Эксперт объяснила, что ценообразование на обязательную страховку не очень гибкое. Тарифы регламентированы государством, и от страховщика к страховщику итоговая стоимость полиса варьируется несильно.
При этом скидка идет за безаварийную езду и множество повышающих коэффициентов: за количество лиц, допущенных к управлению; за возраст и стаж: для неопытного автомобилиста страховка будет дороже; город и регион использования транспортного средства: чем меньше населенный пункт, тем меньше вероятность ДТП и дешевле ОСАГО; мощность авто: чем мощнее машина, тем дороже полис.
В результате самую дешевую страховку ОСАГО получится сделать в трех случаях: при приличном стаже вождения в несколько лет; при отсутствии аварий; при владении умеренно маломощной машиной. Кроме того, на стоимость влияет срок действия страховки. Полис, оформляемый на короткий срок, будет дороже, чем при страховании на год.
Для того чтобы сэкономить на приобретении полиса, стоит пользоваться агрегаторами ОСАГО, отметила руководитель Центра финансовой экспертизы Роскачества.
«Мы рекомендуем пользоваться агрегаторами разных страховщиков. В них можно сравнить персональные базовые ставки и за счет разницы в тарифах существенно сэкономить. Многие компании предлагают различные акции на своих сайтах, когда вы рассчитываете ОСАГО по их калькуляторам, чтобы заманить клиентов. Так вы можете получить скидку», — сказала Вяльшина.
Также эксперт отметила: если человек не готов отдавать много денег за страховку, то следует выбирать менее мощный автомобиль при покупке. Машины мощностью до 50 лошадиных сил включительно имеют самый низкий коэффициент в формуле для расчета стоимости полиса ОСАГО — 0,6. Самый высокий у авто мощностью более 150 лошадиных сил — 1,6.
Многие страховые компании учитывают историю нарушений правил дорожного движения и штрафов при расчете базовой ставки, поэтому необходимо соблюдать ПДД, не получать штрафы и не попадать в аварии.
Эксперт также обратила внимание на то, что страховка с ограничениями будет стоить почти в два раза дешевле, чем неограниченная или «открытая». Это потому, что первая считается на основании личных коэффициентов водителей, тогда как «открытая» считается по общим.
«Если в полис нужно вписать автомобилиста с высокими КБМ (коэффициентом бонус-малус. — Ред.) и КВС — коэффициентом возраста и стажа вождения, выгоднее оформлять ОСАГО без ограничений. Страховка может обойтись в несколько раз дешевле, и машиной будут вправе пользоваться разные водители», — подчеркнула Вяльшина.
В случае если автомобилист планирует пользоваться автомобилем не постоянно, а в какой-то определенный сезон, то стоит при оформлении ОСАГО указать конкретный период, когда будет использоваться машина. Так страховка выйдет дешевле примерно на 20%, уточнила эксперт. Компании снижают коэффициент сезонности, если авто используется меньше девяти месяцев в году.
Также она рассказала про коэффициент «бонус-малус», который учитывают все страховые компании. Каждый год за безаварийную езду водителю делают скидку по ОСАГО примерно на 5% именно из-за КМБ, но за грубые нарушения ПДД и ДТП ее сумма может существенно вырасти.
«Если вы оказались участником дорожного происшествия не по своей вине и потеряли скидку за безаварийную езду, напишите заявление в страховую компанию с просьбой проверить установленный КБМ и отправить данные в АИС РСА», — добавила Вяльшина.
Еще руководитель Центра финансовой экспертизы Роскачества посоветовала проверять все данные в договоре со страховой компанией, а также не включать в страховку новичков. По ее словам, лучше вообще быть единственным водителем в ней.
Ранее, 12 августа, в Российском союзе страховщиков сообщили, что первое место по частоте страховых случаев по ОСАГО за период с июля 2023-го по июнь 2024 года заняла Республика Дагестан. Частота страховых случаев в регионе составила 8,1%, что ниже, чем годом ранее, на 2,5 процентного пункта. Второе место заняла Республика Ингушетия (8%), третье — Чеченская Республика (6,6%).