Чистка дроссельной заслонки — это необходимая периодическая процедура для двигателей внутреннего сгорания. О том, когда именно нужно ее проводить и почему вообще требуется вмешательство в работу этого узла двигателя, проекту Авто Mail рассказал руководитель отдела обучения НПК «Автоприбор» Артем Березин.
«Дроссельная заслонка отвечает за подачу воздуха в камеру сгорания: когда водитель нажимает на педаль газа, заслонка открывается, увеличивая объем воздуха. Одновременно электронный блок управления двигателя увеличивает и подачу топлива. Увеличение массы топливовоздушной смеси закономерно приводит к росту оборотов двигателя.
Существует два фактора, влияющих на загрязнение дросселя. Основной — маслянистый налет, образующийся в процессе работы системы рециркуляции картерных газов. И второстепенный — загрязненный воздушный фильтр, пропускающий микропесчинки и пыль во впускной коллектор.
Система рециркуляции направляет образующуюся при работе двигателя смесь из газов, масляной пыли и недогоревшего топлива обратно на дожигание. При этом, частицы такого тумана неизбежно оседают на внутренней поверхности заслонки, уменьшая пропускаемость и затрудняя работу движущихся частей.
Процедура очистки дроссельной заслонки обычно не предусмотрена заводом изготовителем как обязательная при выполнении ТО, вместе с этим, она является популярной дополнительной услугой в автосервисах.
Поскольку на интенсивность загрязнения влияет ряд факторов, строгого регламента не существует. Рекомендуемой нормой считается каждое второе межсервисное ТО. Для атмосферных бензиновых двигателей это 20 000 км, для дизельных и турбированных моторов 15 000 км, а для спортивных автомобилей от 7 500 до 10 000 км.
Это связано с тем, что в турбомоторах из-за более высоких температур и давлений в системе впуска нагар на дроссельной заслонке может образовываться быстрее. Однако современные системы турбонаддува оснащены более эффективными системами очистки воздуха, что может снизить риск загрязнения.
Симптомы, которые могут указывать на необходимость проверки узла:
- Двигатель заторможенно реагирует на нажатие педали газа, ухудшается динамика. Либо, наоборот, при отпускании педали газа, динамика снижается менее интенсивно.
- Обороты двигателя на холостом ходу начинают «плавать». А на малых оборотах и низких скоростях движения наблюдаются «подергивания» автомобиля.
- Растет средний расхода топлива.
К причинам образования нагара также можно отнести использование низкокачественного топлива с примесями и отложениями, неисправности системы зажигания и конкретно пропуски, неисправная система рециркуляции отработавших газов», — объяснил эксперт.