НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовКрутые гонки

В России на 70–85% повышен утилизационный сбор на импортные автомобили

5 октября 2024 15:00
С 1 октября в России на 70–85% выросли ставки утилизационного сбора на новые импортные легковые, грузовые и коммерческие автомобили. Российские автозаводы во главе с «АвтоВАЗом» пролоббировали кратное повышение «утиля» за счет ежегодной индексации вплоть до 2030 года. Чиновники надеются, что китайские производители начнут строить заводы в РФ. Однако опрошенные «Газетой.Ru» эксперты убеждены, что автокомпаниям из КНР это невыгодно, и они просто повысят цены.

Постановление правительства о повышении утильсбора для новых импортных автомобилей, разработанное Минпромторгом, вступило в силу с 1 октября. Оно предполагает, что размер сбора на новые иномарки с моторами рабочим объемом 1−2 литра вырастет с 300,6 тыс. рублей до 556 тыс. рублей. Сильнее всего подорожают автомобили с агрегатами объемом от двух и от трех литров, тут платеж вырастает сразу в 1,8 раза, до 1,6−2,3 млн рублей, в зависимости от точного объема в кубических сантиметрах.

Тем же постановлением правительства устанавливается, что утильсбор будет повышаться ежегодно вплоть до 2030 года.

И через шесть лет, к примеру, для самого массового сегмента рынка, машин с двигателями 1−2 литра, он должен стать однозначно заградительным — 1,12 млн рублей.

Эту сумму придется заплатить при ввозе автомобиля в дополнение к прочим таможенным платежам.

Хуже всего ситуация обстоит в сегменте подержанных автомобилей, для них тарифы становятся заградительными уже с 1 октября. Так, автомобили с объемом двигателя от 2 до 3 л старше трех лет раньше облагались утильсбором в 1,3 млн рублей, а с сегодняшнего дня платеж вырос до 2,37 млн рублей.

Источник: DPA/TASS

Впервые утилизационный сбор был введен в России в 2009 году как инструмент защиты национальных автопроизводителей от ввоза подержанных иномарок. Платеж периодически пересматривается, в августе 2023 года его повысили после заявлений «АвтоВАЗа» об экспансии китайских автокомпаний на российском рынке, а в июле 2024-го — проиндексировали для некоторых категорий грузовой и строительной спецтехники.

Источник: Авто Mail

В «АвтоВАЗе» решение правительства об ежегодной индексации утильсбора поддержали.

«Поэтапное повышение утилизационного сбора станет весомым стимулом для иностранных брендов инвестировать в производственные проекты на территории нашей страны, локализовывать своих поставщиков и создавать партнерские проекты с российскими автопроизводителями. Эти шаги позитивно скажутся на развитии отечественного автопрома и смежных отраслей промышленности, а также предсказуемости и стабильности ценового позиционирования автомобилей российского производства», — говорится в официальном заявлении «АвтоВАЗа» по этому поводу.

Насколько подорожают машины

Повышение ставок утилизационного сбора приведет к серьезному подорожанию автомобилей, убежден президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин.

«Мы ожидаем, что уже скоро повышение цен на автомобили достигнет 20% из-за утвержденного решения о повышении ставок утилизационного сбора», — сказал он «Газете.Ru».

Подщеколдин отметил, что такое решение приведет к подорожанию не только автомобилей, но и услуг и товаров — всего, что связано с транспортом.

Дилеры ожидают, что цены на машины вырастут не сразу, потому что в стране есть запас нераспроданных авто. По подсчетам основателя проекта «Автомаркетолог» Олега Мосеева, в России, по состоянию на сентябрь, стоки новых китайских автомобилей составляли свыше 400 тыс. единиц. Он полагает, что эффект от повышения сбора не скажется на ценах, пока эти машины не будут распроданы.

Источник: Haval

«Плюс надо понимать, что в России есть завод Haval, который получает промсубсидии, и возможно, что к Haval добавятся еще другие китайские производители, которые ведут переговоры по поводу сборки и локализации автомобилей в России. Поэтому это стабилизирующий фактор, который будет мешать оставшимся [компаниям] резко повышать цену», — заявил Мосеев «Газете.Ru».

Эксперт ожидает, что в среднесрочной перспективе ассортимент импортных китайских автомобилей будет уменьшаться, потому что китайские бренды, которые не смогут локализоваться в России, вряд ли смогут конкурировать с теми, кто сумеет это сделать.

«С точки зрения ассортимента в среднесрочной перспективе, да, мы потеряем. Но здесь, опять же, вопрос в том, что у нас топ-10 автокомпаний продают 80% автомобилей на рынке. Я все время привожу пример Канады, где 23 автомобильных бренда. И ничего, канадцы не страдают от этого», — подчеркнул Мосеев.

Повышение утильсбора на автомобили накладывается на повышение Центробанком учетной ставки, отметил в беседе с «Газетой.Ru» вице-президент «Национального автомобильного союза» (НАС) Антон Шапарин. По его словам, одной рукой чиновники борются с ростом инфляции, а другой рукой стимулируют эту же инфляцию, потому что утильсбор — это мощный фактор для ее роста.

«Понятно, что доступность целого ряда китайских автомобилей резко снизится. И это повлечет за собой рост доли “АвтоВАЗа” и сокращение выбора для россиян. Для “АвтоВАЗа” это также уничтожение позиций конкурентов. Соответственно, более выигравших я не вижу, потому что все цели правительства по локализации — я не уверен, что они будут достигнуты за счет увеличения утильсбора. Китайцы и раньше не стремились на наш рынок, не заходили на наши заводы, расталкивая друг друга локтями, и сейчас они будут просто продавать дороже», — заключил Шапарин.