НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовКрутые гонкиВнутри завода

Lamborghini Countach: краеугольный суперкар

13 октября 2024 08:30
История о том, как полвека назад появился один из самых главных суперкаров на планете
Источник: Lamborghini

В ателье Бертоне было далеко за полночь. Все смертельно устали. Работа над кузовом нового концепта по заказу Ферруччо Ламборгини шла такими темпами, что о сне оставалось только мечтать. К тому же главный дизайнер проекта — Марчелло Гандини — был «на нервах», в нем бурлил конфликт дерзкого вызова канонам и страха провалить столь важный заказ. Спасались тем, что подшучивали друг над другом. В этот конкретный момент — над двухметровым увальнем-пьемонтцем, возившимся на подхвате со всякой мелочевкой. Тот впервые увидел наконец-то собранный кузов будущего автомобиля. Рубленые грани в ярком свете фонарей выглядели чем-то совершенно неземным. Дылда замер на месте, раскрыв рот, чем вызвал всеобщее веселье.

Источник: Lamborghini

«Ну, как тебе?» — спросил Марчелло Гандини, похлопав стальной бок машины, предчувствуя новый взрыв хохота: мысли свои гигант выражал туго. Вдобавок почти не говорил по-итальянски, а пьемонтский диалект был больше похож на французский.

Источник: Lamborghini

«Обалдеть!» — выдавил пораженный слесарь, разводя лапищами-лопатами. Звучало это восклицание как «кунташ». Так родилось имя машины, определившей все дальнейшее развитие суперкаров.

Lamborghini Countach: полвека эмоций

Машина рождалась в муках. К 1970 году Ферруччо Ламборгини уже не мог дольше питать себя иллюзиями. Его Miura была гениальна практически во всем. Среднемоторный суперкар с поперечным расположением двенадцатицилиндрового двигателя был технически уникален и божественно красив… но прошло четыре года после фурора на Женевском автосалоне 1966-го.

Источник: Lamborghini

Машину по-прежнему любили, однако ее технические проблемы были глубоко зарыты в саму конструкцию автомобиля: по мере того как опустошался бак в передней части, менялась развесовка, масляное голодание в поворотах и самовозгорания дополняли картину. Она вела себя, как бык на логотипе: бешено, непредсказуемо и опасно для того, кто решил иметь с ней дело. У Ferrari уже была Daytona, и надо было выводить противостояние на новый уровень. Lamborghini Espada, которой было уже два года, была тоже хороша, она станет самой коммерчески успешной машиной при Ферруччо (не в последнюю очередь благодаря четырехместному салону), но это был Гран Туризмо, а кого в конце 60-х удивишь Гран Туризмо…

Нужна была новая модель. Нет, не так. Нужна была новая сенсация, которая бы затмила собой славу Miura. Автомобиль, опережающий время. Машина будущего. И уже было понимание, как примерно она должна выглядеть.

Источник: Lamborghini

Посмотрите на экспериментальные автомобили и прототипы 1970-го года. Ferrari 512S Modulo, Lancia Stratos HF Zero, Nissan 126X, Vauxhall SRV — это клиновидный силуэт, профиль космического корабля из фантастического фильма. Но все эти чудеса дизайна и инженерии, собранные из чего придется в единственном или нескольких экземплярах, скорее были скульптурами на колесах, произведениями искусства. А нужен был спорткар, питающий чувство эстетического наслаждения не меньше, чем ездовыми характеристиками. А эргономика или хотя бы обзорность такой машины не должна была противоречить здравому смыслу (впрочем, в этой части поначалу пришлось пойти на уступки). Водитель должен был упиваться вождением такой машины, а не страдать, утешая себя производимым на окружающих эффектом.

Источник: Lamborghini

К тому же с 1968 года Lamborghini построил три новых цеха, увеличив производственную площадь на 3500 квадратных метров. На двух из них собирались коробки передач и дифференциалы, на третьем — должны были впервые в истории марки строиться кузова на собственных мощностях. И это должны были быть кузова новой модели.

Приоритеты были расставлены. Вектор разработки выбран. Команда назначена: над новой машиной работали главный инженер Паоло Станцани, помощник инженера Массимо Парренти, за дизайн отвечал Марчелло Гандини из Bertone (помимо того, что он нарисовал Miura, он еще в 1968 году всего за 10 дней создал Alfa Romeo Carabo — острый, как нож, профиль и откидные вперед двери), тест-пилот — Боб Уоллес. Остальные должны были слушаться этих четверых как маму родную.

