НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Дорожные знаки СССР: что изменилось, а что исчезло навсегда?

11 октября 2024 16:50
Как менялись запрещающие дорожные знаки СССР

Затертые книжечки советских «Правил» и старые картинки удивляют интересными дорожными знаками и табличками. Не так давно мы разглядывали треугольники предупреждающих знаков, оценивая их вековую эволюцию. А сегодня рассмотрим запрещающие кругляши старой эпохи. О чем сообщали эти знаки прежде и во что они превратились сегодня?

Движение и остановка

«Воспрещающие» знаки начали появляться на наших дорогах вскоре после стандартизации во второй половине 1920-х годов. И, переместившись на век назад, мы бы увидели знакомые круглые таблички, вводящие разного рода запреты и ограничения. Большая часть знаков оказалась бы понятна сразу, а некоторые, кажется, и вовсе не изменились за долгие годы. Например, знаки 2 и 3 соответствующего раздела — в виде белого круга с красной каймой и кругляша с синим центром, перечеркнутого алой полосой. Сегодня аналогичные знаки называются «Движение запрещено» (3.2) и «Стоянка запрещена» (3.28), но в разгар 1920-х они именовались иначе: «Грузовое движение воспрещено» и «Остановка воспрещена». К тому же второй знак вешался так, чтобы идущая через его центр полоса располагалась горизонтально, а не под углом в 45 градусов, как стало правильным позже.

Знак «Грузовое движение воспрещено» второй половины 1920-х и современный знак 3.2 «Движение запрещено»
Источник: Авто Mail
Знак «Остановка воспрещена» второй половины 1920-х и современный знак 3.27 «Остановка запрещена»
Источник: Авто Mail

Уже в 1950-х название обоих знаков было скорректировано. Запрещающий движение кругляш стал называться «Сквозной проезд запрещен», а воспрещающий стоянку — «Остановка запрещена». Как выглядел на знаке запрет стоянки транспорта? А смотрите!

Стоянка и обгон

К 1950-м число стандартизованных дорожных знаков в СССР значительно выросло. Блок запрещающих знаков стал обширнее и вводил ограничения не только на скорость движения и остановку или сквозной проезд. В соответствующем разделе появились круглые знаки, сообщающие о запрете остановки и стоянки, обгона, а также, например, подачи звукового сигнала. Вот так, например, выглядели знаки, дающие понять, что за ними нельзя ставить транспорт на длительный срок или обгонять попутные машины.

Источник: Авто Mail

Редизайн, подводящий блок запрещающих знаков к современному виду, случился уже в 1961 году — вскоре после присоединения СССР к международной Конвенции о дорожном движении. Вместе с другими ранее изученными знаками советским водителям пришлось привыкнуть к новому обозначению запрета обгона. Стрелки маневра заменили на изображение автомобилей: легковушки («Обгон запрещен») и грузовика («Обгон грузовым автомобилям запрещен»). А вот запрещающий остановку знак с перечеркнутой литерой «P» по-прежнему отличался от современного. Смена имиджа кругляша произойдет еще позже — с очередным изменением ПДД в начале 1970-х. Именно тогда ограничивающие стоянку и остановку знаки станут похожими друг на друга.

Длина, ширина и высота

А вот еще несколько примеров из прошлого. Несложно догадаться, что на знаках эпохи 1920-х годов указан запрет движения для чересчур тяжелого, высокого и широкого транспорта соответственно. Понять, на какой из параметров указывает знак можно, благодаря контрастному красному сектору снизу, сверху и сбоку. А цифровое значение рядом уточняет массу или габарит. Сегодня в ПДД занесены аналогичные знаки, по которым водители большегрузов ориентируются при проезде. Но выглядят они иначе. Когда же случились перемены в дизайне?

Источник: Авто Mail

Как и в случае с другими знаками, трансформация не была одномоментной и прошла как минимум в два этапа. В первой половине 1950-х, когда общее число дорожных знаков выросло, символы ограничения габаритов и веса поменялись чисто декоративно. При этом, в разделе появился еще один знак, вводящий запрет проезда грузовиков массой выше указанного значения.

Источник: Авто Mail

И лишь в 1961 году вышеуказанные знаки приобрели почти современный вид. Вместо закрашенных секторов сверху, снизу и сбоку в кругляш знака были помещены цифры и стрелки-риски.

Источник: Авто Mail

«Стоп»

А вот добавленный в блок запрещающих знаков кругляш со вписанным внутрь треугольником с 1961 года успел мутировать в совершенно непохожий на себя… восьмигранник. Оригинальная дорожная табличка называлась вполне современно: «Проезд без остановки запрещен» и вводила предельно понятный для водителей запрет. Но сегодня такой знак мы знаем как STOP — или «Движение без остановки запрещено» (2.5) «соседнего» с запрещающими раздела знаков приоритета. Вероятно, вы успели догадаться, что смена стиля знака пришлась на 1970-е.

Источник: Авто Mail

И действительно, в ПДД образца 1973 года граненый красный знак уже заменяет круглый. Любопытно, что в отсутствии обособленного блока знаков приоритета (раздел появится позже) алый, позаимствованный у американской системы восьмиугольник STOP, украшает собой раздел запрещающих знаков. В то же время уже существующие знаки «Главная дорога» и «Пересечение с главной дорогой» (ныне — знак 2.4 «Уступите дорогу») находятся на тот момент в разделах указательных и предупреждающих знаков соответственно.

Источник: Авто Mail

А судьба исчезнувшей круглой таблички образца 1961 года сложилась по-своему. Пропав из Правил дорожного движения в семидесятых, символ запрета проезда без остановки надолго остался эмблемой советского движения «Автостоп».