуация неприятная, но не критичная. Вот несколько советов для такой ситуации:

1. Проверьте, есть ли топливо и поступает ли оно в двигатель.

2. Проверьте, есть ли искра.

3. Проверьте, нет ли подсоса воздуха и чистый ли воздушный фильтр.

4. Проверьте машину на наличие механических повреждений.

5. Посмотрите, горит ли «чек». Если горит, запустите диагностику.