Источник: Lamborghini

Проект получил кодовый индекс LP112. Работали как ошпаренные. Совершенно новый аппарат, в котором взято все лучшее от Miura (стиль и компоновка) и отброшено все худшее (кому нужен неустойчивый на высоких скоростях суперкар?). Автомобиль должен был символизировать эволюционный скачок — не только в дизайне, но и по своей сути. Строили уже не GT, это был полноценный, безо всяких оговорок, спортивный автомобиль.

Источник: Lamborghini

Задача была нетривиальной, в заданных нетерпеливым по природе Ферруччо временных рамках — почти невыполнимой. И все же эти четверо справились. Первый прототип был готов в 1971 году. Он дебютировал на Женевском автосалоне как концепт LP500 и поверг автомобильный мир в шок. Впереди было еще много работы, но пик напряжения был пройден. В результате уже можно было не сомневаться. Путь от прототипа до серийной машины занял еще три года. Гандини совершил главный проект своей жизни. Он развил идеи Carabo, довел их до экстремума и определил саму суть суперкаров на поколения вперед: фантастически выглядеть и круто ездить. Да, в Countach форма доминировала над содержанием. Интерьер вторил очертаниям кузова, а два сиденья были расположены так низко, что водитель практически сидел на полу, в считанных сантиметрах от дороги. И хотя суперкар был не из лучших в плане аэродинамики, с этим можно было смириться. С такой внешностью и такими дверями ему прощали многое.

Источник: Lamborghini

Новый дизайн принес неожиданные проблемы. Многие дизайнерские решения, кажется, были приняты с учетом стиля, а не функциональности. Водители не могли видеть через заднее окно первого Countach, LP400, поэтому была придумана остроумная надстройка, напоминающая перископ (заработав первой серии машины прозвище Periscopo). Кабина, хотя и выглядела стильно, комфортом не баловала: в ней было и тесно, и душно. Практичность не была определяющей характеристикой, и это одна из причин, почему Countach называли «неудобным идеалом».

Источник: Lamborghini

Но идеалом он стал не только благодаря броской внешности. Чего бы она стоила, если бы машина не впечатляла своими ездовыми характеристиками? Каждый экземпляр Countach оснащен атмосферным двигателем V12. «LP» в его полном названии означает, что мотор расположен параллельно продольной оси автомобиля и ближе к задней его части. Впервые такая компоновка двигателя использовалась на дорожном автомобиле. Как и многие элементы Countach, она получила распространение в последующие годы, в первую очередь — собственно, на автомобилях Lamborghini. Двигатель соединен с расположенной прямо между сиденьями пятиступенчатой механической коробкой передач, которая передает мощность на заднюю ось.

Источник: Lamborghini

Как и дизайн автомобиля, его двигатель эволюционировал со временем. Первый мотор был четырехлитровым, мощностью в 370 л.с., а последняя и наиболее усовершенствованная версия объемом 5,2 литра выдавала 449 лошадиных сил. С каждой новой модификацией Countach становился все быстрее и быстрее, сокращая время разгона до 100 км/ч с 5,9 до 4,5 секунд и увеличивая предел максимальной скорости от 254 до 298 км/ч. Но другое связанное со временем достижение автомобиля впечатляет не меньше, хоть и измеряется не долями секунд, а неспортивно — годами. 16 лет производилась оригинальная модель Lamborghini Countach, пусть и с доработками, но для спортивной машины такой срок — целая вечность. Всего с 1974 по 1990 было выпущено 1999 экземпляров. В нынешних реалиях, когда автопроизводители меряют объемы поставок миллионами штук, кажется — это так мало. Но многие ли из них стали легендами?

Источник: Lamborghini

P. S. В 1990 году легенда не отправилась на покой. В 2021 году новый Countach LPI 800−4 стал современной интерпретацией дизайна Гандини, сохранив большинство своих фирменных элементов, включая двери-ножницы. Главное отличие заключается в силовой установке. Это все еще триумфальный V12, способный выдавать 769 л.с., но к нему добавили 48-вольтовый электромотор, увеличивающий мощность на дополнительные 33 л.с., доводя общую отдачу до 802 л.с. Несмотря на впечатляющие характеристики, автомобиль собрал немало критики. На удивление, недоволен остался и сам Гандини. Он заявил, что в машине слишком много от Aventador, а цена в $2,64 миллиона — это даже больше, чем цена оригинала в музейном состоянии. Тем не менее, ограниченная серия в 112 единиц была распродана почти мгновенно.

Источник: Lamborghini

Но и это еще не все. Тогда же, в 2021 году, была построена точная копия оригинального прототипа LP500 по индивидуальному заказу «очень важного клиента». На его создание ушло 25 тысяч человеко-часов. Это, кстати, гораздо больше, чем потребовалось на разработку оригинальной машины.